Живо для платформы: и Batman: Arkham Origins. И везде он отвечал за визуализацию, за освещение, за кат-сцены и вообще был одним из ведущих CG-художников.

Потому неудивительно, что как раз с изображением в Close to the Sun всё отлично. Когда мы попадаем на «Гелиос» и видим все эти прекрасные декорации, комнаты, отсеки и залы, отработанные в любимом многими стиле ар-деко с налётом стимпанка и нуара, где проработаны мельчайшие детали вплоть до хромированных покрышек унитазов, — в голове пульсирует только одна мысль: да это и впрямь BioShock? А уж какой тут местный Большой арена — произведение CG-искусства! Рассказывать долго бесполезно — вы и сами всё можете увидеть в игре или в трейлерах.

Кто-то кричит про проблемы с текстурами? Ну, во-первых, это уже незапятнанно технические вещи, а во-вторых, я ставил в настройках графики очень высокое качество текстур и никаких проблем не чувствовал.

Знаем, читали

В таких вот декорациях разворачивается не высокобюджетный immersive sim, а лаконичная, сжатая до 3—5 часов прохождения история, в какой есть как свои плюсы, так и очевидные минусы. Самая главная проблема в том, что тут, конечно, многое предсказуемо — авторам тяжело нас чем-то удивить.

Close to the Sun обзор игры

Оглядеться на бегу на преследователя — действительно эффектный приём.

Уже с первых упоминаний о научных экспериментах Теслы становится удобопонятно, что ничем хорошим они не закончатся, а все эти намёки и прямые заявления про заигрывания с пространственно-временным континуумом сразу вызывают в памяти многие кинофильмы и игры. Где подобное уже встречалось? Ну конечно, в BioShock Infinite.

Большинство сюжетных ходов угадывается заранее, и ты понимаешь, что человек, знающийся всю игру с героиней по рации, не так прост, как кажется; что именно сейчас с её сестрой произойдёт именно то, что должно произойти; и так дальше и тому подобное.

Не боимся

В какой-то момент размеренный «симулятор ходьбы» сменяется хоррором, точнее, попытками нас напугать — пуще всего неудачными. Тут всё та же проблема: авторы используют слишком знакомые приёмы. Навалить через каждые пять метров груду трупов и намалевать кровью пугающие надписи? Спасибо, не надо. Хорошо хоть, манекенов, молчаливо вырастающих за горбом, не понаставили на каждом шагу. Ты предчувствуешь, когда и где авторы пустят скример, где перед лицом героини обязательно возникнет тот самый психопат с ножом или чудище из иного измерения и опять погонится за ней.

Проблема этих самых салочек с монстрами в Close to the Sun не только и не столько в том, что они жёстко разрисованы по скриптам. Глупо обвинять авторов заскриптованного сюжетного хоррора с претензией на кинематографичность в том, что они регулярно выдают заскриптованные сценки. Навыворот, это позволило реализовать интересные приёмы во время таких погонь — вроде написанных кровью ложных указателей или возможности на несусь оглянуться и увидеть бегущего за тобой врага. Проблема в том, что этот приём используют слишком часто.

Close to the Sun обзор игры

Съезд учёных закончился трагедией.

И всё же досмотрим

Однако я не зря сообщал «в большинстве случаев» и «чаще всего». На самом деле ближе к финалу пару раз игре удалось меня и напугать, и удивить. А самое основное, при всей банальности и ожидаемости многих сюжетных приёмов, основная интрига — как же именно на «Гелиосе» исказилось время, как героиня и её сестра затерялись в пространственно-временных чертах — лично для меня сохраняла актуальность вплоть до финальных титров. И даже после я так сразу и не понял ответа. Может быть, туповат, признаю. Но в Сети разом появились разные толкования финала. А это говорит о двух вещах: во-первых, не я один такой; во-вторых, история всё-таки чем-то цепляет, если людям охота трактовать концовку.

