Первые полчаса The Evil Within 2 проходят в натуральном замешательстве. Не лишь и не столько из-за традиционно стремительного начала, сколько потому, что все вдруг сделалось… понятно. Никаких тебе загадок, недоговорок и прочих загадочных прелюдий – теперь с порога можно сказать, где ты, зачем и отчего, а заодно и прикинуть развлекательную программу на ближайшие пару вечеров. И это в японском-то хорроре. Дожили, именуется.
Оригинал, если кто не знает, такой роскошью не баловал. Там все было с точностью до навыворот, в формате неудобоваримого коктейля из крученой мистики, психодела и безудержной влюбленности к колючей проволоке, растерянно плюхаться в котором заставляли вплоть до финального срыва покровов. Мутной повествовательной вакханалией The Evil Within мы в свое пора не особо прониклись, но отчасти именно благодаря ей посредственная попытка наново изобрести Resident Evil 4 и запомнилась.
Так что и от сиквела вполне право ждали почерка более-менее похожего. Но в этот раз, как оказалось, разрешили пойти совсем другим путем.
Вместо того, чтобы запрятывать ключевые переменные сюжета за кулисами, в курс дела тут вводят сразу и без лукавой искорки в глазах. Вот, значит, зловещая мегакорпорация, вот ее доморощенная горе-матрица с монстрами, а вот мы, многострадальный детектив Себастьян, какому вновь надо в эту самую матрицу занырнуть. Заблаговременно популярна даже цель путешествия – спасение собственной дочери. А если вы вдруг чего-то там позабыли или не усвоили из первой части, не волнуйтесь, ее тоже попутно перескажут.
Аккурат после шквала вводных роликов, где чрезвычайно болтливые персонажи выкладывают всю подноготную, вышеописанный диссонанс и возникает. The Evil Within 2 всеми мочами показывает, что от игрока не скрывают ну вообще ничего, и наблюдать за этим художественным самоубийством поначалу немножко странно. Ибо общая картина благодаря этому, конечно, воспринимается гораздо легче, но совместно с тем улетучивается какая-то особенная магия неизвестности, на которую пуще всего хорроры и полагаются.
Давайте начистоту. По-настоящему жутко в первой The Evil Within было редко, зато в умении нагонять дискомфорт ей не откажешь – как раз потому, что психологическую опору, какую дает видимая сюжетная логика, она отнимала. Большую доля времени отрицался здравый смысл как таковой, и на этом авторы взрастили плотную атмосферу тревожного неведения.
У новоиспеченной истории своего заглавного «Что происходит?» нет. Мы уже не Себастьян-жертва, а Себастьян-герой, какого на протяжении всей спасательной операции подробно инструктируют, предупреждают и поддерживают. Он по умолчанию ведает, умеет и делает гораздо больше, чем любой другой жанровый протагонист, что почти на интуитивном уровне мешает испытывать искренний ужас от чего бы то ни было.
Как так вышло, сказать трудно. Ближайшее предположение – интригописцы из Tango Gameworks запросто не рассчитывали на продолжение банкета. Все же ответы на главные вопросы уже бывальщины даны три года назад, и пытаться играть в секретики, когда все карты возлежат на столе, было бы глупо.
В результате The Evil Within 2, будучи страшилкой-пугалкой на обложке, на деле оборачивается предельно сквозной экшен-адвенчурой в мрачных тонах. В ней все привычно и знакомо, причем дело не лишь в сюжете и методах его продвижения. Сама игра состоит из насквозь вторичных элементов, принцип труды которых понимаешь задолго до того, как на экране появится соответственный текст обучения.
Заезженный RE-подобный шутер может сколько угодно запугивать дефицитом патронов, но эксперимент подсказывает, что в самый ответственный момент коробочка-другая на пути все равновелико попадется. Стелс со скайримовским глазиком-индикатором предсказуемо сводится к ползанию по укрытиям и бросанию бутылок по подворотням – ровно как в этой вашей The Last of Us или, если без эксклюзивщины, Rise of the Tomb Raider. Про вездесущие системы апгрейдов-крафтов и сообщать не стоит. Разумеется, ГОСТовские «+5% к скорости перезарядки во пора стрельбы на бегу при здоровье ниже половины» за 100 условных колов металлолома есть и здесь.
