В 2023 году развалился шведский коллектив Zoink Games, популярный по  Lost in Random,  Zombie Vikings и другим играм с необычными визуальными стилями. Из-за творческих разногласий отдельный ключевые сотрудники покинули стены студии, чтобы открыть собственную, и их дебютным проектом под новой вывеской сделалось неплохое приключение  The Midnight Walk. Оставшиеся же разработчики перешли под крыло издательства Thunderful и занялись  Lost in Random: The Eternal Die, роуглайком в духе  Hades. Он тоже вышел очень хорошим — конечно, проигрывает в сравнении с источником вдохновения, но оторваться от него не менее трудно.

Проблемы у злодейки

Вообще, вряд ли некто мог представить, что вселенную Lost in Random начнут расширять, — обычно такие линейные приключения остаются без сиквелов. В то же пора The Eternal Die трудно назвать полноценным продолжением — да, события разворачиваются после первой игры, но здесь и упор на сюжет не так велик, и жанр сменился, и даже основная героиня совсем другая. Теперь мы управляем королевой Александрой, антагонисткой прошлой части, правительницей Королевства Случая. Совместно с кубиком по кличке Фортуна она попадает в тюрьму к Рыцарю Кошмарию и должна покинуть Чёрный Куб. В первой игре это был артефакт, с поддержкой которого Александра управляла Королевством и судьбами его жителей, а здесь мы оказываемся внутри него. А там — разные ловушки, монстры и прочие неприятности.

Если прошедшую игру можно было рекомендовать за интересный и даже глубокий сюжет, то в The Eternal Die с повествованием похуже. Тут практически нет постановочных роликов, а персонажи не успевают раскрыться в куцых диалогах. Даже главная героиня существенно не развивается, и роль антагонистки в прошлой игре ей как будто шла больше, нежели роль протагонистки тут. История, в общем, размазана слишком тонким слоем из-за специфики жанра, и слой этот настолько ювелирный, что интереса не вызывает.

Совсем иначе хочется охарактеризовать геймплей — хотя сравнений с Hades не избежать, в игре есть чета интересных идей, благодаря которым проект не кажется очередным клоном. Мы попадаем на случайно сгенерированную карту, воображающую собой пару десятков комнат, большинство из которых — арены, с которых не выпустят, пока не победишь всех противников. Добираемся до выхода, там встречаемся с боссом и переносимся в вытекающий биом — всего их четыре.

Lost in Random: The Eternal Die: Обзор короткого, но весёлого рогалика

Вылазки запускаются в центральном хабе (Святилище), который по мере исследования локаций населяется торговцами. Одинешенек из них продаёт благословения — бонусы, остающиеся активными в каждом забеге. Это увеличение атаки, поглощение урона, моментальное ренессанс после смерти — в общем, то, благодаря чему следующие попытки пройти игру станут проще. Другой торговец предлагает переменить и прокачать оружие — сначала доступен лишь меч, а потом открываешь лук, копьё и молот. Есть и гардероб, но здешняя платье не влияет на характеристики.

Все виды оружия сильно различаются, особенно когда покупаешь для них разные заряженные атаки — те, какие активируются при зажатой кнопке удара. В случае с мечом вы можете либо сильно колотить врагов, либо спускать дальнобойное торнадо. Из лука вылетает или шквал стрел, или взрывающийся снаряд. Есть и другие бонусы, уникальные для любого оружия. Копьё и молот, к примеру, дают увеличенный шанс увернуться от любого урона, а заряженные атаки молотом основывают лужи яда и ошеломляют оппонентов на пару секунд. Проще всего проходить игру с луком, но со временем прикипаешь и к прочий экипировке, добиваясь больших успехов не только с дальнобойным оружием.

Lost in Random: The Eternal Die: Обзор короткого, но весёлого рогалика

Какой из четырёх вариантов ни выбирай, боевая система доставляет большенное удовольствие, хоть в ней и нет ничего особенного в плане возможностей. Обычные удары, заряженные атаки и рывок — вот и все умения героини. Но употреблять приятно и луком, и мечом, и всем остальным: уворачиваться от вражеских снарядов; бегать кругами, пытаясь не наступить на западни; совершать рывки, чтобы либо спастись от атак, либо перескочить через яму в полу. Видов врагов несколько десятков — не так уж немало, но и скучать не приходится. Огорчает лишь то, что боссы не меняются из прохождения в прохождение, но первые встречи с ними каждый раз развеселые.

Быстрее, выше, сильнее

Забеги прежде всего различаются тем, какие реликвии вы будете собирать. С ними связаны самые увлекательные механики The Eternal Die. У героини есть своего рода инвентарь — когда после прохождения арены выпадает сундук, пуще всего вам предлагают выбрать одну из трёх реликвий с пассивным бонусом, и там очень много полезностей. Увеличение шанса критического урона любую секунду. Шанс создать самонаводящийся снаряд, который либо бьёт током, либо поджигает. Появление ядовитых игл, когда заканчивается поступок отравления на противника. Наложение эффекта слабости на ближайших врагов после победы над одним из них. Реликвий больше сотни, и у них отличается редкость.

