Once Human почиталась одной из самых ожидаемых игр июля, но, судя по первым отзывам, превратилась едва ли не в главное разочарование. Обвинения в майнинге, подозрения, что авторы противозакооно собирают данные пользователя и даже заражают компьютер вирусами, неоднозначная политика распределения геймеров по игровым вселенным… Что же за игру мы получили?

Вас много, а я один

Естественно, никаким майнингом Once Human, которую издаёт одна из крупнейших китайских игровых компаний — NetEase, не занимается и вирусами никого не заражает. В Сети можно отыскать подробные объяснения, какие именно файлы случайно попали в диспетчер загрузок; ничего крамольного в них нет, а тот факт, что разработчики собирают эти об активности пользователя в игре, — обычная практика.

И всё же меня Once Human
поначалу не то чтобы прямо разочаровала, а, скорее, удивила. Я ожидал акцентированной собственно на выживании игры, а получил лутер-шутер с элементами выживания, что-то в духе The Division. Причём это ММО, которая сразу всем обликом подчёркивает, что вы тут не единственный герой-спаситель, а один из многих.

На старте мы встречаем эту девушку с бабочкой в глазу, которая играет значительнейшую роль в сюжете. Вообще, тут много странных персонажей. Есть ещё, например, торговка, у которой вместо головы… гриб.

В затейливом вступлении нам объясняют причины местного постапокалипсиса. Помимо симпатичной японочки с бабочкой в глазу в наличии эксперименты по созданию персоной породы людей, путешествия между мирами и пришедшие из другого измерения странные создания (их называют девиантами), для войны с которыми и были созданы металюди, то есть мы. А потом нас в буквальном смысле десантируют в мир и предлагают выбрать место для своей базы.

И вот летим мы на здешнем параплане (в этой роли выступает говорящая птица по имени V) и уже с высоты видим, что внизу всё забито базами иных игроков.

Вот я еле втиснул свои полтора метра.

Вот я еле втиснул свои полтора метра.

Чувствуешь себя словно на пляже в июльскую жару. А когда подъезжаешь к пункту первой серьёзной драки, кажется, что ты приехал дикарём на море, а там уже все подступы забиты палатками. Игра сообщает, что лучше бы разместить преходящий лагерь, в котором вы в случае гибели воскреснете. И уже за километр до места всё по обочине забито такими же лагерями других игроков.

The Stardust — это такая местная порча. Действие разворачивается в двух параллельных мирах: один — более спокойный, где не так много опасностей, а вот второй полон этой самой порчи.

The Stardust — это такая здешняя порча. Действие разворачивается в двух параллельных мирах: один — более спокойный, где не так много опасностей, а вот второй цел этой самой порчи.

Всё это отражается на особенностях местного базостроения. И там уже становится не до смеха и весёлых сравнений. Начинаем мы, как обитает, с небольшого участка, потом за разные успехи и достижения получаем умения (они тут называются Memetic), которые постепенно обнаруживают варианты строительства от диванов до стен, верстаков и плавилен для руды. Один из апгрейдов позволяет расширить базу, но этого невозможно делать рядом с дорогами, «крепостями» (большие заброшенные здания с монстрами) и лагерями других игроков. И учитывая плотность здешней застройки, это становится проблемой.

Её можно решить — перейти в другой мир (на каждом сервере их множество) или войти в особый порядок и с высоты птичьего полёта поискать более просторное и подходящее место. Когда это наконец удаётся, и ты находишь пункт у воды, где вокруг никого, зато полно зелени, и солнце пробивается сквозь пальмы, то чувствуешь себя счастливчиком, какой переехал из Бутова на Гоа. Но всё равно смущает сам факт, что ради этого нужно совершать столько телодвижений и танцевать с бубном.

Вот я переехал пока ещё не к морю, а к речке. Стен ещё нет, но тут всё равно рядом — о чудо! — никого нет.

Вот я переехал пока ещё не к морю, а к речке. Стен ещё нет, но тут всё равновелико рядом — о чудо! — никого нет.

Здравствуй, оружие!

Всё это поначалу раздражает. Опять условно-бесплатная ММО со всеми вытекающими — с микротранзакциями, гачей, да ещё и с грудой народа, который буквально сидит у тебя на голове. Но довольно быстро первые впечатления меняются, и в итоге от игры весьма сложно оторваться. В чём дело?

