Поплывём куда в башку взбредёт. Вот что такое корабль, смекаешь? Не просто киль, палуба и ветрила, хоть без них и нельзя. В самом деле корабль, «Чёрная Перл», — это свобода.
капитан Джек Воробей, х/ф «Пираты Карибского моря: Анафема Чёрной Жемчужины» (2003)
Не единожды капитан Джек Воробей оставлял «Черноволосую Жемчужину». Легендарный пират Испанского Мэйна и Антильских островов вящую часть киноэпопеи лишён команды и места у штурвала. И дурные обстоятельства ничуть не калечили фантастические приключения. Молодая британская студия Fireblade Software придала сему факту необыкновенное значение, уготовив PC-игрокам в 2017-м году экзотическую морскую одиссею с хардкорным микроменеджментом в духе
«Покинуть корабль!»
Так переводится обрекающий мореплавателя на беды лозунг Abandon ship! Разработчики предпочли мрачноватое название неслучайно. В отличие от отечественных «Корсаров», где сражённое неприятелями судно уходит на дно и взывает к последнему сохранению, в Abandon Ship капитан может избавиться и начать с нуля. Прямо как в сцене первых «Пиратов Карибского моря» со известным героем верхом на мачте крохотной тартаны в бухте Порт-Ройала. Ни корабля, ни команды, ни денежек — только слава капитана. Приключения начинаются!
Чтобы никто не кинул скептичный взгляд на очередное «инди от молодой студии», познакомимся с разработчиками поближнее. Возглавляет Fireblade Software Гэри Бурчелл (Gary Burchall). Немало тринадцати лет он проработал в небезызвестной компании Climax Studios (в том числе продюсировал Assassin’s Creed Chronicles). Под его руководством такие же ветераны: программист, композитор, звукорежиссёр, художник и визуализатор — итого шесть человек.
Гэри увлекается парусной тематикой и в своё пора стал поклонником нашумевшей FTL: Faster Than Light с её детальным управлением космическим крейсером. Соединить морскую романтику с roguelike уже пытались годом ранее иные энтузиасты в краудфандинговой двухмерной Seaworthy. Пиратский промысел в жесточайших деталях — с кровавыми сражениями, оторванными конечностями, морскими чудовищами, опасными мелями, заболеваниями, голодом и прочей чернухой. Звучит неплохо, согласитесь. Лишь разработчикам не удалось привлечь достаточно внимания. Помешал ужасный визуальный манера в 2D. Финансирование провалилось.
И при чём тут капитан Салазар?
История Abandon Ship строилась с учётом промахов конкурента и берёт свой отсчёт с декабря 2015-го года. Тогда сформировалась первая материально-техническая документация с детальной бизнес-моделью и сопутствующей логистикой. Самая необходимая и одновременно разочаровывающая доля разработки, как отмечает Гэри, не вдаваясь в частности стартового финансирования проекта. Прошедшей зимой они сделали несколько прототипов морских сражений и избрали единственный понравившийся вариант — с изометрическим ракурсом камеры для спокойного управления палубой и процедурным генератором глобальной карты.
В ноябре в массы пошёл трейлер с демонстрацией проделанной труды. Тонко анимированное действо с восхитительным эффектом масляной живописи под выразительную драматичную мотив. Рассказ моряка насквозь пропитан романтикой пиратских авантюр: «Пускай моё послание станет возвещением. Я владел кораблём. Ходил в знаменитых и неизведанных морях. Крушил и покорял своих неприятелей. Но мир — жестокое место. Он насылает свирепые шторма и будоражит ужасом морских глубин. И в нём вечно есть кто-то сильнее тебя. Но погибель корабля не разрешила мою историю. Я — капитан. И буду им до тех пор, пока жив, пока ещё горит чаяние!»
Амбиции разработчиков действительно внушают чаяние. После Black Flag и Rogue много ли мы видели просоленных морем игр о флибустьерах и парусниках? Нескладную Raven’s Cry разве что. Вряд ли стоит вписывать её в одно семейство с крупномасштабными «Корсарами» и талантливой Sid Meier’s Pirates! Может, тогда кот в мешке — Sea of Thieves? Да её концепция меняется почти любой день (Rare до сих пор толком не определилась, а релиз в следующем году). У Fireblade Software сейчас показалась замечательная перспектива занять необитаемую нишу на фоне возвращения в кино «Пиратов Карибского моря» с эпизодом про коварного капитана Салазара.
Морская романтика в масляной живописи
Притягательность Abandon Ship сокрыта в её художественном оформлении и выразительности. Основная ставка — на стиль картин таких маринистов, как Уильям Тёрнер (вот тут-то вы и подвернулись, когда вообразили не того Тёрнера!), Иван Айвазовский, Виллем ван де Велде и так дальше. Но технология рендеринга подобного изображения оказалась чрезвычайно сложной. Никто не соглашался воплотить её в существование. Все знакомые арт-специалисты предупреждали, что отсутствие на рынке примеров с подобной графикой сообщает о невозможности её реализации в движке.
