Живо для платформы:
Избей их всех
Перед нами самый обычный beat ’em up — жанр, во многом прославившийся благодаря перечисленным рослее сериям. Геймплей незамысловат и не требует напряжённой работы думы — есть линейный уровень, есть враги на нём, есть основной герой (или герои), который должен пройти этот степень от начала и до конца, уничтожив всех встреченных на пути противников. Из оружия — кулаки и башмаки, порой предоставляется возможность подобрать с поверженных неприятелей ножи, колочены, арматуру или даже «огнестрел» (последний, впрочем, большая раритет).
Враги слабенькие и не могут похвастаться большим умом, зато их немало. Порой настолько, что за ними еле-еле разглядишь персонажа под своим управлением, а после очередной схватки тела уложенных устилают пол сплошным ковром. Кроме рядовых противников в крышке каждого уровня нас ждёт сражение с особо сильным представителем вражьего лагеря — «боссом». Как правило, каждый из таких соперников, в отличие от безликих обыкновенных бойцов, обладает, кроме яркого внешнего вида, столь же нестандартным манером ведения боя. Порой приходится принимать во внимание и локацию, где выходит схватка, — она может как помочь, так и помешать (или всё сразу).
Всё вышеперечисленное встречалось сотни и сотни раз в бесчисленных играх этого жанра как на различных консолях, так и на PC. Если разыскивать, чем Mother Russia Bleeds выделяется из стройного ряда, то в перечне отличий достоверно не будет геймплея.
Glasnost, Perestroika, Uskoreniye!
Оставив игровой процесс в привычных рамках, разработчики из французской Le Cartel Studio в целую силу отыгрались на всём остальном, дав волю фантазии при создании сюжета и визуального манера. Место действия — Советский Союз времён Перестройки со всеми присущими этой эпохе атрибутами, однако доведены они до крайнего абсурда. Придётся побывать грязные тюремные камеры и городские трущобы, ночной клуб для «новоиспеченных русских» и особняк партийной элиты, покататься на электричке и прогуляться по железнодорожному вокзалу. Пожалуй, всё это подлинно существовало в нашем советском прошлом, но явно не принимало те конфигурации, которые пришли в голову сценаристам. Тюрьма стала пунктом проведения странных экспериментов над живыми людьми, в трущобах, вяще похожих на какое-нибудь негритянское гетто, процветают беспредел и сила — уличные бои и наркомания здесь правят бал. Электричка становится пунктом настоящей битвы между «гопотой» и милицией, а ночной клуб и вовсе воображает собой место сбора любителей садомазохистских удовольствий в самых крайних конфигурациях.
Добавьте ко всему этому завязавшуюся (не без помощи игрока) в городе революцию и регулярные наркоманские трипы, посещающие основных героев, — получится полная сюрреалистичности картина, не имеющая ни малейшего взаимоотношения к реальности. Больше всего этому способствуют, конечно, графика и музыкальное сопровождение. Пиксель-арт пиксель-артом, но противники, начиная от нечистых бомжей, заканчивая совсем уж непонятными и пугающими созданиями, а также локации (особенно степень в тюрьме) вызывают почти физически ощутимое омерзение.
Несмотря на наименование, развесистых клюквенных зарослей в Mother Russia Bleeds не отыскать — балалаек и медведей с бутылками водки здесь не будет, даже шапки-ушанки у тюремной охраны глядятся вполне естественно. Видимо, на такую банальность разработчики разрешили не тратиться, направив все силы на создание как можно более абсурдной и отвратительной версии СССР.
Под сделаться происходящему и главные герои: четверо друзей, в кои-то вежды носящие нормальные русские имена, — Борис, Иван, Сергей и Наташа. Как видим, и тут обошлось без клюквы, хотя в плане имён и названий этим зачастую грешат даже отдельный серьёзные проекты. Но в остальном персонажей обычными назвать никак невозможно. Занимаются они уличными боями, во время которых не стесняются демонстрировать звериную бессердечность, забивая противников до смерти голыми руками. Кроме этого, все четверо балуются чрезмерно сильным наркотиком — «некро», который ещё сыграет свою роль в истории основных героев. Несмотря на то что они вроде как действуют на стороне «хороших», кое в чём четвёрка почти не выделяется от своих врагов: Борис, к примеру, в качестве насмешки использует швырок собственных экскрементов в противника.