Понятно, что все лутер-шутеры изначально обладают повышенной аддиктивностью, потому что играют на известных человечьих слабостях. Но Once Human — действительно качественный и бесплатный лутер-шутер, где за деньги продаётся практически одна «косметика».

Once Human: Обзор неоднозначного онлайн-шутера

Стоит она дорогостояще, но различные виды ресурсов и валют, в том числе на кастомизацию, можно заработать просто играя в игру, выполняя всевозможные задания, испытания и достижения — тут масса вариаций боевых пропусков, которые постоянно чем-то нас вознаграждают. Есть и платный пропуск, но награды там опять же ориентированы на «косметику».

Так что всё зависит от нас и наших умений. И прямо геймплей действительно затягивает. Тут интересно сражаться — в драках используется не только огнестрел и холодное оружие, но и магия, а собственно телекинез, с помощью которого мы кидаемся во врагов огнеопасными бочками или поднимаем в воздух пушки и расстреливаем из них врагов.

Кроме того, можно призывать на поддержка тех самых девиантов, пришедших из другого измерения. Некоторые из них не ужасные на виду чудища, а забавные существа, которые приносят прок в той или иной сфере. Например, бабочка по нашему приказу может нападать на противников или отвлекать их.

Видов оружия немало, и каждый можно и нужно на верстаках изготавливать, ремонтировать и улучшать. Кроме того, мы вольны цеплять на пушки моды с бонусами, устанавливать дополнительные девайсы вроде улучшенной оптики и всячески раскрашивать их, клеить стикеры. И поверьте, возиться со своей излюбленной снайперкой — одно удовольствие. Всё то же самое относится и к броне, которой тут полно.

Сражаться приходится с разными причудливыми врагами, но этот ходячий автобус до поры до времени лучше не трогать.

Сражаться приходится с разными причудливыми неприятелями, но этот ходячий автобус до поры до времени лучше не трогать.

И миру скажем мы «Привет!»

Кроме того, в Once Human увлекательно исследовать мир — в том числе ради поиска чертежей и прочих ресурсов для крафта. Мир большой, открытый и колоритный. Постепенно нас отправляют в новоиспеченные, всё более опасные, области. И везде стоит ключевая сюжетная задача — убить главную местную гадину, после чего открывается охота на вытекающую. Но никто не мешает вам свободно бродить, искать ресурсы, активировать разные вышки и алтари (за это дают особые награды), зачищать всевозможные подземелья и аванпосты — активностей и точек заинтересованности тьма-тьмущая.

Да, звучит как очередной «опенворлд» от Ubisoft, но активировать вышки (они увеличивают радиус быстрого перемещения) и зачищать аванпосты никто нас не заставляет и уже тем немало не просит делать это по одному сценарию. Каждая из таких зон — уникальная, естественно вплетённая в мир локация. Это могут быть огромный строй, подземная база, просторные фермерские поля с пугалами и кукурузой, мрачная деревня с культистами или затопленный город с крокодилами.

В поисках лута куда только не заводит нас дорога. И везде локации детально проработаны.

В розысках лута куда только не заводит нас дорога. И везде локации детально проработаны.

Каждая такая зона заполнена монстрами, предметами и иногда загадками. И в каждой есть задачи — убить элитного врага, найти все сундуки и так дальше. Но, опять же, никто не заставляет это делать, и вы можете забежать, схватить что-то по квесту и помчаться на своём байке дальней, включив на радио жёсткий рок. Просто если полностью всё зачистить и выполнить задачи, то получите дополнительные награды.

О боже, опять впереди этот автобус — лучше уступить ему дорогу! К слову, помимо байка потом можно будет создавать, ремонтировать и заправлять на своей базе пару видов автомобилей.

О господи, опять впереди этот автобус — лучше уступить ему дорогу! К слову, помимо байка потом можно будет основывать, ремонтировать и заправлять на своей базе пару видов автомобилей.

А ещё здесь куча побочных квестов. Да, почти все так или по-иному сводятся к тому, чтобы что-то найти, забрать и принести, помочь зачистить локацию, расследовать появление очередного чудища или отыскать по подсказкам сокровище. Но это вполне нормально для лутер-шутеров, к тому же встречаются и довольно интересные ситуации, как трагические, так и забавные. В одной сцене мы узнаём, что наш квестодатель послал на смерть беременную, а в другой, придя на поиски дракона-мутанта, обнаруживаем чудика в ярмарочном костюме, для которого придётся стряпать и жарить на плите.

