Когда в Pokémon Trading Card Game Pocket (дальше — Pokémon Pocket) открываешь обучающий режим, первым делом вылезает окно со следующими словами: «Карты необходимы не только для коллекционирования, их можно ещё и использовать в боях». В любой другой карточной игре это была бы самая обычная фраза без какого-то подтекста, но тут — даже если разработчики не вкладывали в неё особенный смысл — она наглядно показывает, какие механики в приоритете. В первую очередность Pokémon Pocket — игра о коллекционировании, о создании красивых колод, о демонстрации остальным своих редких экземпляров. Ну и в сражениях карты тоже можно использовать, да.
Моя прелесть
Настольная карточная игра о покемонах существует уже очень давно — с 1996 года в Японии и с 1998 года за её пределами. Перетащить её в цифровой формат пытались уже не раз, но вышедшую на днях Pokémon Pocket трудно назвать полноценной адаптацией — некоторые элементы тут значительно упрощены. Зато главное осталось на месте — как и в реальности, карты тут достаёшь из красивых наборов, у которых отрываешь перстом верхнюю часть и из которых выпадают пять случайных карточек. С настоящими наборами это, конечно, несравнимо, но и в таком формате процесс весьма приятный.
Когда карты получены, они заносятся в коллекцию и занимают пронумерованные ячейки. Это и покемоны разных видов (травяные, огненные, водные, электрические и так дальше), и карты тренеров — среди них есть как персонажи поддержки вроде Мисти и Джованни, так и расходники, в том числе покеболы, достающие из колоды созданий. Тем, кто играет бесплатно, позволяют открывать только два набора в день — очевидно, со временем дубликатов будет выпадать всё вяще. Но появлению некоторых дубликатов радуешься — у части покемонов и у всех тренеров есть редкие альтернативные версии, какие не отличаются умениями и характеристиками, но выглядят круче обычных.
В коллекции можно сортировать свои карты по редкости, а в миссиях — получать награды за заполнение тематических альбомов.
А ещё дубликаты можно использовать для добавления эффектов своим карточкам. Система не такая состоятельная, как в Marvel Snap, где и фон изображений может меняться, и разные рамки позволяют покупать, но наверняка это лишь начало. В Pokémon Pocket уже есть эффект блёсток, мастерящий карты ярче, а также разного рода эффекты при разыгрывании, когда карту кладут на стол. В то же время торопиться с украшательством я бы не стал — позднее в игру добавят возможность обмениваться картами, и эти дубликаты позволят получать покемонов, каких в вашем альбоме пока что нет.
Самые любимые карты позволяют собирать в папочки — вы подбираете обложку, пишете наименование и добавляете хештеги. Например, можно сделать папку с иллюстрациями, которые вам больше всего нравятся, или с покемонами установленной стихии. А самые-самые обожаемые карты лучше ставить на витрину своего аккаунта, где сначала подбираешь фон (обычно это картинка с порожним прямоугольником в центре), а потом размещаешь одну карту, — тут либо по цветам нужно всё подбирать, либо по теме. Разумеется, в местном магазине есть и разного рода обложки, и фоны, благодаря которым вы будете выделяться из толпы, если готовы уплатить реальные деньги. Но и бесплатно что-то доступно, в том числе во временных событиях.
В общем, здесь достаточно возможностей показать вселенной свою крутую коллекцию — в нижней части экрана доступна кнопка, с помощью которой переходишь в местную социальную сеть, где размещены витрины и папки иных игроков. Чем больше лайков вы ставите, тем больше виртуальной валюты получают пользователи для покупки новой «косметики». Причём что-то особенное для попадания в эту карусель мастерить не нужно — если при создании папок и витрин вы делаете их публичными, со временем в личных сообщениях будете получать всё вяще оповещений о том, что кому-то понравилось ваше творчество.
