Живо для платформы: понимаешь только тогда, когда загадка разгадана, а линия открыт. С другой стороны, здесь практически нет лишних объектов: если что-то и кажется бесполезным, то только поначалу.
Упор на интуицию и память не отменяет смекалки — кто представил себе спортивную ходьбу среди красивостей в духе Dear Esther, тот ошибается. Отдельные моменты квеста довольно удачны, чтобы прикипеть к ним душой, — например, связь лифта в мэрии с автомобильными номерами на заправке. Или перенос дрезины с кубовым лазером на планету Каптар, где в пещерах скрежещут гигантские шестерни. Ситуативно сгодятся даже блокнот с ручкой, чтобы записывать коды для замков. При этом не ожидайте ни экшена, ни какой-либо опасности, ни даже инвентаря — это ведь дистиллированная классика, всё равновелико что прослушать All That She Wants группы Ace of Base на кассете. Изумляться здесь нечему: разработчики заранее предупредили нас о смеси старорежимного геймплея с нынешней графикой на движке Unreal Engine 4.
Выглядит Obduction подлинно здорово, а музыка временами побуждает думать о вечном. Проблема игры в товарищем: авторы нарциссически влюблены в былые достижения Cyan и, как итог, ударяются в самоповторы. Приключения не преподносят сюрпризов, от сюжета пахнет плесенью, зато ближней к развязке он вводит в рутинный транс. Апофеоз уныния надвигается на планете джунглей, где нужно настроить лабиринт, мячиком галопируя между планетами, и заодно избавиться от навязчивого вопроса: куда же всё-таки удалились 1 321 306 долларов, собранных поклонниками студии? Неужто на рисование декораций и запись музыки? Сложной анимации тут нет, искусственного интеллекта — тем более, локации, несмотря на вкусные мелкоте, компактны, а роль единственного персонажа, разговаривающего с героем, взял на себя Робин Миллер.
«Перемен спрашивают наши сердца»
Разгадка проста: Cyan лукавит, устанавливая знак равенства между проведённым в игре временем и полученным от неё наслаждением. Потому что первое правило плохого квеста — отнять у вас драгоценные часы и минуты впустую. Нет куцего пути из одного края локации в другой, хотя все задачи тут уже решены? Смотрите первое правило. Надо три раза пробежать по зажатому между порталами мосту, на каком хоть шаром покати? Смотрите первое правило. Сценарий спрашивает несколько раз подряд использовать один и тот же телепорт? Ну вы знаете, что мастерить… Добавьте сюда халтурную оптимизацию с загрузками, под которые житье пробегает перед глазами, — и поймёте, почему махонький шаг одного человека в Obduction требует почти столько же терпения, сколько и большенный скачок для всего человечества.
Как показал опыт новых XCOM, Wolfenstein: The New Order и DOOM, древность хороша в меру. Представьте, что вы пришли к стоматологу, а он предлагает вам стакан водки для храбрости и хватается за кузнечные клещи. Ровно такой же дискомфорт, отчасти разведённый ностальгией, вызывает прохождение Obduction.
Если вас подкупила эстетика вселенной игры (а она подкупила немало), примите наши соболезнования. Но любителей ворчать с лавочки о верном цвете травы можно только поздравить. Кто хотел встречи с девяностыми и специфическим взором на квесты от Cyan, тот отыщет здесь ту самую атмосферу. Отдадим должное авторам: в эпоху, когда позу не отличить от позиции, они гнут свою черту, прут против моды и игнорируют путь, по которому ведут жанр студии Double Fine и Daedalic Entertainment. По-иному говоря, Myst уехал, Миллеры остались.
Плюсы: живая классика; прекрасная картинка с уймой деталей; попадаются интересные головоломки.
Минусы: пунктирный сюжет; большинство задач спрашивают скорее наблюдательности, чем логики; расчёт на топографический кретинизм и затягивание поре; хромая на обе ноги оптимизация.