Живо для платформы:
Волки и овцы
В отличие от Syndrome, авторы Through the Woods, норвежцы из студии Antagonist, повествуют как раз небанальную историю. Вышедшая незадолго до Хэллоуина, она добавила в этот американский праздник нечисти толику нордовой тоски, одиночества и скандинавской мифологии.
Действие игры разворачивается в наши дни. Мама с сыном выезжают на машине за город, к рекам и лесам западного побережья Норвегии, но молокососа вскоре похищает какой-то мужик на лодке. Обезумевшая мама бросается вслед за ними в холодную воду и в итоге доплывает до удивительного острова. А там её ждут ожившие легенды и мифы Скандинавии во главе с огромным волком Фенриром, какому, как выясняется, раз в пять лет приносят детей в жертву, чтобы сын Локи и Ангрбоды не порвал свои цепи и не устроил всем Рагнарёк.
Впрочем, норвежским дамам, которые оказываются настолько суровы, что прямо в шапке, куртке и с рюкзаком за горбом могут проплыть пару километров в ледяной воде, никакой Фенрир нипочём. Наша мать-героиня бежит от огромных троллей, светит в лицо фонариком какой-то твари с хвостом и размахивает факелом перед мордами огромных волков, чтобы те не близились и не сожрали её. И даёт слабину, лишь когда поющая баба-яга Хель показывает ей на болотах сцены из семейной жизни, напоминающие о том, какой нехороший матерью она была. То есть авторы вносят в эту мифологическую чертовщину ещё и социальный подтекст про нынешние семейные отношения.
А сценариста задрал медведь…
Представлялось бы, всё в Through the Woods на месте — и мистика, и мифология, и актуальный подтекст. Плюс к тому этот остров — натуральный рай для любителей всего скандинавского. Тут есть потрясающие пейзажи, беспросветный, истинно северный лес, глубокие реки, пещеры, гроты и огромные рунные камни. А поселения, какие мы встречаем по пути, кажется, прямиком сошли с картин, из книжек и фильмов про викингов — настолько детально и аутентично они воссозданы. И всё это — под атмосферную музыку.
И всё-таки целиком раствориться в этой атмосфере мешают сразу несколько предметов. Например, разные сюжетные глупости и несуразности, которых тут хватает и помимо геройских женских заплывов в шапочке. Есть и эпические дыры, перечислять какие мы не будем, чтобы не плодить спойлеры, и мелкий идиотизм вроде подмостки в самом начале, когда мать ждёт писающего сына у сортира (весьма атмосферное начало для хоррора, согласитесь!).
А ближе к финалу она декламирует записку, предупреждающую, что где-то на болотах живёт вышеупомянутая баба-яга Хель. И дико удивляется: «Да ладно, не может быть, это, наверное, какая-то шутка». Ага, а то, что двадцать минут назад ты убегала от тролля и разговаривала с двумя волками, умоляя, чтобы они тебя не сожрали, — это, видимо, в распорядке вещей.
Главная героиня вообще частенько раздражает своей непролазной тупостью, которая проскальзывает в её репликах и рассуждениях. К тому же озвучены они весьма вяло и невыразительно, что только усиливает неприязнь к горе-мамаше.
Беги, мама, несись!
Другая проблема Through the Woods кроется в самом игровом процессе. Буквальнее, в его почти полном отсутствии. Да, тролли, ведьмы и волки периодически подлинно нагоняют страху. Особенно когда ты осторожно крадёшься по лесу, нервозно светя фонариком в разные стороны, чтобы не проспать момент штурмы. Но ведь до них ещё надо добежать, по пути не умерев от скуки. Одинешенек из пользователей Steam написал об этом так, что лучше и не скажешь (авторская пунктуация сохранена): «Что дальней? А дальше вы бежите по лесу… бежите… бежите… бежите и тут!!! А тут ничего не выходит, и вы опять бежите… бежите… бежите… бежите… Добегаете до утесы, где дальше не пробежать, и вы разворачиваетесь. Дальше? Дальше вы снова несётесь, только в обратную сторону… и бежите… и беж…»
Конечно, описание несколько утрированно, но в цельном действительно большую часть времени приходится именно что нестись через лес в надежде добраться, наконец, до следующего сюжетного эпизода. Можно, разумеется, по пути искать разные записки, проливающие свет на выходящее, и пополнять коллекцию рассказов из скандинавской мифологии. Но это так, баловство по большенному счёту. А вот каких-то интересных геймплейных механик, кроме бега с преградами и упражнений с фонариком, которым вы светите в морду трём с половиной монстрам, встреченным за игру, в Through the Woods нет.
Причём нестись вы будете, периодически застревая в текстурах, куда-то проваливаясь, матерясь на никакущую оптимизацию (игра на моём ноутбуке трудится хуже, чем Battlefield 1 во время батальных сцен) и старательно отводя очи от анимации. А уж местные кат-сцены вообще без слёз смотреть невозможно — так убого выглядят их участники. Здесь же — баги, двоящиеся в глазах модели персонажей и наглухо закрывающиеся после установки патча двери, из-за чего доводится перезапускать предыдущую контрольную точку.
В Through the Woods был отличный потенциал, но авторы так и не смогли открыть его по полной. Здесь есть несколько сильных сцен, пунктами нам действительно страшно, да и атмосфера тёмного северного леса обволакивает, гипнотизирует. Но в цельном игра больше разочаровывает и раздражает. С другой стороны, собственно меня она заставила полезть в Интернет и прочитать много увлекательного про легенды и мифы Скандинавии — тоже результат, согласитесь.
Плюсы: беспросветный, страшный лес; масса отсылок к скандинавской культуре и мифологии; шикарные ландшафты; аутентичные поселения викингов.
Минусы: некачественное техническое исполнение; прорехи и несуразности в сюжете и в репликах главной героини; вялое озвучивание; примитивный игровой процесс.