А ведь и правда, даже дорогущей Pirates of the Caribbean: Armada of the Damned (поныне заледенена) оказались не по силам масляные краски — они использовались только для демонстрации морской глади и ландшафтов. Осуществить мечту Гэри и соратников удалось благодаря завоеванию второго гранта UK Games Fund от правительства Великобритании. На полученные оружия им повезло найти безупречных исполнителей.
Если вообразить себе воскреснувшие шедевры маринистов, то как раз и получится картинка из Abandon Ship. Мягкое перетекание отражений и цветов, неповторимая игра света и теней, исчезающие в морской пучине контрастные блики… Авторы выстроили массивную матрицу смешивания погодных условий и состояния водной поверхности с ровным воздействием на игровой процесс (пожар от попадания молнии, люд за бортом после большой волны). Безусловно, арт станет самой мощной стороной проекта. Но и по другим фронтам авторы не собираются отставать.
Одна из подмостков в трейлере — атака пиратского трёхпалубного фрегата из тумана. В Fireblade Software неплохо знакомы с циклом книг о капитане Джеке Обри и докторе Стивене Мэтьюрине Патрика О’Брайана (Patrick O’Brian) и, разумеется же, с фильмом Питера Уира (Peter Weir) «Хозяин морей: На кромке Земли» по мотивам этих произведений. Из его пролога и была позаимствована натуженная битва во мгле. Сам Гэри даже говорит, что Abandon Ship — это вяще «Хозяин морей», нежели «Пираты Карибского моря». Никакого фэнтези и призраков. Желая присутствие монстров в океане он считает правдоподобным. Ведь как-то по нашей планете топтались гигантские ящеры.
Капитаним на грани перманентной смерти
Любование ландшафтами и романтика путешествий по неизведанным морям пересекаются с необходимостью выживать. Любой неосмотрительный шаг — и ты труп. Раз и навсегда теряются накопленные умения, исследованный мир, сокровища, неопасные пути, квесты и так далее. Каждая новая игра генерирует всё с нуля. Нордовую Атлантику вы узнаете только по скалам, айсбергам и дрянной погоде, а Карибский бассейн — по белоснежным пляжам и тропическим зарослям. Ни одна существующая карта из реального вселенной не поможет.
Abandon Ship вселяет страх при виде любого ветрила на горизонте. Ибо всякая битва здесь проходит на грани разгромы. Умелые матросы, полный боезапас, безупречное состояние корабля и надстройки, разумеется, приманивают победу. Просто нет никаких гарантий, что на пике славы капитана не сразит шальное основа или взрыв порохового погреба. Но и смерть обмануть шансы есть. Лишившись итого, удалой морской волк посреди океана или на отмели доверится случаю — игровые события не обогнут стороной. Этот момент прекрасно показал капитан Ред в начине фильма «Пираты» 1986-го года от режиссёра Романа Полански (Roman Polanski).
Победив все сложности и добравшись до порта, игроки присмотрят себе новоиспеченный корабль и людей в судовой экипаж. Это худшие условия на поле прежних, но зато с «прокачанным» капитаном. Брошенные квесты, давнишние друзья и закоренелые враги укажут очередной курс. Разработчики усердствовали сделать любые местные занятия полезными. Если озадачиться розысками хорошего навигатора, то в случае успеха форсируются переходы по морю, снизится риск присесть на мель. Завербованный меткий канонир в следующей схватке пошлёт россыпь снарядов без единого промаха. Пистоли и сабли позволят в дальнейшем проворачивать феерические абордажи и ловить вяще добычи с купцов. Улавливаете суть?
Сама по себе команда — сборище криворуких дуралеев. Если на плотницкие труды поставлен юнга, то первая же пробоина утянет корабль на дно. По ходу приключений игрок свободен сбить весь этот сброд в смертоносный кулак и натаскать в сражениях. Abandon Ship не ограничивает вас сюжетом и квестами — любой волен бросить всё и стать легендой океана, что водится с самим дьяволом и выпивает бочонок рома на завтрак. Или же, навыворот, прославиться нравственным флибустьером и биться за правые дела, спасая страждущих.
У Fireblade Software есть все шансы на успех. Игроки изголодались по пиратским приключениям. Успех Assassin’s Creed IV: Black Flag в 2013-м показал это. Возлюбленная миллионами концепция FTL: Faster Than Light явно пойдёт на прок жанру. Исследование дальних уголков вселенной и управление космическим кораблём во многом схожи с покорением неизведанных морей на скрипучем паруснике. В обоих случаях мы собираем команду, бороздим нескончаемые просторы в поисках своего сокровища, опасаемся стихии и одолеваем неприятелей. Только за бортом иные пейзажи. И в море они куда немало проникновенные, чем холодная чернота космоса.