Самая интересная социальная «фишка» Pokémon Pocket называется Wonder Pick. Когда закатываешься в соответствующее подменю, видишь несколько наборов по пять карт в каждом — это то, что получили ваши друзья или случайные пользователи со итого мира при открытии очередного пакетика с картами. Вы выбираете набор, в котором есть интересующий вас покемон или тренер, и наобум вытягиваете из него одну карту. Конечно, далеко не всегда получаешь желаемое, но это забавная опция, сближающая незнакомых игроков — вы даже поблагодарить их можете, за что они получат небольшой бонус.
Если и предъявлять какие-то притязания ко всем этим социальным «штукам» и настройкам своей коллекции, то прежде всего хочется ругать монетизацию. Дело не столько в стоимостях, сколько в количестве несвязанных друг с другом валют, в которых чёрт ногу сломит — прямо как в большинстве популярных мобильных игр. Есть песочные часы, сокращающие пора ожидания до следующего бесплатного набора. Есть другие песочные часы, восстанавливающие энергию для Wonder Pick. Есть кубовые билетики для покупки товаров в магазине, но эмблемы на них не купишь — для этого нужны фиолетовые. А за третьи, золотые билетики подают особенно крутые предметы для кастомизации, но чтобы не покупать их по отдельности, можно приобретать наборы — только уже не за билеты, а за поке-золото, отдельную валюту. Со порой, конечно, во всём разбираешься, но поначалу всё очень запутано.
Драться тоже можно
Хотя в меню игры сражения стоят аж на четвёртой позиции из пяти, не рассказать о них невозможно. Для старта любого матча в PvE или PvP нужно обладать колодой с 20 картами. За выполнение некоторых заданий (включая завершение обучающего порядка) выдают колоды напрокат — они пригодятся, если из-за маленькой коллекции вы сами пока ничего собрать не можете. Однопользовательские матчи расшиблены по уровням сложности, а в PvP есть выбор между матчами для новичков и для опытных пользователей.
В начале сражения игроки выкладывают на стол по одному базовому покемону — намечается, что именно он будет наносить урон и получать его. Впоследствии за этим покемоном можно разместить ещё троих существ — это так именуемая скамейка запасных. Вы либо вручную меняете местами покемонов, если есть энергия, либо переносите бойца со скамейки резервных на основную позицию в случае гибели вашего питомца. Задача каждого игрока — победить троих существ оппонента. Либо двоих, если одинешенек из них — версия EX с увеличенным запасом здоровья и более сильными атаками. Немалая часть популярных нынче колод вводит в себя как минимум одного EX-покемона, так что в PvP с ними встречаешься часто.
Для эволюции покемонов нужно владеть тремя необходимыми картами, положить их в колоду и вытащить по ходу матча. Например, Бульбазавр станет Ивизавром, а затем и Венузавром. На первом ходу эволюция недоступна.
В начине хода игроки получают по очку энергии, и их нужно прикреплять к покемонам, чьими атаками вы хотите воспользоваться. Кому-то довольно одного очка, что позволяет им сразу же атаковать, а другим требуется долгая подготовка — например, базовый Запдос расходует на свою атаку три очка энергии, но и урон она наносит большой. У всех покемонов есть слабости, знакомые ещё по консольным играм, и в нательнее части карты можно увидеть, покемоны какой стихии будут получать от ваших ударов дополнительный урон. А вот сопротивления тем или другим стихиям у них нет. Если в «настоящей» карточной игре Чаризард частично поглощает атаки боевых покемонов, то в Pokémon Pocket на его карте ничего об этом не произнесено — он только слаб против водных существ.
