Живо для платформы: PC
От дебютантов в игровой индустрии сложно ожидать какого-то определённого результата. Чьи-то первые шаги — вечно кот в мешке. Остаётся надеяться на то, что энтузиазм и старание окажутся сильнее, чем отсутствие опыта. Учитывая распространённость средств разработки видеоигр, сравнительную лёгкость их освоения и множество площадок для продажи, получаем довольно серьёзную проблему — как найти по-настоящему стоящую предмет среди огромного количества сомнительных поделок. Всем, кто следит за новинками в том же Steam, это знакомо — на один-два достойных проекта доводится несколько десятков проходных.
Казанцев из Fair Games Studio новичками в полном смысле этого слова наименовать не получится. В этой небольшой команде трудятся, как они сами утверждают, «ветераны игровой разработки», а сама студия является внутренним подразделением компании GD Forge и уже отметилась VR-приключением Aliens in the Yard, какое, правда, в силу различных причин не помогло FGS сделать имя в индустрии. Зато их следующий проект, Protocol, имеет все шансы на то, чтобы принести своим созидателям желанную славу.
«Вы нарушили Протокол»
Недалёкое будущее. Инопланетный корабль, решивший заглянуть к землянам на огонёк, сбивают не весьма гостеприимные хозяева планеты. Сбивают аккуратно — пришельцы не взрываются в воздухе, разлетевшись на мелкие осколки, а совершают вырванную посадку в районе полярного круга, рядом с исследовательской станцией «Терминус». Установление первого контакта — важная задача, тем немало что он омрачён столь странным решением военных о превентивной атаке корабля пришельцев.
Для подобной цели подойдёт лишь лучший, самый подготовленный спецагент — вы как раз из таких. Просто идеальный солдат, у которого отсутствуют недостатки, если не находить небольшой психологической травмы из-за недавнего развода с женой.
Что ждать от пришельцев, никто не знает, поэтому вы должны подчиняться суровому регламенту, за выполнением которого следит искусственный интеллект. Подпишите вот здесь — и впредь не нарушайте Протокол. Шаг влево, шаг вправо — даже не расстрел, а уничтожение исследовательского комплекса со всеми обитателями с поддержкой ядерного взрыва. Во избежание, так сказать.
Условия жёсткие, однако приемлемые для опытного спеца. Правда, после прибытия на пункт обнаруживается несколько пикантных нюансов. Мало того что высадка была аварийной, а некоторые ограничения и задачи Протокола выглядят весьма неумно, так ещё и AI для общения с вами решил использовать образ бывшей, которую вы не очень-то жалуете.
Это они зря.
Ну что ж — работа есть работа, отведаем справиться с задачей, не обращая внимания на абсурдность требований и пропуская мимо ушей подколы ИИ, бередящие так и не успокоившуюся после развода давлю.
The Cake is a Lie
По словам разработчиков, они и сами не могут определиться с жанровой классификацией своего проекта. С виду — типичная адвенчура с заданиями вроде «отыщи в комнате ключ и открой им запертую дверь». Но тут есть и шутерные элементы, решение головоломок, исследование локаций… Наконец, немалая доля геймплея ориентирована на игроков с VR-гарнитурой, хотя, конечно, можно обходиться и без неё.
Впрочем, спустя некоторое время после знакомства с Protocol формулируешь для себя вполне подходящее дефиниция — перед нами «русская Portal» в стиле SOMA, за вычетом основной механики, связанной с порталами. Здесь, как и в Aperture Science, нас сопровождает ИИ дамского пола, а путешествие происходит внутри заброшенного исследовательского комплекса. Но основное сходство всё-таки в другом — это ощущение неизвестности, постепенное изучение вселенной, раскрытие тайны произошедшего, наконец, борьба с той сущностью, которая тебя направляет на протяжении всего сюжета. Эту составляющую Portal авторы Protocol сумели постичь и воссоздать на свой манер — простым копированием такое назвать никак нельзя.
Более того, разработчики отправь заметно дальше. Игра совсем не стесняется вас откровенно троллить, порой так искусно, что остаётся только рассмеяться, признав, что подвернулся на удочку. Небольшой спойлер для примера: в начале первой главы ИИ требует принять определённое лекарство, а затем, когда вы это сделаете, упрашивает о приёме «500 единиц зелёного препарата». Всё бы ничего, только вот у первого лекарства есть побочный эффект — персонаж перестаёт различать краски! Не успели запомнить, где лежат зелёные ампулы, — сами виноваты. Подобных не сразу явных задачек на внимательность хватает, что вынуждает тщательно наблюдать за своими действиями, запоминая любую мелочь, — кто знает, что в следующее мгновение потребует Протокол?
Мини-игры, порой весьма сложные (в основном из-за неловкого управления), встречаются довольно часто.
