Живо для платформы: PC

Сделать «нашу Fallout» по-прежнему пытаются многие. И POSTWORLD можно было бы наименовать очередной такой попыткой, если бы не подчёркнуто ироничное, безалаберное и где-то даже хулиганское касательство самих разработчиков к тому, что они делают. И это позволяет говорить о попытке сделать этакую треш-вариацию на заданную тему. И попытка эта, надо признать, удалась.

[embedded content]

Постсоветский постапокалипсис

Можно, разумеется, относиться к POSTWORLD максимально серьёзно — как к хардкорной экшн/RPG в обожаемом многими сеттинге. Тем немало что всё для этого вроде бы на месте. Мы играем за незнакомца, невесть как очутившегося в постапокалиптической пустоши, называемой местными Зоной. Он гол, слаб, желает есть, пить и спать, для чего нужно постоянно собирать еду и воду и периодически ночевать в охраняемых поселениях.

Между этими поселениями мы перемещаемся по глобальной карте, по какой также одновременно передвигаются бандиты, так и норовящие напасть на героя — при жажде можно принять бой, чтобы разжиться барахлишком и опытом, или же попытаться сбежать. Там же, на карте, знаками проблемы обозначены «точки интереса».

В самих поселениях тоже всё привычно — суровые мужички с оружием у теплина, как в S.T.A.L.K.E.R., полуразрушенные коробки панельных домов, остовы бывших предприятий, какие-то строи, порты. Есть даже обязательная в таких случаях станция метрополитен («Маяковская») — с плакатами на стенах, схемами движения поездов и возможностью свершить дерзкую вылазку в тоннели. И везде — торговцы, магазины с охранниками и, разумеется, кабаки. В общем, атмосфера, знакомая всем сталкерам.

POSTWORLD обзор игры

На состояние персонажа воздействует много разных факторов.

Сообразить на троих

Главными из всех поселений являются столицы (если их так можно наименовать, конечно) трёх крупных группировок — культистов, рабовладельцев и железнодорожников. У любой из них, прямо как в какой-нибудь «Готике», свои цели, квесты и отдельная сюжетная черта, которая приведёт к столкновению с двумя другими фракциями. Герой выстраивает с ними взаимоотношения, но работать разрешено только на одну группировку.

Выполняя задания и убивая неприятелей, мы получаем опыт и растём в уровнях. Ролевая система вводит множество навыков, которые охватывают практически все стороны суровой существования в пустошах, — позволяют открывать простые или продвинутые замки, скорее передвигаться по глобальной карте, переносить больше снаряжения и припасов, лучше обращаться с морозным оружием или с разными видами огнестрельного, дальше метать гранаты и так дальше.

Рай для оружейника

А ещё в POSTWORLD, как и во многих подобных тематических играх, созданных на территории бывшего СССР, есть особый пунктик по предлогу огнестрельного оружия. У каждого ствола куча характеристик вроде объёма лавки, уровня отдачи, разброса пуль при стрельбе, и на каждый можно устанавливать множество модификаций — приклады, прицелы, ресиверы, дула, подствольники… Многообразные боеприпасы, включающие помимо обычных разрывные, бронебойные и зажигательные, прилагаются.

Иной пунктик авторов связан с тем, что в бою разрешено использовать только те объекты, которые находятся в карманах или в разгрузке — последняя покупается или добывается раздельно. То есть перед сражением обязательно нужно всё необходимое разместить по своим пунктам, а не просто держать это в инвентаре. К слову, объём последнего зависит от того, каким рюкзаком экипирован ваш персонаж.

POSTWORLD обзор игры

Как видаете, в POSTWORLD реализована точечная система повреждений.

Ещё одной «фишкой» сделалась возможность использовать щиты, а также протезы рук или ног. Первые пять прикрывают от пуль и ударов, их также нужно укреплять отдельными пластинами и оснащать различными модулями вроде встроенного огнемёта. Вторые служат заменой имплантам и разнятся по характеристикам — увеличивают защиту от взрывов или пуль, позволяют дальней и выше прыгать, переносить больше веса, но взамен углубляют потребность в еде и питье, снижают защиту от радиации и яда (а этой мерзости в пустошах, понятно, навалом).

Замах на рубль

Как видите, итого много, всё на месте. Но если относиться к POSTWORLD именно как к полноценной постапокалиптической RPG, то она, несмотря на всё вышесказанное, по большенному счёту не выдерживает критики. Графика устарела — хотя, признаю, дизайн кое-каких поселений, например столицы железнодорожников, выполнен с любовью к деталям.

Мир пуст и мёртв — знаться можно только с редкими квестовыми персонажами, доступными по сюжетным чертам фракций. Есть также торговцы, но у каждого из них на вопрос, какие новинки, припасён только один ответ — ничего, мол, особенного. И продавец будет его повторять, даже если минуту назад в чете метров от него вы превратили в фарш (а тут есть «расчленёнка») нескольких человек. Все «точки заинтересованности» на карте — это охраняемые лагеря, на которые вы можете напасть или миновать мимо.

Сами сражения выглядят примитивно и убого, а пунктами стремятся к состоянию полной неиграбельности. ИИ туп, камера при сближении с противником уходит в созидательный отпуск, превращая происходящее в кашу-малу, нормально занимать укрытия невозможно и так далее. А вся эта свистопляска с разными видами оружия и модификациями для них оказывается ненужной (ну, почти!), когда понимаешь, что зачастую проще порубить всех топором.