«Раззудись, плечо, размахнись, рука!»
Проходить каждый отдельный степень можно любым героем, но сетевого режима почему-то нет, если, разумеется, не считать таковым возможность подключения ещё пары-тройки геймпадов для игры на одном экране. И это, пожалуй, самый основной недостаток MRB. Бить рожи в компании друзей, сидя на одном диване, без сомнения, отличная забава, но где взять напарников тем, кто предпочитает обыкновенный мультиплеер? А ведь прохождение в одиночку в корне отличается от кооператива: неприятели слабее и их меньше, но тем не менее в отдельных моментах справиться одному утилитарны нереально. Да, можно отдать управление остальными персонажами компьютеру, но это совершенно не то — веселья никакого, да и в плане противодействия врагам они не демонстрируют каких-то особых вышин (оно и понятно — иначе игрок стал бы совсем не нужен).
Иная заметная недоработка — это чрезвычайно скудный арсенал приёмов, используемых в бою. Удар ногой, дланью, захват, удар в прыжке, подкат, уворот и мощный удар кулаком — и это на четырёх якобы различных персонажей! Комбинировать удары тоже не получится — можно неужели что подбросить врага после захвата. Нет, совсем уж одинаковых бойцов разработчики подсунуть не решились: у любого свои значения четырёх параметров — силы, скорости, дальности и скачка, но особой разницы в драке между, например, Наташей и Иваном утилитарны не ощущаешь. Тем более что действовать отлично от эффективного шаблона необходимо лишь во время схваток с «боссами». В остальном всё стандартно — ударом в скачке отшвыриваем врагов от себя, одновременно уворачиваясь от пуль, если среди противников есть стрелки, колотим тех, кто поближе, ногами, а против большой толпы используем мощный удар.
Даже слабенький недруг с лёгкостью выдерживает несколько попаданий, потому приходится разбираться с каждым индивидуально. В итоге какой-то кровавой бани, когда искалеченные неприятели разлетаются в разные стороны, устроить не выйдет. Обидно — в той же Hotline Miami, какая не раз вспомнится во время прохождения MRB, с этим было куда лучше. Тут же всё немного затянуто и как-то слишком размеренно для подобного жанра. Кратковременно можно ускориться, зачислив дозу «некро», добытого из тел поверженных врагов, но эффект берсерка скоро заканчивается, да и сам наркотик, которого вечно не хватает, лучше расходовать на лечение.
Зато в парочке мест нам дают разгуляться — так, разбрасывают огнестрельное оружие в изобилии или дают главным героям мечи. Но такие моменты встречаются куда негуще, чем хотелось бы.
Если не растягивать прохождение Mother Russia Bleeds надолго, а постараться пробежать все степени разом (нескольких часов вполне хватит), то надоесть она запросто не успеет, а процесс залихватского разбивания вражеских черепушек позволит недурно отдохнуть. Но вот проходить кампанию повторно или сражаться в режиме манежи против нарастающих волн противников захочется далеко не всем. Всё, что достойно внимания, можно получить и при первом прохождении, а отсутствие мультиплеера и крайне неимущая тактика превращают MRB в обыкновенную игру на один вечер (но весьма весёлый вечер), которая вылетит из памяти уже на следующий день. Запомниться труд французов может разве что атмосферой безумного мира в извращённом манере позднего СССР. Достойно, но жанр любят вовсе не за это.
Плюсы: вынесенный до мелочей стиль; атмосферная музыка под стать картинке; схватки с «боссами».
Минусы: монотонность боёв; отсутствие мультиплеера; главные герои практически не выделяются друг от друга.