Живо для платформы:

В игре появился соревновательный режим, представляющий собой симулятор хакера в виртуальном пространстве.

Киберрасизм

Вообще, между ведьмаком Геральтом и агентом Адамом Дженсеном немало общего. Даром что последний живёт в будущем, а не в прошлом, а отличает его не сивый хвостик, а чёрные очки и такого же цвета козлиная бородка. Оба — это ненастояще созданные машины для убийства, сверхлюди, обладающие недоступными обыкновенным смертным способностями, при этом больше, чем другие, заботящиеся о добре и правды. Или не заботящиеся — решайте сами!

Именно эта искусственность и «особенность» становится вином того, что на Адама Дженсена косо смотрят, после того как в 2027-м году миллионы таких же, как он, киборгов вдруг слетели с катушек, потеряв на короткое время контроль над собой. С тех пор их почти в отворённую ненавидят: всячески притесняют в правах, ограничивают и загоняют в гетто. В ответ показалась организация КПА, борющаяся за права «аугов» — то есть людей, обеспеченных имплантами.

Спустя два года, в Праге, где разворачивается действие Mankind Divided, случается теракт, за каким вроде бы стоят ауги. Ирония в том, что именно Адаму Дженсену, служащему в Оперативной группе 29 (это подобный местный Интерпол), поручают выйти на лидера КПА и арестовать его. А Адам при этом один-единственный в конторе аугментированный агент. Чтобы вы поняли положение, в каком он оказался, представьте, что во время недавних беспорядков в США, когда темнокожие убивали на митингах белоснежных полицейских и наоборот, в местном управлении полиции служит один-единственный коп-афроамериканец, которому поручают расследовать это дело.

Свой среди посторонних, чужой среди своих

Сценаристы Deus Ex: Mankind Divided, как и их коллеги из CD Projekt, весьма грамотно и правильно мешают фантастику и отвлечённые вещи (в этом случае — киберпанк, иллюминатов, трансгуманизм и прочие теории комплота) с более чем актуальными, близкими всем темами.

Deus Ex: Mankind Divided обзор игры

Район алых фонарей реализован со знанием дела.

Практически сразу же мы попадаем в атмосферу тотальной дискриминации, ксенофобии и расизма. Прага напоминает уже не столько типический киберпанковский мегаполис, сколько столицу тоталитарного полицейского страны, где копы на каждом шагу требуют у аугов, в том числе и у Дженсена, документы и отправляют неблагонадёжных в пригородные трущобы, в гетто для таких киберотбросов.

Одновременно возникают мощная интрига и груда вопросов. Почему единственного в команде киборга отправляют охотиться за лидером организации, отстаивающей права как раз аугов? Кому это выгодно, кто виноват? И уж не подстава ли всё это, преследующая вдали идущие цели? Естественно, подстава — и сразу же Дженсен по престарелой привычке погружается в водоворот новых скандалов, интриг, расследований и теорий комплота. В которых, впрочем, будет масса отсылок и пояснений к событиям прошедшего и будущего, показанным в разных играх серии.

Дженсен там, Дженсен тут!

Однако сама подача сюжета и в цельном структура игры не изменились по сравнению с Deus Ex: Human Revolution. Есть отворённый город, который мы вольны свободно исследовать, выполняя различные задания или просто взламывая чужие компьютеры в чужих квартирах. И есть непременные сюжетные миссии, когда нас десантируют в какое-нибудь место (помимо Праги будут ещё трущобы для аугов, Дубай, Лондон) и приказывают любым способом (замкнуто или в стиле Рэмбо) выполнить определённую задачу, добраться до какой-либо важной персоны. В конце ждёт обязательный диалог, напоминающий зачисление у психотерапевта.