В некоторых заданиях можно видеть события прошлого.

В некоторых заданиях можно видеть события прошлого.

Когда-то человек, а теперь «супер» с котиком

Симпатичное в целом впечатления оставляет и механика выживания. Как я уже сказал, это ММО с элементами выживача, а не наоборот, поэтому всё довольно казуально. У персонажа есть подневольность от голода и жажды, периодически у него снижается выносливость и накладываются разные статусы, если, например, он долго был в воде. Кроме того, в опасных районах и при встрече с агрессивными девиантами начинает снижаться психическое здоровье — если оно упадёт критически, то мы получим как позитивные, так и очень неприятные отрицательные эффекты.

Но в игре полно расходников, которые помогают со всем этим справиться. Плюс можно утилитарны в любой момент и из любой точки перенестись к себе на базу и поспать в постели, чтобы восстановиться. Конечно, чем дальней по сюжету продвигаемся и в более опасные регионы попадаем, тем сложнее становится, но всё равно это не сравнится с тем, что мы наблюдаем в настоящих выживачах.

Once Human: Обзор неоднозначного онлайн-шутера

А вот с ресурсами всё уже посложнее. Да, их немало. Дерево, камни, ягоды, некоторые виды руды постоянно спавнятся рядом с базой, где бы вы её ни поставили. Но для многих значительных операций и для создания/ремонта/улучшения экипировки нужны особые слитки, в частности бронзовые, получаемые после переработки. И их необходимо очень много, а некоторые виды необходимой для этого руды могут оказаться менее доступными в вашем регионе.

Так что доводится довольно серьёзно этим заниматься. Как и получением чертежей для крафта и очков Memetic, разблокирующих новых возможности на базе. Не так всерьез, конечно, заниматься, как в полноценных выживачах, но и примитивом это не назвать — в Once Human соблюдён баланс между казуальщиной и хардкором.

В PvE-режиме можно спокойно собирать ресурсы на базах других игроков — всё равно они тут, считайте, общие.

В PvE-режиме можно покойно собирать ресурсы на базах других игроков — всё равно они тут, считайте, общие.

А ещё мне очень понравилось то, как можно использовать на базе вышеупомянутых миролюбивых девиантов. Некоторые из этих существ помогают в сражениях, а другие — работают по хозяйству. Среди них есть бумажный и каменный человечки. Заключительный добывает камни и руду и относит их на базу. Но главный хит — огромный котяра, который ложится рядом с вами, когда вы почиваете, мурлычет и даёт бонусы к отдыху.

Свобода выбора

Наконец, заселённость миров Once Human, вызывающая поначалу проблемы, в итоге оказалась верным решением. К другим игрокам не просто привыкаешь — без них становится грустно и одиноко. Даже если не собираешься ни с кем контактировать, всё равновелико, когда вдруг подолгу не видишь проносящихся мимо игроков, невольно задаёшься вопросом, куда все подевались.

Причём это неизменно и для PvE-, и для PvP-серверов. В первом случае вы сможете играть в своём темпе, периодически приобщаясь к духу товарищества и содружества. В Once Human удобная система нахождения и создания групп, вне которых на сюжетных боссов лучше не ходить (особенно на сложностях рослее нормальной). Кроме того, вы можете сами создавать свои банды из четырёх человек (называются Hive) или совместно с ними объединяться в гильдии (Warbands). Особенно это полезно во время больших сезонных ивентов и так называемых Prime War — там необходимо всем сообществом сражаться с мировыми боссами.

Боссы тут попадаются очень большие и колоритные.

Боссы тут попадаются очень большие и колоритные.

Но даже если вы не мастерите ничего этого, то всё равно можете случайно наткнуться на другого игрока, яростно защищающего какой-то механизм в индустриальном комплексе. Вы поможете ему, пожмёте руку или даже добавитесь в друзья и узнаете, что это была одна из регулярных активностей, за какие положена хорошая награда. И таких мелочей множество. Например, игроки, прямо как в Dark Souls и иже с ними, могут оставлять записочки. Некто злобно шутит или придуривается, но многие дают полезные подсказки, где находится особенно редкий мистический сундук или как разрешить загадку.

