У охотников стратегий в духе «Цивилизации» в этом году уже был повод выражаться совсем не цивилизованно — когда только вышла седьмая доля культовой серии от Firaxis Games. Теперь знакомые претензии зазвучали и в адрес  Endless Legend 2. Правда, она вышла в раннем доступе, но суть от этого не меняется. Разработчики из Amplitude Studios скоро захотели изменить ситуацию и выпустили патч, пообещав оперативно реагировать на критику. Так что в итоге с сиквелом  Endless Legend — деградация или развитие и новоиспеченный вектор?

Наталья Шапаренко против жуков и роботов

Спешу успокоить: Endless Legend 2 сохранила ключевые особенности первой доли, которая в 2014 году изрядно взбодрила жанр и порадовала многих поклонников «цивилизованного» геймплея тем, как изящно вплела в него собственные идеи и колорит. Поступок происходит всё в той же вселенной, которую мы впервые увидели в  Endless Space, — только не на Ауриге, а на планете Сайадха, где всё так же полно колоритных фракций и рас с уникальными фишками и в лоре, и во наружности, и в геймплее.

В первой части были разумные грибы, драконы и маги-садомазохисты (и это далеко не все фрики), а в сиквеле среди тех, кто бьётся за господство и выживание, мы видим древних ящеров, живые доспехи и помесь роботов с кораллами. Это помимо знакомых по оригиналу некрофагов — непреходяще голодных жуков. И на этом фоне — обычные, казалось бы, люди из клана Шередин во главе с Натальей Шапаренко (да-да, её так призывают).

Шапаренко даёт клятву.

Но нет, это не комедия и не пародия на «Звёздный десант» — на Сайадхе всё серьёзно. Как и в первой части, в сиквеле чередуются сезоны, что ровно отражается на геймплее, но на этой планете творятся вещи посерьёзнее зимы и лета — тут периодически бушуют муссоны, какие сменяются грандиозными отливами. Это пугает, приносит бедствия, но и открывает новые возможности, потому что открываются/закрываются локации и точки заинтересованности.

Впрочем, любопытны не только все эти стратегические упражнения, но и сюжет. Как и в оригинале, у каждой фракции тут своя история, и, выбирая игру за них, мы выбираем не лишь геймплейные особенности, но и уникальную сюжетную кампанию. Да, какие-то встречи, события и персонажи повторяются при игре за все фракции. Мы опять сталкиваемся с Вечными, точнее с последствиями их деяний. И всем придётся в какой-то момент решать, как поступить с древним созданием, которое вот-вот пробудится на планете. Но при этом у каждой фракции есть свои цели и квесты.

Люди Натальи Шапаренко разыскивают пропавшую много лет назад предводительницу Гарин. В процессе исчезает девушка, отправившаяся на её поиски, начинаются народные беспокойства, нам приходится искать её соратников и в какой-то момент решать, продолжать поиски или заниматься развитием империи. А, например, Заключительные Владыки (те самые «живые доспехи») решают, как минимизировать побочные эффекты при воскрешении своих лидеров, чьи души они привезли на Сайадху.

Ну и в цельном здесь просто некогда скучать — постоянно что-то происходит, журнал пополняется квестами и летописями, которые записываются после значительных событий и встреч. Лор и атмосфера этого необыкновенного мира, полного причудливых созданий, легенд и мифов, прописаны пять. Некоторые игроки жалуются на обилие якобы графоманских диалогов, которые при повторе приходится проматывать (весь текст, если что, можно проглядеть нажатием одной кнопки), но это, скорее всего, те, кто пришёл сюда исключительно за стратегическим геймплеем и не играл в первую доля, — такая сюжетная насыщенность во многом и определила стиль игры.

О проблеме переселения малых народов и жертвоприношениях

Конечно, на первом месте в Endless Legend 2 всё равновелико стратегия в духе Civilization — развиваем свои города, создаём войска, возводим фермы, торговые посты и прочие значительные сооружения, изучаем технологии, нервно посматриваем на рейтинг одобрения народных масс, изучаем карту, участвуем в пошаговых сражениях и в переговорах с иными империями. На месте и разнообразие путей к победе — военный, научный, экономический…

Endless Legend 2: Превью «французской Civilization»

Только здесь борьба идёт за цельные регионы, а не за отдельные города. Карта поделена на области, контроль над которыми открывает новые возможности. Поэтому значительно основывать лагеря и присоединять их к центральному городу — теперь это могут делать сами герои. При этом количество городов узко.