Отмечу и шикарное озвучивание, и хорошо прописанных персонажей со своими характерами, и порой уместный юмор (тот же собеседник по рации весьма убедительно представлялся этаким весёлым сумасшедшим). Да и сеттинг неплохо прописан: собирая многочисленные записки, газетные вырезки, чертежи или, так, изучая экспонаты в местном музее научных достижений Теслы, можно узнать много интересной, местами забавной и значительной для погружения в историю информации.

Загадки истории

И вот если применительно к Close to the Sun употреблять в первую очередь слово «история» (и «атмосфера», разумеется, тоже!), то тогда несколько странными выглядят претензии к простоте местных пазлов. Да, они решаются легко, логично и скоро, а подсказки к кодам, как правило, находятся на расстоянии вытянутой руки. С другой стороны, они не отвлекают от нарратива.

А в таких случаях, когда задачки не высосаны из перста, не заставляют нас подолгу нервничать, сбивая ритм повествования (а в Close to the Sun он намеренно высокий), и таким образом не мешают ориентированной на сюжет игре содержать публику в рамках заданного темпа, критики обычно пишут, что это хорошо. У нас ведь вроде бы «симулятор ходьбы» (пускай и с элементами других жанров), а не The Witness или Myst.

Close to the Sun обзор игры

В этом театре уже никто не сыграет.

К тому же салочки с беготнёй между рубильниками и электрическими лучами или прятки от выстрелов огромной башни вполне удались. Но в любом случае, безусловно, пазлы — открыто не лучшая часть Close to the Sun. Возможно, лучше бы стоило от них вовсе отказаться, сосредоточив усилия на более качественной проработке сценария.

Анимация как предлог для кремации?

Какие ещё претензии высказываются в адрес проекта? К малой продолжительности? Но если мы называем Close to the Sun «симулятором ходьбы», то 4.5 часа, какие лично я потратил на прохождение, — это для игр такого жанра даже многовато. Повторю — это приключение, в первую очередь рассчитанное на динамично развивающуюся и эмоциональную историю. С этой точки зрения пунктами мне, наоборот, казалось, что сценарий затянут: там, где уже ждёшь развязки, оказывается, что впереди ещё две главы.

Неудобные сохранения? Тут они автоматические и записываются чуть ли не поминутно, что, навыворот, крайне удобно — а особой надобности в ручных «сейвах» нет. Анимация? Да, она тут не лучшая в мире, что, согласитесь, простительно для небольшой инди-студии (и уж достоверно не повод смешивать игру с мусором). А самое главное — особо пугаться или наслаждаться этой анимацией просто негде. Львиную часть времени мы видим только растерзанные трупы. А длинных сцен с диалогами, демонстрирующими говорящие головы, нет вовсе.

В такие моменты тут не то чтобы страшно — скорее, интересно, чем всё закончится.

***

Close to the Sun, явно и громко заявив о себе, оказалась сюжетным инди-хоррором, авторы какого в рамках своих возможностей сделали не всё, но достаточно много. Да, безусловно, тут есть проблемы, потенциал концепции раскрыт не до крышки, и разработчикам далеко не всегда удаётся нас чем-то удивить или по-настоящему напугать. Но лично у меня даже в таком облике эта игра сумела вызвать и интерес, и эмоции — далеко не всегда отрицательные. Поэтому мне бы хотелось не бросать в девелоперов очередной помидор, а, навыворот, поддержать их. Потому что не хочется, чтобы независимые разработчики теперь думали так: зачем даже пытаться делать что-то в таком манере, если всё равно будут сравнивать с крупными ААА-хитами и размазывать по стенке? Нет, делайте, дерзайте, учитесь на своих промахах и совершенствуйтесь. Это в любом случае лучше, чем очередной инди-хоррор про исследование старинного особняка или про прятки в тёмном лесу.

Плюсы: шикарный дизайн локаций; выверенная атмосфера; неплохо прописанные персонажи; в истории есть своя интрига и изюминка; качественное озвучивание персонажей; приятная графика.

Минусы: сценарий мог бы быть увлекательнее и продолжительнее; как хорррор игра чаще всего несостоятельна; некоторым хотелось бы более трудных загадок; не лучшая анимация; в русской локализации немало ошибок.