Живо для платформы: PC
Недавно я купил PlayStation 4 и, казалось бы, полностью перебежал на тёмную сторону Силы, изменив своим давним «пекарским» обыкновениям. Какие стратегии, какие инди и изометрические RPG, когда тут чудный новый мир — God of War, Heavy Rain, Persona 5, Horizon: Zero Dawn… Но вот уже двое суток сряду геймпад сиротливо разряжается где-то на диване, новенькая префикс покрывается пылью, а Кратос с Атреем где-то там, по ту сторону широкоформатного телевизора, ощущают себя преданными и брошенными мною на произвол судьбы в лесах. Ну извините, ведь вышла Pillars of Eternity II: Deadfire, и ноутбук опять перестал быть просто печатной машинкой: с красными от недосыпания глазами я гоняюсь по морям за огромной скульптурой, в которую вселился мёртвый (вроде бы) бог Эотас.
На суше и на море
Собственно по милости вернувшегося к жизни бога солнца и света Эотаса цитадель основного героя первой части, Хранителя, способного видеть дави мёртвых и читать их воспоминания, оказалась разрушена, а сам он погиб. Но иные небожители вернули его в бренное тело и поручили проследить за Эотасом, чтобы выяснить, куда тот направился и что замыслил, — только так мы сможем вернуть назад часть своей украденной души.
В погоню за огромной статуей мы отправляемся на собственном корабле, потому что гигант умчался прямиком на архипелаг Неживого Огня, где много воды, островов и диких… туземцев. Из моего превью по бета-версии вы уже ведаете, что корабль в Pillars of Eternity II: Deadfire — это не роскошь, а реальное оружие передвижения, с помощью которого можно и нужно исследовать мир, обнаруживать новые острова, придумывая им свои названия, и сражаться с пиратами. Потому напомню лишь коротко: судно можно чинить и апгрейдить и на него необходимо нанимать команду, выбирая из более или менее опытных матросов, боцманов, канониров и прочих специалистов морского дела.
Для корабля доводится покупать пушки и ядра, ремонтные наборы и паруса, для команды — еду, воду, медикаменты. И, разумеется, подопечные регулярно просят жалованье. Всё это, включая даже качество еды, воздействует на их боевой дух и отражается на исходе морских сражений, которые тут реализованы в облике уникальных текстовых квестов.
Однако это не значит, что Pillars of Eternity II: Deadfire обратилась в этаких изометрических «Корсаров». Это по-прежнему «олдскульная» по своей сути партийная RPG — с детальной генерацией персонажа, предусматривающей в том числе выбор биографии и генезисы, с кучей болтливых компаньонов, солидной ролевой системой и известными сражениями: в реальном времени, но с управляемой паузой.
Даже в бане у нас возникают различные моральные дилеммы.
Большую часть времени мы проводим собственно на суше, но появление моря и кораблей действительно открыло добавочный пласт в геймплее, добавив разнообразия и интересного исследования вселенной. Вы выходите из порта и направляетесь на нужный по сюжету остров, но по линии из облаков выныривают другие островки суши, где явно можно чем-то попользоваться, вам встречаются пираты, за голову которых назначена награда. Или корсары сами находят вас и упрашивают разобраться с кем-то, пробравшись в форт на другом конце карты. И всё это охота делать, всё это неимоверно затягивает, дразня вашего внутреннего пирата и морехода и суля новоиспеченные приключения.
Приключения нон-стоп
Ну а там, на сюжетном острове, вы часами учите шесть районов огромного города и с радостью наблюдаете, как пухнет от заданий ваш журнал. Можно трудиться на разные торговые компании, интересы которых явно пересекаются, на здешнюю туземную власть, на контрабандистов, можно искать пропитание и снадобья для касты нищих и убогих, помогать обрести покой духам, выуживать информацию у здешних проституток, обворовывать богатые имения или самому ловить воришек, ограбивших одинешенек из магазинов.
И это я только про один остров говорю — а ведь есть и иные, со своими поселениями и квестами. Да и компаньоны — как знакомые по первой доли, так и новые лица — всегда готовы подбросить проблем. Наш престарелый друг Эдер, например, хочет найти свою подружку, затерявшуюся где-то на островах, а новенькая служительница ордена Утренней Зари упрашивает помочь ей собрать потерянные души, которых она ловит в собственный странный фонарь.
Конечно, без загадок в такой игре тоже не стало.
При этом каждый квест тут обязательно со своей обратной сторонкой и изюминкой. Если кого-то избили и ограбили, то непременно выяснится, что тот сам напросился, и вам ещё придётся решать, кто прав, а кто повинен. Если дух умершей женщины попросит кремировать её тело, то будьте уверены: её не попросту так оставили умирать в одиночестве и отказались предавать огню. Если возьмётесь поддержать многодетной матери уплыть с острова на корабле, то у капитана этого корабли найдётся только три свободных места для шестерых её детей — и с этой проблемой тоже придётся понимать вам.