Нужно вручную прокачивать героев и примерять на них снаряжение. У них могут быть личные поместья, друзья, спутники и злейшие враги.

Нужно вручную прокачивать героев и примерять на них снаряжение. У них могут быть личные поместья, друзья, спутники и злейшие неприятели.

Так или иначе, на карте полно точек интереса, источников редких ресурсов, охраняемых крепостей, куда могут угодить только армии с героями, а также нейтралов. Правда, это не совсем нейтралы: они называются малыми народами — такие поселения будут всегда создавать проблемы и плодить в округе войска, пока мы их не ассимилируем и не подчиним. Это можно сделать тремя способами — выполнить их мольбу, подкупить или победить в бою. Ассимилированные фракции дают бонусы, а потом ещё за очки влияния их можно сделать своими подданными.

И механика небольших народов, и очки влияния — фирменные приметы игры. Влияние — один из ключевых ресурсов в Endless Legend 2, деятельно используемый в дипломатии. Второй — это «пыль», которая тут отчасти напоминает пряность из «Дюны». Пыль стала универсальной валютой, а для кое-каких является чуть ли не наркотиком. А «живые доспехи» используют её для лечения воинов.

Endless Legend 2: Превью «французской Civilization»

Уникальность наций — важнейшая особенность и первой, и другой частей. Последние Владыки не только сидят на пыли, но также активно используют жертвоприношения для получения преимуществ. Причём жертвовать можно собственным народонаселением в городе, а можно приказать это делать жителям подчинённых народов. Аспекты же, лучшие дипломаты в игре, сильно зависят от кораллов. А некрофаги для экспансии не станы основывают, а роют норы, которые связывают их со столицей.

Быстрее, понятнее, современнее

Особенности фракций влияют и на сражения. Так, бойцы клана Шередин пользуются щитами, тогда как Аспекты получают бонус к урону. Как и ранее, в боях многое определяет тип местности (он зависит от того, на каком гексе была инициирована драка), но сами битвы изменились. Механика непрямых распоряжений сменилась классической и куда более управляемой пошаговой системой, которую Amplitude уже использовала в  Humankind. Прямой контроль над юнитами, у каких есть уникальные особенности, и активное использование умений героев дали сражениям больше контроля и динамики, а игрокам — вяще понимания, что подопечные будут делать именно то, чего от них хотят.

Ну и в целом игровой процесс в Endless Legend 2 сделался более динамичным и современным. Тут не нужно подолгу ждать нового хода, игровые сессии стали короче, насыщеннее и интенсивнее — в том числе за счёт изменения карты муссонами и отливами, а также за счёт возможности вести экспансию героями, а не заморачиваться с поселенцами.

Разумеется, кто-то скажет, что это упрощение — дескать, и древо технологий увяло, и тактики в сражениях стало меньше, и даже визуально игра выглядит немало стандартно, что ли.

Проблемы действительно есть. Геймплей стал менее громоздким, а вот интерфейс на выходе в раннем доступе представлялся тяжеловесным. После патча он выглядит получше, да и в принципе игра старается максимально удобно нам всё объяснять и ориентировать.

Но проблемы к интерфейсу и удобству навигации остались. А ещё они возникают к механике районов и к дипломатии. Например, я так и не понял, почему для прохода на территорию, где размещена квестовая локация, мне пришлось копить влияние и объявлять войну той фракции, с которой я вовсе не планировал ссориться и даже заключил выгодное научное договоренность.

Вариантов окончания войны много, и без влияния тут тоже не обойтись.

Вариантов окончания войны много, и без влияния тут тоже не обойтись.

Однако все эти вопросы и сомнения разбиваются о простой факт —  Endless Legend 2 затягивает так (особенно на сложности рослее «Исследователя»), что я даже на какое-то время перестал играть в  Hearthstone, где впервые попал в топ-300 рейтинга в вольном формате. Да, тут есть спорные решения, но наивно было ждать, что игра через 11 лет после оригинала не сделает шаг в сторонку более динамичного геймплея. При этом тут всё равно много глубины, тактики и стратегии, есть интересный сюжет, ослепительные фракции, прекрасная графика и музыка. А всё остальное необходимое, включая оптимизацию, выправленный баланс и максимально удобный интерфейс, будем надеяться, добавят на релизе, а то и ранее.