Полёты во сне и наяву
Начинающий агент ФБР Анна Тарвер совместно со своей более опытной напарницей едут в небольшой городок Кингдом, чтобы расследовать дело о исчезнувшем подростке. При этом они постоянно что-то едят в одной и той же закусочной, тянут пиво в барах и литрами поглощают кофе из стаканчиков, сидя в машине, — глядя на эти бытовые «пищеварительные» детали, призванные замедлить темп, показать нравы и разбавить «высокий» триллер краской будней, сразу вспоминаешь «Фарго».
А вот сам сюжет — это уже сложное, запутанное полотно в духе полотен Линча, где одна реальная история мешается с другой, приправляется мистикой, ночными кошмарами, символами и психоанализом. За те несколько дней, на какие разбито повествование, произойдёт многое. Дело о пропавшем мальчишке быстро отходит на второй план, а на первый выходят взаимоотношения с напарницей, её вчера и настоящее, тема доносительства в рядах ФБР, аллюзии на то, что все мы носим личины. И тут же — странные сны, кошмары, какая-то птичка, которая то умирает, то оживает. И бизон, преследующий Анну и во сне, и наяву и материализующийся в облике плюшевой игрушки…
Всё это, как и в «Шоссе в никуда», показывается обрывочными подмостками, когда героиня делает шаг по лестнице, через секунду уже оказывается в кабинете начальника, а в вытекающем кадре едет в машине с напарницей и пьёт кофе.
Немое кино
От Firewatch авторы Virginia взяли художественный манера — этакая «полумультяшная» картинка, снабжённая тем не менее вполне реалистичными и весьма красивыми пейзажами.
Кроме того, разработчики обещали, что тут нужно будет «принимать решения, которые навсегда изменят судьбину Анны и её напарницы». Не верьте — никаких решений принимать мы не будем. Virginia —это фактически интерактивное кино без какого-либо намёка на игровой процесс. Всё, что от нас требуется, — пробежать по коротенькой локации (или вовсе даже ходить не надо) и активировать одну-единственную деятельную точку, чтобы история двинулась дальше. Хорошо хоть, что многие локации целы деталей и их интересно изучать.
Причём кино это — немое. Герои и остальные персонажи всё пора молчат и общаются исключительно языком жестов. То есть диалоги с выбором реплик тут отсутствуют как класс.
История в никуда
Впрочем, не в этом проблема игры. Атмосферное интерактивное кино в духе «Фарго», «Натурального детектива» и «Шоссе в никуда», разворачивающееся под великолепную музыку Пражского симфонического оркестра, какую написал Линдон Холланд (Lyndon Holland), автор саундтрека для полотна «50 поцелуев», — это может быть сильно, увлекательно и без какого-либо внятного геймплея.
Проблема в самой истории. Поначалу она подлинно завораживает и увлекает — особенно если вы только что пересмотрели вышеуказанные кинофильмы и поймали соответствующее настроение. Но ближе к финалу очарование разрушают сами авторы.
Как популярно, Дэвид Линч придумал сценарий «Шоссе в никуда», отталкиваясь попросту от самой фразы, от заворожившего его словосочетания — lost highway. А после уже начал выстраивать вокруг него причудливую вязь из мистики, эротики и паранойи. Складывается впечатление, что у сотрудников Variable State тоже вначале было слово — Virginia. Затем они захотели накрутить кругом него что-то «в духе Линча», показывая нам оставляющие ширь для фантазии кусочки большой мозаики, из которых надо уложить что-то более или менее внятное. Надо, но очень сложно.
Представляется, и сами авторы не смогли сложить её и в итоге начали запутывать и себя, и игроков попросту ради того, чтобы запутать и оправдать назойливые отсылки к Линчу. Ближней к финалу они мешают в одну кучу всё подряд, включая какие-то обряды жертвоприношения, путая вчера и настоящее, героев, темы, смыслы, подсмыслы и символы. В какой-то момент ты, усмехаясь, размышляешь, что здесь только инопланетян не хватало. И тут, вы будете смеяться, прилетает… Впрочем, увидите сами.
Рецензии на Virginia пишут The Telegraph и TIME, сообщая что-то в духе «Если вы обожаете Дэвида Линча, то обязаны посмотреть эту игру!». Вылитого действительно много, но разница в том, что над разгадкой сюжета «Шоссе в никуда» охота размышлять до сих пор — на эту тему даже книги пишут. А вот копаться в хитросплетениях истории Анны Тарвер охота меньше. Впрочем, возможно, это я, любитель Линча и Коэнов, не постиг, не смог и не разгадал. Возможно, у вас получится лучше. Virginia — подлинно необычная, стильная и атмосферная игра. Просто она, в отличие от Kentucky Route Zero, не вечно выдерживает ритм повествования и берёт на себя больше, чем может унести.
Плюсы: пять выдержанная атмосфера; кинематографический стиль повествования; шикарный дизайн; состоятельные на детали локации; симпатичная картинка; атмосферный симфонический саундтрек.
Минусы: целое отсутствие геймплея; история перегружена и порой подражает ключам вдохновения во вред здравому смыслу.