Одно лишь это сильно упрощает игровой процесс, но здесь хватает и иных особенностей, из-за которых считать новинку глубокой и разнообразной трудновато. У большинства покемонов есть лишь одна штурм: Гроулит кусается, Магнемайт бьёт электричеством, Хелиоптайл — хвостом. Это касается базовых существ, но и продвинутые версии, какие получаешь путём эволюции во время матча, немногим лучше. У них могут появляться дополнительные условия — например, штурмы Бластойза наносят больше урона, если вместо трёх единиц энергии к нему прикреплено как минимум пять. Но всё равновелико текста на картах очень мало — даже в случае с EX-версиями далеко не у всех есть больше одного зачисления.
Матчи во многих карточных играх переполнены случайными событиями — это и Hearthstone касается, и Marvel Snap (локации и обстоятельства в каждом матче разные), и здесь рандома не меньше. На многих картах написано, что при разыгрывании или атаке вы должны буквально подкинуть монетку, иногда даже не одну. Взять Эгзеггутора — его единственная атака наносит 40 единиц урона, но если подкинуть монетку и она упадёт определённой стороной вверх, то удар будет вдвое сильнее. А в случае с Персианом удачное подбрасывание позволит скинуть случайную карту с руки оппонента.
Но самые нелепые ситуации происходят с Мисти и колодами водных покемонов. Когда вы разыгрываете Мисти, то кидаете монету и продолжаете делать это до тех пор, пока не выпадет «решка». За каждого «орла» дают единицу энергии и прикрепляют к избранному покемону. В некоторых ситуациях это позволяет завершить матч на первом же ходе. Например, оппонент вытащил из колоды лишь одно существо и выложил на стол. А вы достали и разыграли сильного покемона, которому для атаки требуется три единицы энергии. Используете карту Мисти, троекратно выкидываете «орла», зарабатываете три энергии, атакуете и сносите единственного вражеского покемона. Всё, матч окончен.
Подобные моменты наглядно демонстрируют, что всерьез относиться к здешнему PvP не стоит — по крайней мере, на данном этапе. Карт довольно мало, поэтому во многих популярных колодах видаешь одно и те же: покеболы, тянущие покемонов из колоды, карту Professor’s Research, позволяющую вытащить две карты, и так далее. Отдельный EX-версии покемонов явно сильнее других, а многие существа кажутся совсем беспомощными и ненужными — просто есть, чтобы в наборах вы получали всякий мусор. Да и рандома с монетками многовато.
Но если подходить к Pokémon Pocket как к «казуалке» с скорыми матчами, приятным интерфейсом и понятным геймплеем, в ней не без удовольствия проводишь время в ожидании новых карт и наборов. Не необходимы ни рейтинговые режимы, ни турниры — просто зайти вечерком, взять колоду с любимыми покемонами и сразиться в нескольких матчах. Периодические события побуждают закатываться и в PvE, и в PvP — и там, и там за участие дают как новые карты, так и расходники, позволяющие быстрее открывать наборы и покупать всякие полезности в лавке.
Прежде всего Pokémon Pocket — игра для коллекционеров и любителей покемонов. Здесь очень приятно не только обнаруживать новые наборы, но и листать свою коллекцию, любуясь редкими вариациями. А если есть свободные деньги, то ещё на всякие украшения можно издержаться, хотя и для любителей играть бесплатно доступны некоторые возможности. К сражениям есть вопросы — и баланс неидеален, и способностей у покемонов немного, и рандом иногда приводит к тому, что победитель определяется на первом ходу. Но игра достаточно хороша, чтобы в неё хотелось закатываться хотя бы раз в день, а на что-то более серьёзное она пока не претендует.
Плюсы: приятный интерфейс — особенно радует процесс открывания комплектов; очень красивые иллюстрации; простой и доступный игровой процесс в сражениях — обучающий режим идеально всё объясняет; преходящие события побуждают запускать как PvE, так и PvP.
Минусы: много видов валют поначалу вызывают путаницу; частое подбрасывание монетки не понравится тем, кто не обожает, когда в карточных играх много рандома; у большинства покемонов есть лишь одно умение; те, кто играет даром, будут долго собирать коллекцию, открывая в среднем по два набора в день.