Живо для платформы: PC
Если пробежаться по немногочисленным новостным сюжетам, связанным с Outer Wilds, то легко заметить, что информационный фон у этого проекта скорее негативный. Тут тебе и затягивание разработки, и регулярные переносы даты выхода, и очередная трагедия с эксклюзивностью для EGS в последний момент перед выпуском — короче говоря, разработчики из Mobius Digital постарались полностью исчерпать кредит доверия, выданный им по итогам первых анонсов и альфа-тестирования. Почти вышло — но уж слишком интересным смотрелся оригинальный концепт пятилетней давности, чтобы совсем сбрасывать игру со счетов и не обращать внимания на релиз, какой наконец случился в конце прошлого месяца.
Долгое производство, как известно, один из тех тревожных знаков, которые сопровождают чистосердечно неудачные проекты, как бы многообещающе они ни выглядели. Постигла ли Outer Wilds та же судьба?
Живые и мёртвые
На небольшой планете со удивительным названием Камелёк живёт не менее странная раса четырёхглазых синекожих гуманоидов, которые очень любят учить космос, а в свободное время — бренчать на музыкальных инструментах. Настоящей цивилизацией население Камелька назвать трудно — обитателей всего с десяток, причём примерно половина из них на момент начала игры находится за пределами планеты и занимается исследовательской трудом. Наш главный герой — один из таких исследователей, которому предстоит очередной полёт.
Несмотря на весьма скромную популяцию, здешнее население освоило высокотехнологичный процесс создания космических кораблей из досок, листов жести и прочих подручных материалов. Космолёты получаются вполне пролетариями и способны доставить экипаж в любую точку местной солнечной системы, насчитывающей восемь небесных тел. Как вы уже догадались, и сама система, и все планеты в ней весьма миниатюрны — любую из них вполне реально обогнуть пешком за пару минут.
Обойти, но не изучить: мы же исследователи как-никак! Прогулка и любование иноземными (точнее, «инокамельковыми») красивостями — дело, несомненно, хорошее, но есть занятия куда интереснее. Космос полон тайн и загадок, полностью разгадать какие пока не удалось никому из представителей Outer Wilds Ventures — научной программы исследования звёздной системы. Что случилось с древней расой номаи, некогда населявшей соседние планеты и оставившей после себя множество артефактов, малопонятных устройств и прочих свидетельств своего проживания, которое, судя по всему, закончилось глобальной катастрофой? Какова натура Квантовой Луны — спутника, постоянно меняющего своё местоположение, стоит лишь отвести от него взгляд? Чем угрожает прорастание семени гигантского космического терновника, которое упало на Камелёк?
Автопереводчик помогает изучать записи номаи, исподволь раскрывая историю древнего народа.
В конце концов, почему главный герой не может окончательно умереть после встречи со летальными опасностями, таящимися среди звёзд, и после очередной гибели просыпается у космодрома на Камельке, начиная своё странствие с самого начала, словно герой Билла Мюррея (Bill Murray) из «Дня сурка»?
Вопросы и ответы
Позвольте не акцентировать внимание на деталях изучения вселенной игры — без спойлеров тут обойтись трудно, а с ними теряется всякий смысл самостоятельного исследования. Скажу сразу — Outer Wilds открыто стоит потраченного на неё времени. Удивительным образом разработчикам удалось передать атмосферу Приключения с большой буквы — игрок подлинно разгадывает загадки этой вселенной, с каждым циклом очередного возрождения и неминуемой гибели продвигаясь всё дальше и дальней в понимании происходящего.
И миниатюрный стиль, явно выбранный разработчиками неспроста, нисколько не мешает: скромные размеры локаций с лихвой компенсируются их скрупулезным и выверенным до мелочей наполнением. Каждая планета по-своему уникальна, причём уникальность эта выражена с помощью нетривиальных дизайнерских решений. Так, Пустотная Сфера постепенно разрушается, на покрытой океаном Пучине Гиганта бушуют огромные штормы, а планеты-спутники Час Пепла и Час Угля и вовсе воображают собой весьма странную связку — между ними, будто в песочных часах, постоянно пересыпается огромная масса песка, целиком заполняя то одну, то другую планету.
