Год лишь начался, но уже можно сказать, что Palworld станет главным его сюрпризом — вряд ли какая-то другая игра от малоизвестных разработчиков продастся многомиллионным тиражом за несколько дней. В Steam пиковый онлайн составляет 2 млн пользователей, на Xbox проект входит в тройку лидеров во всех регионах. Palworld сделалась глобальным феноменом, вызвав массу споров и побудив сообщество заняться поисками в ней плагиата — ну не могла студия, о какой никто не слышал, сделать такой хит без хитростей! Какие-то хлипкие доказательства нашли, но причина успеха Palworld в товарищем — уже на этапе раннего доступа это просто отличная игра, которая выглядит привлекательно для фанатов сразу нескольких жанров.
Карманные монстры
В Сети нередко называют Palworld «покемонами с пушками», но это не совсем корректное описание. На первых порах новинка едва ли похожа
на Pokémon: вы являетесь без одежды в неизвестном месте, бьёте руками деревья и камни, строите примитивный верстак. Это скорее выживач вроде ARK: Survival Evolved, лишь с видом от третьего лица и графикой как в Fortnite.
Вскоре, собрав нужные материалы, вы создаёте пал-сферу, местный аналог покебола. Это переносная «клетка», какую вы швыряете во встреченное в открытом мире существо в надежде, что его удастся таким образом поймать. Система примерно та же, что в «Покемонах», — мишень сначала нужно сильно ранить, чтобы повысить шанс поимки, и, как только существо станет вашей «собственностью», оно самодействующи начнёт с вами дружить. Вот только если в «Покемонах» тренер не принимает участия в сражениях, то в Palworld палов (так именуют существ) можно избивать собственноручно. Никаких пошаговых боёв (которые, откровенно говоря, в играх Game Freak уже раздобыли) — всё происходит в реальном времени.
Звучит похоже на Pokémon Legends: Arceus: большой открытый мир, разнообразные биомы, независимое перемещение, блуждающие существа, которых можно ловить. Два года назад давние фанаты Pokémon высоко оценили Arceus собственно за долгожданную смену надоевшей формулы — вместо однообразной беготни по линейным локациям с поиском покемонов в траве они получили что-то новоиспеченное. Однако проект всё равно трудно назвать выдающимся даже по меркам серии: локации были пустыми и неживыми, а выглядело всё настолько скверно, что над графикой не смеялся только ленивый.
Авторы Palworld в каком-то смысле показали, как должна была глядеть Arceus. Здесь тоже не «некстген» — встречаются размытые текстуры, кадровая частота нестабильна, дальность прорисовки так себе. Но всё такое ослепительное и жизнерадостное, что на недостатки графики не хочется обращать внимание. Некоторые локации точно так же пустоваты, однако их есть резон исследовать: можно найти сундуки с ценными вещами, можно красть яйца из гнёзд, чтобы на базе из них вылупились новоиспеченные палы. А расставленные повсюду точки перемещения позволяют быстро перепрыгивать с базы в выбранные места, чтобы собирать новоиспеченных палов и складывать пал-сферы в своё хранилище.
Но банальный клон «Покемонов» не выстрелил бы — у нас уже есть пример Temtem, целая версия которой прошла незамеченной. Если покемоны в играх Game Freak годятся только для эдаких петушиных сражений, то в Palworld палы — настоящие помощники, трудоголики, готовые работать на благо хозяина. Когда вы впервые пытаетесь смастерить топор или кирку, необходимо несколько секунд стоять рядом с верстаком, удерживая кнопку, — звучит не очень весело. Когда у вас является хотя бы один дружелюбный пал, после выбора предмета на верстаке стоять предстоит ему, а не вам, и вы можете заниматься другими делами.
По мере прохождения база, где изначально стоят лишь верстак, контейнер для палов и пара кроватей, становится всё крупнее, а процессы автоматизируются благодаря появлению новых созданий. Вот разожгли вы костёр и собрали ягоды — можно положить их на огонь и ждать, пока они жарятся, а можно призвать огненного пала, какой своим пламенем из пасти ускорит процесс. Разместили ягодную плантацию, а это та ещё возня — с посевом семян, поливом, сбором урожая… Но выпустите на базе соответственных палов — и они всем этим будут заниматься без вашего участия, складывая еду в кормушку. Надоело самому рубить деревья — поставьте на базе лесопилку, и пускай помощники добывают ресурсы.
У каждого найденного пала есть набор характеристик: атака и защита важны в бою, скорость труды влияет, да, на скорость работы, а рабочие умения определяют то, чем пал будет заниматься. Кто-то любит рубить деревья, некто — добывать ископаемые, кто-то занимается поливом семян. Те, кто хорош в ручной работе, помогают при создании вещей на верстаке, а некто годен для пастбища. Рабочие умения чётко привязаны к определённым палам, и зачастую по внешнему виду можно постичь, кто чем любит заниматься, — на пастбище, к примеру, идут те, кто похож на овечек, коров, альпак и курочек.
Все заняты своими делами.
Но если умения у установленного типа палов не различаются, то пассивные навыки у всех разные. Есть прожорливые существа, есть свирепые (с повышенным уроном от штурмов), есть те, кто быстрее передвигается или обладает повышенной защитой. В это всё необязательно углубляться — процессы на базе не замедлятся существенно, если вы не подбираете идеальных кандидатов на любую роль, — но всё же с мастеровитыми палами эффективность команды на базе повышается.
