Игра в хорроры – дело достаточно интимное, не терпящее суеты и требующее подходящих условий: никаких посторонних раздражителей, темнота и полное одиночество. Вероятно ли успешно пугаться сообща, когда рядом с тобой сразу несколько пусть и виртуальных, но всё-таки живых товарищей?
Удобопонятно, что само наличие жанра кооперативного хоррора означает положительный ответ на этот вопрос, однако с популярностью у таких «коопов» вечно были проблемы. Тем удивительнее внезапный взлёт никому не известной
Грамотная работа с освещением позволяет игре глядеть достойно, несмотря на техническую отсталость графики.
Да, в этой игре, которую многие сравнивают со знаменитыми «Охотниками за призраками», главные герои – вовсе не случайные жертвы потусторонних мистических сил, а выполняющие свою работу специалисты. Их задача – прийти на локацию (как правило, это какое-то заброшенное здание), по косвенным уликам определить тип призрака и по возможности унести ноги невредимыми. Есть и добавочные задания, которые выдаются случайным образом, – например, сфотографировать привидение или найти конкретный признак его наличия, вроде почерневшей воды в раковине.
Если охотники справились, то их ждёт небольшое денежное вознаграждение. Деньги тут не просто показатель успешности команды, но в первую очередь способ обзавестись полезным оборудованием, которое необходимо для выполнения труды. Спектр снаряжения широкий: от банального фонарика до сложнейших устройств, вроде датчиков звука и движения.
Узнать тип призрака несложно – у любого представителя потусторонних сил есть три ключевых признака. Но поиск этих улик каждый раз происходит по новому сценарию – это, видимо, и сделалось основной причиной популярности ужастика.
После смерти можно наблюдать за действиями товарищей.
Назови его тихо по имени
Первые пять минут после выхода из особого фургончика, на котором команда прибывает к месту задания и который служит базой и складом оборудования одновременно, можно быть покойным за свою шкуру – в этот период призрак ведёт себя относительно тихо, позволяя четвёрке смельчаков забраться в дебри степени в поисках улик. Так как инвентарь каждого игрока ограничен лишь тремя предметами, одним из которых обычно становится фонарик (вы же не безумец, чтобы пускаться в пугающую темноту без него?), приходится разделяться и ставить перед собой конкретные задачи: один хватает термометр, второй – датчик ЭДС, третий тащит с собой камеры, а четвёртый ищет отпечатки с помощью УФ-фонаря.
Обыкновенно этой спокойной пятиминутки хватает на то, чтобы найти один тип улик и локализовать место обитания призрака, после чего начинается самое увлекательное. Как правило, для дальнейшего опознания и выполнения дополнительных заданий привидение необходимо расшевелить: например, вывести его из себя воплями в микрофон, называя нечисть по имени. Да, игра умеет распознавать речь, поэтому возможна какая-никакая беседа с призраком.
Вообще, звуку тут уделено серьёзное внимание: есть позиционирование голоса, переговоры по рации, достаточно честное моделирование отражения звуковых валов от стен в помещениях – всё это наилучшим образом сказывается на погружении в атмосферу кошмара.
Фотограф из меня никудышный, но такой кадр – вящая удача: получилось запечатлеть призрака и выжить.
Когда тип призрака наконец определён, самое время уносить ноги – если выйдет, конечно. Каждое привидение вступает в так называемую фазу охоты: если фонарик в руках вдруг начал конвульсивно мигать, это означает только одно – лучше поскорее спрятаться, иначе не поздоровится. Из-за того, что в любой момент может завязаться настоящий ужастик, ходить поодиночке совсем не хочется, но именно совместные действия в секунды паники дарят те незабвенные ощущения, благодаря которым Phasmophobia выделяется среди прочих хорроров.
Развлеки себя сам
Пугающих и одновременно забавных ситуаций хватает: послать товарища в подвал и слушать его дикие крики в рацию, когда его таки настигнет призрак; участвовать в массовом забеге куда очи глядят при малейшем намёке на потустороннюю активность, – поверьте, очень смешно, когда слаженная вроде бы команда вдруг превращается в мечущуюся в ужасе гурьбу. Попивать чай в трейлере, с ухмылкой наблюдая за тем, как по очереди гаснут метки товарищей на интерактивной карте, и вдруг понять, что сейчас тебе придётся отправляться в заброшенный дом без друзей.
В одиночном прохождении игрок лишается такой роскоши, как лишается возможности следить за реакцией товарищей зритель фильма ужасов, созерцающий его в гордом одиночестве. Не зря Phasmophobia так популярна среди зрителей ровных трансляций – следить за кричащим от ужаса стримером порой бывает довольно весело.
В трейлере можно перевести дух, переменить снаряжение и посмотреть на происходящее на уровне через камеры. Островок спокойствия в царстве страха!
Последнее важное правило, какого необходимо придерживаться для получения максимального удовольствия, – не подходить к выполнению заданий со всей серьёзностью, стараясь победить любой стоимостью. Миссии на самом деле совсем не сложные – освоившись и поняв правила, достаточно легко определять тип призрака за считаные минуты, особенно на небольших степенях.
Приходится выдумывать испытания для себя – например, стараться непременно сфотографировать привидение, что понятным образом сказывается на выживаемости команды, зато позволяет пугаться на целую катушку. Сухой расчёт и тщательное планирование лучше отбросить – как ни странно, чем больше в команде раздолбаев и новичков, тем увлекательнее раунд.
Ведь если взглянуть на игру трезвым взглядом, то контента тут кот наплакал. Да, разработчики смогли найти формулу успеха, но возлежащие на поверхности способы улучшить геймплей почему-то почти не используются. Маловато скримеров, не хватает случайных событий (так, тут есть неожиданный звонок телефона, но к нему быстро привыкаешь), хочется более непредсказуемого поведения потусторонних сил. Тяни ужас – в неизвестности, а когда ты точно знаешь, как действует призрак, пугаться уже не так весело.
Свою первую встречу с призраком вы запомните надолго.
***
Первые несколько часов в Phasmophobia подарили мне одни из сильнейших игровых впечатлений за льющийся год. Но потом наступает резкий спад – хоррор не способен постоянно удивлять, и вместо страха больше рассуждаешь о том, как было бы круто добавить ту или другую «фичу»: возможность играть за призрака, другие уровни, новые привидения, задания, улики и оборудование. От былого ужаса нет и отпечатка, из забавного – разве что наблюдение за первыми шагами новичков, ещё не знающих основных принципов геймплея.
Если вам по душе стримы по Phasmophobia, то самое пора сделать небольшую паузу в их просмотре: игра даёт неплохой способ испытать нервы целой компании на прочность – пускай острых ощущений вряд ли хватит дольше, чем на пару вечеров.