Я получил эту роль
И в каждом случае, в каждом диалоге проводится груда проверок на соответствие уровню умений, которые помогли бы отыскать то или иное решение или получить дополнительные сведения. В Pillars of Eternity II ценятся дипломатия, блеф, устрашение, вера, знание улиц, история, атлетика и даже метафизика.
Соответственно, утилитарны каждый квест мы решаем по-разному. Проблему с едой для попрошаек можно закрыть тремя разными способами. А чтобы раздобыть лекарство для заболевших морской лихорадкой, нужно или убить одного из торговцев, или дождаться ночи и ограбить иного (предварительно подслушав разговор охранников и узнав, что они по ночам шагают гулять в кабак), или просто купить снадобье, если денежек много. Или же нанять киллера, чтобы он разобрался с торгашами за вас.
Это, разумеется, не Tyranny, которая сразу заставляла решать судьбы цельных народов и ставила тяжелейшие моральные дилеммы, но и тут, даже решая, отдать ли вдове портмоне с деньгами её погибшего мужа или оставить его себе, вы всё равно отыгрываете роль — денег-то в игре вечно не хватает, а совесть мучит. И такие ситуации возникают всегда.
Можно перенести сохранения из первой части или выбрать готовые варианты поведения и решений, зачисленных в оригинале, чтобы потом периодически сталкиваться с их последствиями.
Всё для нас
И всё это в сиквеле подкрепляется тем, что резаться стало лучше, играть стало удобнее, комфортнее и увлекательнее. Полезных умений, как я уже сказал, здесь больше, и навыки сопартийцев складываются в всеобщую копилку, позволяя надеяться не только на себя, но и на товарищей. Показалась возможность уже на старте создавать мультиклассовых персонажей, получая вместо обыкновенного, например, паладина какого-нибудь пастыря, заступника, фанатика или рыцаря-мага. Кроме того, сейчас сразу видны все способности в каждой ветке талантов — это позволяет заблаговременно планировать, как и в каком направлении развиваться.
В сражениях вы вольны использовать все доступные заклинания и умения, не опасаясь, что какое-либо из них будет недоступно до следующего отдыха. Драки благодаря этому сделались динамичнее и зрелищнее. Особенно с учётом того, что один раз за бой какой-либо приём или «спелл» можно усилить раз в 10.
Помимо полноценных напарников показались ещё и так называемые подручные.
Все важные диалоги выразительно озвучены, а квесты вяще не отпугивают молодёжь стенами убористого текста — всё стало лаконичнее, по делу и не утратило при этом глубину и литературность.
Из иных «удобств в номере» отмечу доработанный интерфейс, появление гиперссылок на незнакомых наименованиях и именах в диалогах и новый экран репутации, на котором вам наглядно демонстрируют, с кем и почему вы дружите, какие поступки, темы и слова у любого из напарников могут вызвать раздражение, а какие — одобрение. Потому теперь можно точечно подбирать партию, чтобы никто не бранился, например, по вопросам религии. Или же, наоборот, стравливать всех, чтобы после с циничной ухмылкой наблюдать за разборками, — так даже веселее. Благодаря столь детально прописанной системе ценностей для каждого сопартийца напарники в Pillars of Eternity II: Deadfire выглядят ещё живее — они пуще, эмоциональнее реагируют на все слова и поступки, что прямо сказывается на взаимоотношениях и с основным героем, и друг с другом.
Авторы так заботятся об игроке, что даже позволяют, как я уже произнёс, нанимать киллера, чтобы тот решал проблемы за нас. Это не значит, что резаться стало совсем уж проще. Нет, на высоких уровнях сложности, да ещё и в порядке «Испытание железом», где доступно ровно одно сохранение, хардкора по-прежнему хватает. Попросту играть стало комфортнее и приятнее.
Абордаж реализован как обыкновенное сражение, только на борту корабля.
***
Оставив за скобками извечные проблемы Obsidian с технической реализацией (вылеты тут случаются, но это вполне поправимые предметы), можно сказать, что Pillars of Eternity II: Deadfire выглядит как идеальный сиквел. Немало того — как идеальная изометрическая RPG от Obsidian в принципе: чувствуется, что авторы аккумулировали тяни свой богатейший опыт и сделали игру, в которой отыскалось место и для всех «олдскульных» радостей и традиций, и для новых трендов и механик. И всё это грамотно подогнано товарищ к другу — тут нет ничего лишнего, а сама игра старается мастерить всё, чтобы публике было комфортно, удобно и дико увлекательно.
Плюсы: отличный сюжет; затягивающий геймплей; увлекательные странствия по морям на собственном корабле; динамичные сражения; колоритные напарники; масса нелинейных квестов и приключений; расширенная ролевая система; шикарная картинка, озвучка и музыка.
Минусы: отдельный технические огрехи.