Возведение новых построек и расширение базы — одинешенек из моих любимых элементов Palworld. Порой даже хочется просто проводить время со своими существами, заменять работников, если те поранились или утомились, готовить для них блюда. Чтобы палы могли отдохнуть, размещаешь горячий источник, где они будут восстанавливать выносливость. Чтобы хранить скоропортящиеся продовольствие, ставишь термоконтейнеры, к которым желательно привязать ледяных палов. Ну и куда же без размножения палов — ставишь «пастбище рандеву», загоняешь туда самца и самку, скармливаешь им пирожное и получаешь яйцо, которое потом несёшь в инкубатор. Тут очень много видов построек и даже можно сооружать собственные здания с крышами, дверьми, стенами и окнами.
Получается, с серией Pokémon всеобщего не так уж много, да и симулятором выживания игру не назовёшь — как такового выживания тут нет. Можно проголодаться, можно замёрзнуть без соответствующей платья или костра, и этим всё ограничивается. Даже если персонаж погибнет, мешочек со всеми его вещами будет лежать на пункте смерти — иди и забирай, не получая никакого штрафа. Кому-то такая простота может не понравиться, но я рад, что здесь нет ломающихся любую минуту инструментов, трудностей с поиском пропитания и других раздражающих элементов. Просто строишь своё сообщество палов и получаешь наслаждение от процесса, в который никто не вмешивается.
Дикая природа
Palworld — это не только строительство базы, но ещё и приключение в большом отворённом мире. Об этой составляющей так много не расскажешь, поскольку сделано всё более-менее стандартно: множество непохожих регионов с закинутыми постройками, гуляющие повсюду палы — чем дальше забредёшь, тем больше встретишь особей, которых раньше не видел. Порой натыкаешься на лагеря браконьеров, где тупейшие охранники держат в плену палов — их можно освободить и отправить на свою базу. Браконьеров, уместно, тоже позволяют поймать в пал-сферы и взять в рабство, хоть это и не очень просто.
Хотя геймплейно этот элемент Palworld немного чем удивляет, беготня по миру затягивает не меньше, чем благоустройство базы. Дело в большой свободе: то ты дерёшься с палами, то отвлекаешься на добычу ресурсов или сбор ягод, то начинаешь карабкаться по утесам в поисках редких яиц, а потом с помощью глайдера перелетаешь на соседнюю гору, где видишь обелиск, телепортирующий в другую точку. Когда степень персонажа достаточно высок, можно попробовать сразиться с крупными существами, отмеченными на карте, или бросить вызов боссам, на битвы с какими выделяют ограниченное время. К этим поединкам нужно хорошо готовиться — «жизней» у боссов очень немало, поэтому брать с собой желательно палов, чьи стихии «контрят» вражеские. Всё как в «Покемонах»: вода побеждает огонь, земля — электричество и так дальше.
Поскольку бои не пошаговые, призванный пал сам решает, как он будет сражаться. Пока вы используете биты, копья и луки, пал применяет способности, число каких растёт по мере его прокачки. Тут сходства с Pokémon очевидны: у разных навыков своя мощность, они принадлежат к разным стихиям, можно убирать те или другие навыки или заменять их. А если вы найдёте в мире плоды мастерства, то сможете привязать какую-то способность к выбранному палу — та же система была в «Покемонах».
Где же те самые пушки, благодаря каким игра завирусилась? А они оказались не такой уж большой частью Palworld. Повышая уровень персонажа и собирая новых палов, вы будете обнаруживать в древе технологий предметы вроде пистолета-пулемёта, штурмовой винтовки и прочих — все они привязываются к конкретному типу пала. Так, винтовку на 12-м уровне открываешь только для зелёной обезьянки Танзи, а ракетную установку на 17-м — только для синего пингвина Пенгуллета. Это позволяет во пора сражения активировать способность пала, чтобы на протяжении нескольких секунд он стрелял в противников. Также есть сёдла для езды верхотурой и сбруи — с одной из них вы можете взять в руки огненную лисичку Фокспаркс и использовать её как огнемёт, но, опять же лишь несколько секунд. Потому фраза «покемоны с пушками», хоть в ней и есть доля правды, игре не подходит.
Что больше всего впечатляет в Palworld, так это то, как удобно здесь многое сделано. От игры в раннем доступе ожидаешь кривого интерфейса и массы недочётов, какие оправдываешь тем, что это не финальная версия. Здесь действительно есть проблемы — застревающие в стенах и объектах палы, например, могут потрепать нервы. Одно из моих созданий упало со скалы и упорно шло в стену, раздражая значком «Голоден» над головой. Лечится это очень легко — просто убираете пала в хранилище, а после возвращаете на базу, если он нужен.
Но в остальном мало что вызывает дискомфорт. Нужен определённый ресурс — открываете энциклопедию палов и глядите, кто что после себя оставляет. Не знаете, где найти нужного пала, — в той же энциклопедии можете увидеть ареал его обитания. Не желаете носить с собой ресурсы — складывайте их в ящики на базе, и во время крафтинга на верстаке игра будет учитывать все эти материалы. Наскучило носить факелы или призывать огненных палов, когда на улице ночь, — на 22-м уровне разблокируете поясной фонарь. А о том, как спокойно крафтить в больших количествах всякие стрелы, пал-сферы, слитки и прочие предметы, не принимая участия в процессе, я уже рассказал рослее.
Palworld в шутку называют лучшей игрой в серии Pokémon, и в этом есть доля правды. Пока Game Freak продолжает доить одну и ту же ланку, пользуясь любовью фанатов к серии, никому не известные разработчики существенно развили приевшуюся формулу. Два года назад Arceus понравилась мне тем, что она была вылита на «Покемонов» мечты — с большим миром, где ты действительно охотишься на карманных монстров в дикой природе. Авторы Palworld хватают за основу эту идею и строят вокруг неё столько интересного и увлекательного, что оторваться от прохождения невозможно. И стоит игра недорого, и микротранзакций в ней нет, и в Game Pass она доступна, и русский перевод есть — ну просто чудо какое-то.