Иногда нам удаётся встретить других участников Outer Wilds Ventures.
Ещё одна особенность Outer Wilds, какая работает на создание атмосферы изучения неизведанного, — это свобода действий. Если знать, что делать, то игру можно миновать с самой первой попытки: никаких сомнительных приёмов вроде «Мы не пустим тебя к финальной локации, если ты не побывал во всех доступных пунктах и не разгадал все загадки» — только собственная смекалка и бортжурнал, в котором записано всё, что нам становится известно в каждом цикле. А какие ощущения подносит игра, когда ты наконец понимаешь, что надо сделать, чтобы продвинуться чуть дальше в разгадке очередной секреты, — словами не передать.
Нет здесь и прокачки уровней, и добываемого путём сбора или торговли снаряжения. У нас и так всё при себе: корабль, скафандр, автопереводчик с стиля номаи, фонарик, зонд-разведчик да сигналоскоп для пеленгации сигналов (или для прослушивания музыки наших собратьев по исследовательской программе из любой точки системы). Но основное, повторюсь, — собственные мозги и умение сложить пазл из обрывочных сведений, которые по крупицам собираются основным героем во всех уголках этой небольшой солнечной системы.
Начало и конец
Впрочем, эта миниатюрность обманчива. На прохождение без подсказок со сторонки и подглядывания в гайды уйдёт с десяток часов минимум, причём значительная часть этого времени будет воображать собой не однообразный мозговой штурм в духе «Ну и как мне открыть вон ту дверь?» с перебором бредовых вариантов решения, а те самые приключение и изыскание. Загадки, как и положено, порой сложны, но почти всегда имеют логичное и укладывающееся в рамки сюжета решение. Где-то завязли? Думайте, пробуйте разные пути — иногда разгадка на поверхности, а записи в бортжурнале имеют довольно удобную для понимания структуру и вечно помогут найти нужный путь.
Несмотря на миниатюрность, солнечная система подчиняется физическим законам — небесные тела подвигаются по орбитам, а на планетах день сменяется ночью.
Умирать здесь приходится постоянно. Самые частые причины крахи — столкновение с поверхностью планет, нехватка кислорода и, конечно же, взрыв сверхновой спустя чуть больше 20 минут после основы каждого цикла. Впрочем, местное солнце и без того не раз сожжёт нас вместе с кораблём — пользуйтесь автопилотом грамотно!
Кончина — не препятствие, а неизбежность и, как вы уже поняли, неотъемлемый элемент игрового процесса и сюжета. Она же, а точнее, отсутствие привычной системы сохранений, — один-единственный минус Outer Wilds. Если поначалу необходимость начинать свой путь с самого начала нисколько не запугивает (ведь в космосе есть и другие неизведанные места, куда можно отправиться), то под конец прохождения, когда ты достоверно знаешь, что делать, какая-нибудь нелепая гибель от падения начинает раздражать. Последовательность действий для достижения основной концовки установлена — перспектива повторять одно и то же ещё раз из-за ошибки нисколько не радует. Даже одно-единственное сохранение на цикл решило бы эту проблему.
Если не охота «ломать погружение» такой механикой, то добавление, к примеру, устройства для перемотки времени на пару десятков секунд назад могло бы сделаться изящным компромиссом.
Пучина Гиганта — планета вечных штормов и ураганов.
***
Наверное, это лишь придирки — творение Mobius Digital вышло настолько хорошим, что такая мелочь бросается в глаза. Выходит, разработчики не зря медлили с выпуском небольшого на первый взор развлечения? Пройдя игру, могу сказать: да, оно того стоило — перед нами самое настоящее приключение, каким и должна быть игра жанра adventure.
Плюсы: музыкальное сопровождение; атмосфера приключения; независимость действий; дизайн планет и локаций; сюжет.
Минусы: повторение одних и тех же действий под конец игры начинает мощно раздражать.