Lost in Random: The Eternal Die: Обзор короткого, но весёлого рогалика

Но этим всё не ограничивается — у реликвий есть цвета. И как только вы кладёте в инвентарь три реликвии одного цвета (так, чтобы они стояли рядышком по горизонтали, вертикали или диагонали), их окраска исчезает, а вы получаете бонус к характеристикам. Три красные повышают урон от оружия, лиловые улучшают все чары — силу ожогов, отравлений и так далее. Зелёные делают героиню удачливее, в том числе увеличивая шанс критического удара и уворота. Когда краски пропадают, сами реликвии остаются на своих местах, и передвинуть их нельзя. Зато их можно заменить новыми, но тогда вы лишитесь их бонусов. Так что необходимо заранее продумывать, как ставить реликвии, чтобы осталось место для следующих рядов одного цвета.

Помимо артефактов есть сокровища — они тоже окрашены в различные цвета, но уничтожаются и не занимают место, когда активируешь бонус к характеристикам.

Ещё есть жёлтые и синие цвета, но они мне показались не такими здоровыми, как остальные. Жёлтые связаны с картами — в начале прохождения берёте одну из них и можете использовать написанное на ней заклинание, возрождая необходимую энергию нанесением урона противникам. Потом, конечно, карту позволяют заменить — если найдёте получше. Однако я всегда так увлекался, что постоянно забывал о существовании карт. Хотя полезные среди них есть — и отталкивающие, и поджигающие, и ранящие разом несколько целей.

Ещё чаще я забывал о кубике, с которым связаны синие артефакты. В этой игре он служит чем-то вроде гранаты с небольшим радиусом поступки — кидаете, он приземляется на кого-то и наносит урон. Потом подбираете и можете делать то же самое бесконечное число раз. Отдельный артефакты улучшают кубик — например, дают героине бонусы, если выпало определённое число. А часть превращает кубик в оригинальную турель — больше всего мне нравится, когда он плюётся кислотой, что особенно полезно против боссов. Но поскольку на геймпаде кубик кидаешь кнопкой B, а перст постоянно держишь на кнопке удара или рывка, передвигать его куда-то ещё не всегда есть время. Так что ради кубика-турели я вспоминал о его присутствии, но в остальных случаях вообще им не пользовался.

Lost in Random: The Eternal Die: Обзор короткого, но весёлого рогалика

С картами, артефактами и четырьмя видами оружия, которые можно по-разному прокачивать, первые забеги оказываются довольно разными, чтобы оторваться от The Eternal Die было трудно. Структура остаётся одинаковой: в первых комнатах встречаем совершенно беспомощных врагов, вскоре после этого натыкаемся на более опасных, которые стреляют или быстрее атакуют, а после вообще сталкиваемся с бронированными или просто очень живучими оппонентами. Но каждый раз интересно или экспериментировать, пробуя что-то новоиспеченное, или собирать по новой билд, который понравился тебе несколько забегов назад. Плюс думаешь о том, фокусироваться ли на сборе угольков, какими в хабе улучшаешь оружие, или отдать предпочтение пыли удачи для покупки мощных бонусов.

В то же время огорчает то, что интригующий мир Lost in Random отъехал на столь далекий план. Первую игру хвалили за повествование и схожесть с фильмами Тима Бёртона (Tim Burton). Здесь дизайн локаций и работающих лиц тоже отсылает к его картинам, но с изометрической камерой этого почти не видишь. А история вообще не запоминается — просто есть злодеи, есть злодеи поменьше, какие-то мемуары собираешь, героиня упоминает события, о которых впервые слышишь… Знакомые с прошлой игрой уловят отсылки, но даже они наверняка будут разочарованы. Разумеется, в этом жанре игровой процесс значительно важнее, да и The Eternal Die — спин-офф, а не полноценный сиквел, но всё же.

Lost in Random: The Eternal Die: Обзор короткого, но весёлого рогалика

 Lost in Random: The Eternal Die — увлекательный рогалик, в каком атмосферу и повествование оригинала обменяли на более динамичный геймплей. А главное, он короткий: за пару вечеров можно не лишь пройти игру, но и исследовать почти весь контент. Возможно, платить полную цену и не стоит, но по скидке или подписке Game Pass это весьма хорошее развлечение с весёлой боевой системой и парой свежих идей.

Плюсы: симпатичный визуальный стиль в духе прошедшей игры; отличная система прогресса, открывающая новые бонусы и возможности после каждого забега; весёлая военная система с любым из четырёх видов оружия; интересная идея с разноцветными артефактами и ограниченным инвентарём; прохождение не занимает чересчур много времени.

Минусы: повествование отошло на очень дальний план по сравнению с предшественницей; о существовании кубика легковесно забыть; может показаться, что здесь мало контента по сравнению с другими похожими играми.

Оценка игры