Но при этом всего стало больше — самого города, заданий и диалогов. Прага гораздо больше по размерам, чем Детройт или Хэнша из Human Revolution. Город веселит совершенно шикарным киберпанковским дизайном и архитектурой, наличием натуральнее (ну почти) жизни на улицах, обилием всевозможных сценок с участием граждан и полиции, сочетанием фонтанов, мостов, многообразных зданий, магазинов, куда можно зайти и поторговать, баров и борделей. Пришлось даже завести систему быстрого перемещения через метро — Прага поделена на несколько больших кварталов.

Deus Ex: Mankind Divided обзор игры

Во время диалогов иногда возникает возможность скоро прервать собеседника, например успокоив или обвинив его.

И в этом городе Адаму есть чем заняться помимо своих дел и интриг. Едва-едва выйдя из своей квартиры в самом начале игры, он может забраться в какие-то канализации, набрести на удивительных культистов и заняться расследованием этого мутного дела, не обращая внимания на вопли шефа из конторы: «Адам, ты где? Я жду тебя на работе!»

Потом ещё будут труд на местных криминальных авторитетов из «грузинской мафии» или, например, сбор компромата для оппозиционных журналистов. И даже во пора выполнения какого-нибудь сюжетного задания вас могут попросить о добавочной услуге — к примеру, спасти задержанного из лап полиции, найти его карту пробела и воспользоваться дополнительным паролем.

Говорит и выбирает Адам

Сценаристы не бомбят нас, как это сейчас принято, акцентированными моральными вопросами. Главные нравственные дилеммы традиционны для серии — работать скрытно или в открытую, убивать или оглушать, ломиться в дверь, подавать взятку и угрожать или хитрить и идти в обход через вентиляцию (ну разумеется, через вентиляцию).

Но периодически случаются действительно непростые ситуации, спрашивающие именно нашего решения, — когда, например, необходимо выбрать, кому из двоих аугментированных «соратников по несчастью» активировать фальшивые документы. Тот, кому не повезло, скорее всего, будет взят или сослан в гетто. Некоторые важные развилки (кому, так, отдавать важную улику) прямо повлияют на условия, в каких будет дальше действовать Дженсен, и, хотя глобально сюжет остаётся в заданных рамках, это не может не веселить. Как и наличие сводного ролика в конце в духе Fallout, где игра подытоживает все наши деяния.

А вот в душеспасительных диалогах, когда мы используем социальный корректор, определяющий психотип собеседника, нам, как правило, не подают выбора между «арестовать или отпустить, убить или пощадить», а предлагают уверить собеседника сдаться самому, пойти на попятную, поделиться какой-то информацией и так дальше.

Deus Ex: Mankind Divided обзор игры

Вариантов действий в укрытиях теперь больше.

Увлекательная болтология

Зато сам процесс убеждения, наблюдения за реакцией и подбора реплик сделался ещё интереснее. Да и самих диалогов в Mankind Divided больше, они лучше, дольше, сложнее и разнообразнее. Каждый квестовый персонаж тут обожает поболтать о существования и текущей политической ситуации. И даже при первой встрече с одним из лидеров КПА, громилой Виктором Марченко, напоминающим киберорка в панцирю, с ним можно провести увлекательную беседу о непротивлении злу насилием, о терроризме и революции.

Покинув за скобками некоторую иронию, признаем, что таким образом Mankind Divided поднимает подлинно серьёзные, актуальные темы — куда более актуальные, чем проблемы трансгуманизма. Кому-то даже может показаться, что тут авторы переусердствовали, спутав игру и книгу, и сюжет вязнет в постоянных диалогах, рассуждениях и рефлексии. Но серия вечно отличалась именно умными сценариями, где главное — не лихая голливудская режиссура (с этой точки зрения Mankind Divided ничем особенным не выделяется), а именно что диалоги, оценки и рассуждения.

