Живо для платформы:
Махонький мальчик по лесу гулял — больше его никто не встречал!
Limbo запомнилась тремя предметами. Во-первых, это гениальный художественный стиль и атмосфера, напоминавшая ранние чёрно-белые кинофильмы эпохи немецкого экспрессионизма. Когда главный герой, мальчишка, бежал по мрачному, тёмному лесу, а деревья, казалось, тянули к нему свои ветки, это одновременно возбуждало в памяти фильмы «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине (Robert Wiene), «Носферату. Симфония ужаса» Фридриха Мурнау (Friedrich Murnau) и «Утомленная Смерть» Фрица Ланга (Fritz Lang). Чёрно-белая палитра с преобладанием собственно чёрного, где светились в основном только глаза мальчика, в Limbo влюбляла в себя с первого кадра.
Во-вторых, беспрерывная смерть главного героя, которым, напоминаю, был ребёнок. На протяжении этой небольшой игры мы десятки раз наблюдали, как тело мальчишку рассекают на части разные ловушки и капканы, рвёт в клочки паук. Всё это тоже укладывается в стилистику сумрачного немецкого экспрессионизма, но то, как чистосердечно и показательно датчане нарушили негласный запрет на убийство детей в играх, несколько ошарашивало.
Наконец, в Limbo была продвинутая физика, позволявшая решать различные головоломки. Впрочем, слово «разные» тут достаточно условно — на самом деле почти всё пора мальчик перетаскивал ящики, нажимал рычаги, ползал по верёвкам и раскачивался на них. И лишь ближней к финалу появлялись более интересные задачки, связанные с гравитацией и её отсутствием. Это дало предлог некоторым особенно прихотливым критикам пожурить авторов, но их голос утопал в гуле всеобщего одобрения.
Limbo 2.0?
В Inside всё то же самое, неужели что сделана она на другом движке, на Unity, а в её чёрно-белой палитре показалось чуть больше света и даже цвета — жёлтые цыплята, алые кнопки…
Снова безупречный художественный стиль на стыке готики, нуара, футуризма и фантасмагории. И опять мальчик бежит по неуютным локациям (по лесу, конечно, тоже), спасается от злобных собак, жестоко умирает через каждые пять минут и перетаскивает ящики. Механика безотносительно та же — ребёнок умеет бежать вперёд-назад, прыгать да хвататься за объекты. Драться его так и не научили — нужно убегать, прятаться, хитрить, выманивать неприятелей, заставляя их совершать лишние движения, а потом снова бежать или уплывать.
Почти дословно повторяются отдельный загадки и ситуации. В Limbo мальчик мог ухватиться за лапы огромного комара и перелететь сквозь препятствие. В Inside он тоже пользуется помощью окружающей флоры и фауны — так, цыплятами, которых можно заманить к специальному агрегату, чтобы тот выпалил ими и сбил очередной ящик на землю. Всё это также дало кой-каким повод обвинить датчан в однообразии, а теперь — и в самокопировании.
Мистика, генетика и антиутопия
Если это и новоиспеченная версия той же игры, то именно что дополненная и улучшенная — более цельная, продуманная и многообразная.
Первая работа студии была такой мрачной фантастической сказкой с аллюзиями на «Божественную комедию», а вторая — это уже сумрачная антиутопия, чем-то напоминающая роман Джорджа Оруэлла (George Orwell) «1984». Всю путь мы убегаем от каких-то странных людей, которые то ли превращают иных в зомби, то ли оживляют мёртвых, то ли проводят странные генетические эксперименты. Как и в Limbo, нам ничего толком не объясняют, но в Inside интрига придерживается до самого финала, а там начинается такой сюрреализм, что потом ещё длинно сидишь, уставившись в финальные титры, и задаёшься вопросом: что это, дьявол возьми, было? История оставляет массу пространства для различных догадок и толкований. Плюс ещё есть скрытая концовка, для открытия какой нужно собирать секреты.
К тому же Inside, несмотря на вкрапления краски и чуть более светлую палитру, игра даже немало страшная — а всё потому, что тут больше мистики и меньше ясности. В какой-то момент под водой нас начинает штурмовать странная девочка с длинными волосами, словно сбежавшая из японских хорроров. Кто это или что это, опять же малопонятно, и это незнание пугает больше, чем вполне понятные пауки…
«Вихрь, ветер! Ты могуч»
Упражнений с ящиками по-прежнему много, но обставлены они увлекательнее. У некоторых ящиков, например, есть моторчик, и они могут самостоятельно подыматься в воздух. То же самое с водными процедурами — мальчик периодически плавает, утопает и регулирует уровень воды. Но при этом физика жидкости тут используется пуще и любопытнее. В каких-то ситуациях вода вообще оказывается над пустотелом, так что, выплывая из неё, вы падаете наземь.
Всё так же много и загадок на скорость реакции, на пора, когда нам нужно чуть ли не с точностью до сотой доли секунды рассчитать, когда и куда необходимо прыгнуть или добежать. Но и тут опять же больше интересных ситуаций. А подмостки, когда мальчонка играет в прятки с убийственными порывами вихри, вообще одна из лучших в жанре.
Кроме того, есть загадки, связанные с возможностью дистанционно править другими людьми, — мы заставляем их открывать решётки, перетаскивать те же ящики, подбрасывать нас в атмосфера. В одной ситуации, чтобы не выдать себя, нужно обратиться в такого же «зомби», повторяя за другими прыжки и повороты. В иной — освободить более десятка таких «болванчиков» и привести их в установленную точку, чтобы они встали на плиту и открыли нам дверь. Разумеется, чем-то это напоминает упражнения с клонами из The Swapper, но датчане сделали их по-своему, идеально вписав в антиутопическую атмосферу, целую страшных, неуютных тайн.
Наконец, зрелищнее и активнее используется физика — мы, так, можем пробивать стены и потолки в определённых местах, правя небольшим батискафом.
Сообщают, дважды в одну и ту же реку не входят. Но, видимо, говорят не в Дании. Студия Playdead спустя шесть лет где-то повторила, а где-то переосмыслила, дополнила и улучшила собственную же дебютную игру. И опять не прогадала — Inside купается в море аплодисментов со стороны и критиков, и игроков. Мы присоединяемся к ним, но всё же охота пожелать, чтобы в третий раз разработчики зашли в какую-нибудь иную реку и выпустили что-нибудь действительно новенькое, пусть даже и чёрно-белое.
Плюсы: интригующая, целая загадок история; выдающийся художественный стиль; безупречно вынесенная атмосфера; множество интересных загадок.
Минусы: в целом механика, а также отдельный ситуации и загадки дословно повторяют Limbo.