От любви до ненависти
Конечно, у подобного подхода к взаимодействию с игроком есть и положительные минусы. Подколы, подобные приведённому выше примеру с дальтонизмом, радуют, но есть в Protocol вещи, которые могут потребовать совершенно другие эмоции. Попросту говоря, у вас «бомбанёт» — и не раз. К чести авторов, они об этом предупреждают в самом начине.
Во-первых, отсутствует нормальная система сохранений — только контрольные точки. Перепроходить одни и те же задания по несколько раз из-за какой-либо глупой ошибки приходится постоянно, что, учитывая скупость разработчиков на эти самые точки сохранения, ужасно раздражает. Порой игрок вырван повторять свои действия чуть ли не с самого начала уровня, затрачивая на это уйму времени.
Вторая раздражающая особенность Protocol — завышенная сложность в отдельных моментах. Перестрелки с «боссом» в четвёртой главе или «рельсовый шутер» (кто добрался до этого момента, разом поймёт, о чём я) мне будут сниться в кошмарах: преодолеть эти эпизоды удалось лишь спустя какое-то совсем неприличное число повторений. Само собой, точки сохранений совсем даже не рядом — приходится бегать по локациям или слушать осточертевший диалог в кат-сцене перед очередной попыткой.
В-третьих, тут много багов и ошибок. Видимо, сказывается малый опыт авторов. Конечно, патчами многое уже исправили, но и оставшихся довольно, чтобы порой возникало желание забросить игру и удалить её без следа. Провалиться сквозь текстуры или остаться без необходимого для выполнения задания объекта — проще простого. Самое печальное, что порой непонятно: так и должно быть или дальше пройти не даёт какой-то баг?
Есть одна тян…
Тем не немного все эти трудности, как созданные разработчиками намеренно, так и непредвиденные, превозмогаешь изо всех сил, чтобы открыть ещё один кусочек запутанной истории. Вином тому — весьма оригинальный сюжет и не менее оригинальная его подача.
Ох уж эти сказочки
Никогда не знаешь, что ожидает тебя за вытекающей дверью, каким будет новое задание от ИИ и каким ещё странным образом придётся его выполнять. Только что ты спокойно разыскивал способ проникнуть в запертую комнату, а уже спустя пару минут пытаешься выжить в такой интересной обстановке, что остаётся лишь догадываться, как у созидателей игры хватило фантазии всё это придумать и воплотить в жизнь.
В Protocol очень много удачных шуток на злободневные темы, но тупоумного зубоскальства по любому поводу не ждите. Юмор, чёрный и не очень, целиком пронизывает сюжет, который поначалу изготовляет впечатление пародии на подобные проекты. Но чем дальше, тем серьёзнее и интереснее становится история.
Эти правила, кстати, тоже включены в Протокол, будьте внимательны.
В крышке концов любые выкрутасы сценаристов принимаешь как должное. Антураж позволил развернуться им на полную катушку — тут тебе и закинутые комнаты исследовательского центра, и космический корабль, представляющий собой живой организм, и путешествие в виртуальной реальности… У игры аж восемь концовок, причём не все они, как это обыкновенно бывает, сводятся к разным вариантам выбора в финальной сцене.
Кроме того, в Protocol целая куча скрытых возможностей, пасхалок и отсылок. Пускай они мало влияют на геймплей, но подобный подход радует. Отдельные интересности так глубоко запрятаны, что узнать про них можно неужели что из списка достижений в Steam.
На такие «мелочи», как не самая красивая картинка, даже не обращаешь внимания. Пусть авторы не лучшим манером используют технологические возможности движка, зато с дизайнерским вкусом у них всё в порядке.
Отдельно стоит отметить озвучку — голоса основных героев принадлежат Петру Гланцу (Дэдпул в русском дубляже) и Ольге Кравцовой (студия «Кубик в кубе»). Неужели что с матерщиной авторы диалогов слегка переборщили — слишком часто ругающийся главный герой выглядит немного неестественно. Желая, учитывая обстоятельства, его можно понять — при прохождении некоторых эпизодов хочется сквернословить не меньше.
Уверяю, к концу игры вы будете ненавидеть этих дронов лютой ненавистью.
***
Одно из основных назначений видеоигр — дарить различные эмоции (пусть даже не всегда положительные), и Protocol отлично справляется с этой задачей. Fair Games Studio сумела сделать то, что зачастую не получается куда более опытным разработчикам: несмотря на все свои недостатки, в основном технического плана, проект увлекает.
Protocol — не для слабаков. Те же, кто самостоятельно пожелает справиться со всеми требованиями Протокола и раскрыть тайны «Терминуса», знайте: игра, будто ИИ в образе бывшей супруга главного героя, будет всячески над вами издеваться. Тем не менее вы её полюбите.
Плюсы: интересный сюжет; неплохой юмор; непредсказуемые задания и способы их выполнения; оригинальный антураж; различные варианты прохождения.
Минусы: промахи; завышенная сложность в отдельных моментах; неудобная система сохранений.