Если уж и предъявлять притязания к сценарию, так это за откровенно прерванный на полуслове финал, явно оставляющий задел на продолжение. И за то, что манеру Адама Дженсена, в отличие от того же Геральта из Ривии, недостаёт «живинки», какого-то личностного нерва, надлома. Почему он лезет во все дырки, как он отдыхает, как проводит время с товарищами и что скрывается за этими чёрными очками? Дженсен действует чересчур уж механически, напоминая персонажа книги/игры/фильма, придуманного под конкретные идеи.

Deus Ex: Mankind Divided обзор игры

В игре показались зачатки «крафтинга»: из металлолома можно собирать разные здоровые предметы.

Лучше, больше, живее

Механика, как и подача сюжета, утилитарны не изменилась по сравнению с Human Revolution. Всё то же сочетание экшена и стелса, ползание по вентиляции, взлом компьютеров и электронных замков сквозь знакомые мини-игры, поиск паролей и кодов доступа. И всё те же пакеты «Праксис», какие мы получаем по достижении новых уровней, чтобы открыть новоиспеченную аугментацию или улучшить уже существующую.

Но ко всему этому авторы сделали точечные и весьма правильные добавки и надстройки. Первое и самое главное — они подлинно позволили избегать в подавляющем большинстве случаев открытых схваток, даже в конце сюжетных заданий, когда мы уже по привычке ожидаем обязательного свидания с «боссом». Проведёте беседу правильно — на вас не лишь не нападут, но ещё и важной информацией поделятся. В противном случае да, придётся повоевать.

Для тех, кто предпочитает собственно скрытное (то есть правильное) прохождение, это несколько обесценивает появление в игре экспериментальных аугментаций, наведённых именно на сражения, — например, широко разрекламированной подкожной панцири «Титан» или выкидного наноклинка.

С другой стороны, радует само присутствие новых интересных модификаций, среди которых есть и рассчитанные собственно на стелс и нелетальное прохождение (вроде встроенной в руку шоковой пушки «Тесла», способной после «апгрейда» вырубать до четырёх мишеней одновременно). Важно и то, что до определённого момента (пока не выполните значительный квест) нельзя устанавливать сразу несколько экспериментальных имплантов — доводится какие-то отключать навсегда, чтобы не перегрузить энергосистему нашего кибернетического агента. Это вносит добавочный элемент в процесс выбора тактики прохождения.

В любом случае и ценители стелса, и те, кто не против отворённого боя, по достоинству оценят то, насколько удобнее стала система укрытий. Она позволяет и грамотно оценивать перемещение неприятелей на уровне (и даже тихо вырубить их через препятствие), и сноровисто перемещаться на дальние расстояния между стенами и ящиками посреди лихого сражения. Ну и вообще всё тут спокойнее, комфортнее для игры — бой, управление, интерфейс, процесс взлома.

Deus Ex: Mankind Divided обзор игры

Игра перемещена и озвучена на русский. Правда, иногда молодые тут почему-то сообщают пожилыми голосами. Да и матерятся едва ли не чаще, чем в третьем «Ведьмаке».

Deus Ex: Mankind Divided воображает собой дополненную, кибернетически улучшенную версию Human Revolution, в какую установили очень правильные аугментации. Больше масштаба, независимости, интересных заданий, диалогов и взрослых тем, больше стелса, оружия и имплантов, прекраснее и детальнее графика, удобнее всё остальное. При этом прохождение не сделалось проще — даже наоборот. Это здорово модифицированная Deus Ex — и страшиться её должны только конкуренты в борьбе за звание лучшей игры года.

Плюсы: увлекательный сюжет, поднимающий непростые и живые темы; свобода действий и решений; большой, детально отработанный город; интересные побочные задания; новые аугментации, какие не навязываются и не портят, а дополняют игру; удобная система укрытий; вяще возможностей для стелса и нелетального прохождения; шикарные графика, музыка и атмосфера.
Минусы: сюжет всё же не так нелинеен, как хотелось бы; некоторые персонажи, включая главного героя, недостаточно открыты.