POSTWORLD обзор игры

Типический диалог в игре!

Инстинкт бомжа

Единственное, на чём держится POSTWORLD собственно как обычная с виду игра, — это инстинкт выживания, какой срабатывает из-за того, что выживать тут поначалу действительно непросто. Денежек на нормальное оружие и броню не хватает, инвентарь быстро переполняется, разгрузка махонькая, куда ни ступишь — кругом мины, яд, радиация и суровые мужики, готовые порвать тебя лишь за то, что ты подошёл слишком близко к их грядкам с кукурузой.

Поэтому ты незапятнанно инстинктивно превращаешься в бомжа, который тащит в карман тяни мусор и потом бежит продавать это ближайшему торговцу. Охота ведь накопить денег побольше, заполучить экипировку получше и вернуться с модифицированным машиной наперевес, показав кузькину мать тем, кто пожалел тебе початок кукурузы.

Впрочем, как у «выживастика» у POSTWORLD тоже есть проблемы. Если внимательно глядеть по сторонам, то можно найти кучу полезных предметов вроде патронов, аптечек, стимуляторов и даже протезов, какие валяются просто так, без охраны. К тому же нам позволили снимать с тушек неприятелей буквально всё, включая дорогостоящее оружие, крутую броню, вящие рюкзаки и так далее. Поэтому тут скорее не выживаешь, а собираешь, подбираешь и несёшься продавать. Главное — уместить всё это в инвентаре так, чтобы хватило пункты. А потом, когда окрепнешь, и эта забота отходит на второй план.

Санитары пустошей

Потому я бы советовал относиться к POSTWORLD по-другому — не как к обычной игре, а как к этакой треш-комедии. Тем немало что авторы сами этого, кажется, и хотели. Здесь всё пропитано русским юмором — идиотским и беспощадным. Начинается история с того, что мы видим какого-то мужика, какой, прямо как Саид из «Белого солнца пустыни», по самую башку закопан в землю. Сквозь пять минут с нами начинает общаться ироничный ИИ, какой встроен в голову главного героя. Выясняется, что над тем якобы коротали опыты в секретной лаборатории, собирались принести в жертву, но духи избавили его…

POSTWORLD обзор игры

А это уже типичная русская дилемма!

Все квестовые персонажи общаются витиеватым матом, каким можно заслушиваться, понимая, что художественные ругательства — это действительно цельное искусство. Непрофессиональная озвучка, сделанная, кажется, самими авторами, лишь поднимает градус всеобщего пофигизма и веселья. Эх, сюда бы закадр от Гоблина — и можно было бы храбро называть игру «Санитары пустошей»!

Маразм крепчал

Все лидеры фракций и их поселения крайне колоритны. Надписи на заборах в порту работорговцев так или по-иному обыгрывают тему дерьма, бухла и запоя. А их лидер — это бородатый кавказец, существующий в комнате, увешанной старыми советскими коврами. Глава культистов — открытый наркоман, поклоняющийся Матери-земле, которую нужно накормить вашей или вражьей кровью на местной арене.

А главарь железнодорожников по кличке Стоп-кран — бывалый работяга, сурово следующий инструкциям и разговаривающий на профессиональном жаргоне. Главгероя он именует железнодорожным рычагом, который сам решает, куда пустить локомотив этой фракции, — это так нам намекают на значительный сюжетный выбор. Первый квест за эту группировку вынуждает вас разыскивать «очень важный артефакт», которым оказывается гаечный ключ. Им как-то предок нашего сумасшедшего работодателя уничтожил «настоящего господа» — ИИ, захвативший космическую станцию.

Устав от этого цирка, главгерой, как натуральный панк эпохи постапокалипсиса, сразу после разговора может попросту взять и отстрелить башку лидеру любой фракции. Потому что, если отстрелить длань или ногу, тот ещё повоюет. Да, очень часто тут враги не умирают, даже если лишились какой-то конечности, — это ведь вы им отсекли или отстрелили протезы. Поэтому постоянно наблюдаешь сюрреалистичную картинку, когда вас пытаются раздобыть топориком ползающие по земле безногие окровавленные мужички. К слову, здешние жители так суровы, что могут устанавливать протезы обратно ровно в бою…

POSTWORLD обзор игры

Такого, пожалуй, мы ни в одной игре не видели!

***

Вот только в таком разрезе POSTWORLD и можно рассматривать — не как какую-то там положительную игру, а как хулиганскую выходку, которую авторы делали как натуральные панк-разработчики: не стремились понравиться, прилизаться и вписаться в стандарты, а попросту веселились, выпивали, курили и стебались, создавая то, что им хочется, в рамках оружий, талантов и возможностей. И в таком случае всё это даже может на какое-то пора увлечь — как увлекают фильмы треш-студии Troma или песни какой-либо начинающей полупьяной панк-группы. В противном случае придётся очнуться, протрезветь и услышать, что музыканты толком резаться и петь не умеют, а запись сделана на коленке в каком-то нечистом гараже. До Горшка и Sex Pistols им ещё очень далеко…

Плюсы: тут бывает весело и смешно; в сюжете можно делать выбор; немало тщательно проработанного оружия и модификаций к нему; неплохая ролевая система; выживать пунктами действительно непросто; периодически ощущается суровая постапокалиптическая атмосфера.

Минусы: не доведённые до ума идеи и несбалансированная механика; неживой и пустой мир; мало квестов; неудачно реализованные сражения; устаревшая графика; непрофессиональное озвучивание.