При желании в PvE-режиме можно и с другими игроками подраться — но только при взаимном согласии, если вы сами включите «порядок хаоса» и захотите участвовать в соответствующих активностях. В PvP тоже есть этот режим, но работает он по-другому — там меньше ограничений и вяще возможностей надрать задницу ближнему своему.

Мне куда приятнее сражаться вместе, а не против других игроков.

Мне куда приятнее сражаться вместе, а не против других игроков.

Среди основных PvP-ивентов можно выделить битвы за «твердыни» и за оспариваемые территории — это густонаселённые соревновательные зоны, переход в которые автоматом активирует режим хаоса и делает вас мишенью для иных игроков.

И только в режиме «Игрок против игрока» доступны сражения за особо ценные эхо-камни — их нужно принести на свою базу и очистить, но в этом случае ваш домик в деревне сделается законной PvP-зоной. Вот тут понадобятся и турели, и другие оборонные сооружения. После этого довольно размеренное существование в рамках PvE покажется утерянным раем.

По этой картинке сразу становится понятно, что я играл в PvE.

По этой картинке сразу становится понятно, что я играл в PvE.

Переходим к вопросам

Но я ни к чему не призываю. Тут важно, чтобы любой сам ответственно решил, в каком сценарии играть, — потом перенести своего персонажа из одного в другой уже не выйдет. И это выглядит вполне логично. Больше вопросов вызвало то, что каждый игрок привязывается к конкретному миру — а они развиваются самостоятельно. И если ваши товарищи начали играть в одном, а вы в другом, то потом придётся переходить вместе со своей базой и искать для неё новое пункт. Сделать так можно, но надо признать, что эта механика выглядит неоднозначно.

Вопросы есть и к системе кросс-плея. Игра доступна на ПК, но её можно запускать в различных магазинах и через разные лаунчеры. И вот для учётных записей Steam, как сообщили сами разработчики, «кросс-платформенная поддержка недоступна… из-за присущих им ограничений».

Отдельно хочу отметить приятную в большинстве случаев лицевую анимацию. И вот эту красавицу.

Раздельно хочу отметить приятную в большинстве случаев лицевую анимацию. И вот эту красавицу.

Наконец, не всем понравился тот факт, что игра, поделённая не сезоны (каждый из них длится шесть недель), после их окончания будет удалять прогресс. Однако, как оказалось, в Once Human отыщи довольно изящное решение — здесь есть особая зона, Eternaland, где можно не только в свободном режиме строить, разводить свою ферму, ловить рыбку, выполнять задания и получать валюту, но и сохранять между сезонами некоторые предметы, а также разблокированные чертежи зданий и снаряжения. Открывается эта «Непреходящая страна» не сразу (я разблокировал её на 20-м уровне) — к тому времени у вас как раз появится то, что можно перенести и сохранить.

Только в этой «Вечной стране» можно по-настоящему расслабиться.

Только в этой «Непреходящей стране» можно по-настоящему расслабиться.

Да, к Once Human есть вопросы, но и разочарованием она не стала. Наоборот, я с удовольствием залип в игре на трое суток и длинно разбирался в механике Eternaland, потому что уже думаю о втором сезоне. Авторы создали интересный, мир, насытили его активностями и квестами, разрешили нам самим выбирать, как, в каком темпе и с кем резаться. И пока почти не вытягивают за это деньги. Естественно, не факт, что в следующих сезонах не появится pay to win, но прямо сейчас  Once Human оставляет весьма хорошие впечатления.

Плюсы: атмосферный мир, который хочется исследовать; увлекательный геймплей, смешивающий механики лутер-шутера и выживания; состоятельные возможности по прокачке персонажа, снаряжения и базы; органичное сочетание PvE и напряжённого PvP; куча всевозможных активностей; забавные существа-помощники, вводя большого мягкого котика; классное звуковое и музыкальное сопровождение (хотя ассортимент композиций на радио явно бедствует в расширении).

Минусы: неоднозначная политика по распределению игроков между серверами и мирами; ограниченные возможности кросс-плея; графика пунктами выглядит неряшливо; хотелось бы больше разнообразия в квестах и диалогах.

Оценка игры