Приплести умудрились даже отворённый мир, чтоб совсем по законам моды. Само собой, в полновесную песочницу сиквел не обратился. Просто клаустрофобные линейные эпизоды теперь иногда перемежаются локациями-хабами, где игроку развязывают длани и дают в свободном режиме покопаться в мусорках. Это последний гвоздь в покрышку гроба The Evil Within 2 как хоррора – зато целая новоиспеченная жизнь для The Evil Within 2 как приключения. Именно отсюда начинается самое увлекательное.
Слоняясь по виртуальному городку Юнион, в котором выходит действо, рано или поздно замечаешь тропинки из аккуратно разложенных припасов, ведущие в пункты явно несюжетные. Для любопытных путников там подготовлены побочные зарисовки самых различных сортов: от позорно-бестолковых флэшбеков из жизни четвертого трупа слева – до сайдквестов изумительной компетентности. В одном предлагают спасти немногочисленных выживших, иной не без иронии отсылает к оригинальным событиям, а третий вообще запускает длиннющую параллельную (и вполне жуткую, уместно) арку, закончить которую не менее приятно, чем пройти саму игру. Сторонней активности не то чтобы немало, но скроена она так здорово, с катсценами, уникальными наградами и прочими отрадами, что единожды за нее зацепившись, уже не остановишься, пока не расчистишь карту от иконок.
Как-то так до меня в последнем итоге и дошло, что у лоскутного монстра из чужих идей на самом деле есть такая пошлая предмет, как душа. Дело привычки это или еще что, но часов эдак через 8, когда все нормальные хорроры начинают работать на нервы, я вдруг обнаружил, что уже не ругаюсь на каждую первую банальность, а с неподдельным заинтересованностью копаюсь в помойках, ищу запрятанное на уровнях оружие и краем очи даже читаю бесполезные записки. Ни по одному из параметров The Evil Within 2 не должна быть расцветай игрой, но она так старается ею стать, что в какой-то момент все эти проржавевшие шестеренки лязгают – и приводят в движение неожиданно крепкий механизм.
Да, он в лучшем случае зауряден, но есть в нем что-то подкупающее. Какая-то открытая незатейливость плохенького триллера, пойманного в вечернем эфире. Ведаете, такого, который смотришь без должного напряжения и особого заинтересованности, но все равно досматриваешь до конца и почему-то получаешь незамутненное наслаждение.
К тому же игра прекрасно осознает, в какую нишу целит, а потому и ведет себя соответствующе. Пичкает сценарий клише на грани пародийности, впрыскивает нарочито пестрых антагонистов, заставляет главного героя раз по 900 в минуту вопрошать «это че ваще за бред?!?7» и оперирует понятиями образа «генератор стабильного поля», даже не пытаясь их объяснить. И если вдруг останутся сомнения, всерьез ли это они, чуть запоздалее вам предложат отвлечься от спасения дочери и пострелять в убойном аркадном тире. Ну-у-у… нет, не совершенно всерьез.
Во второй половине, когда The Evil Within 2 решительно бросает все замашки предшественницы и ударяется в сюрреалистичный боевик про выбивание дверей с ноги, буквально ощущаешь, насколько ей самой в этих условиях комфортно. Сменив нудную траурную сумбурность на презанятный симбиоз легкого трэша и японской эксцентричности, утилитарны та же самая игра вдруг проявила обаяние, научилась веселиться и запросто стала увлекательной. Да, первая часть была страшнее, сложнее и статнее, но только здесь при упоминании «Новой игры плюс» подлинно хочется задержаться на еще пару десятков часов.
Такой вот заворот. Худшей наследницы и представить нельзя было, но именно за это The Evil Within 2 получает от нас завоёванную зелененькую оценку. За необходимые правки в структуре, геймплейных ударениях, подаче и общем тоне – за смелый и, оказывается, правильный шаг в сторонку.
Сиквелам на заметку: если родная яблоня чахнет, вероятно, стоит укатиться от нее куда подальше.
The Evil Within 2
Да
- Как вам игра?
- +2– +