аименование: Alpha Protocol
Разработчик: Obsidian Entertainment

Зарубежный издатель: SEGA

Издатель в России:

Системные требования:
P4-2.4, 2 GB RAM, 256 MB 3D Card

Рекомендовано: P4-2.6, 2 GB RAM, 512 MB 3D Card

MultiPlayer: нет
Жанр: RPG, Action
Игра вышла: 27.05.2010
Рейтинг: 7.0

Тортон. Майкл Тортон

Размышляю, многие сталкивались с таким жизненным парадоксом: из кучки не самых лучших составляющих получается вполне терпимый продукт. К примеру, из последнего помидора, попки колбасы, четы яиц, усохшей луковицы да последнего ломтика сыра вдруг получается блюдо, достойное короля. Особенно, если вы в заключительный раз ели часов 12 назад… Разработчики из Obsidian вроде бы и взяли все по рецепту, но ингредиенты очутились подпорченными. Казалось бы, итог должен был получиться, как минимум, не «первой свежести», ан нет – увлекательный и играбельный шпионский RPG-action.

Бонд, Борн, и все-все-все

 
Итак, террористы, в очередной раз прикрываясь лозунгами «За независимость!», взорвали пассажирский авиалайнер (угадайте, какой края). Расследование этого дела установило более чем неприятный факт – аэроплан был уничтожен новейшим зенитным комплексом, которого нет на вооружении ни у одной из всемирных держав. Это привлекло внимание спецслужбы «Альфа Протокол», задача какой – беречь покой американских налогоплательщиков всеми мыслимыми оружиями, во всех странах и в любое время суток. Службы так секретной, что всякие там ЦРУ, АНБ и прочие ФБР рядом с ней – просто дети небольшие, неразумные.

 
Расследование было поручено новому агенту, Майклу Тортону, какой только-только поступил на службу, успев сдать лишь вводные тесты. Но первый же шаг нашего героя привел к печальным последствиям –  вначале таинственный враг чуть не отправил его на тот свет ракетным(!) ударом, а после своя собственная организация открыла на него охоту. Впрочем, Майкл не унывает, продолжая вести брань супротив врагов государства.

 

Смешивать, но не взбалтывать

 
В нашем “блюде” мы можем установить три основных ингредиента: подготовка к заданию на конспиративной квартире, выполнение задания и диалоги. Установить, конечно, условно – все элементы игры гармонично переплетаются между собой. К образцу, очередное задание может состоять исключительно из одного диалога, в то пора как  модификацию оружия мы можем провести и «в поле» (нереалистично, но весьма спокойно). Тем не менее, будем придерживаться именно такой классификации.

 
Подготовка. Сюда входит развитие персонажа, закупка амуниции и информации, модификация снаряжения и изменение внешности мистера Тортона (утилитарной пользы не несет). Что касается развития (читай – получения новоиспеченного уровня), то тут разработчики решили все упростить до набора простейших навыков, по мере развития каких игрок получает плюсики к характеристикам носимого оружия/панцири или активные/пассивные способности.

 
Купить/продать оружие (а также почитать электронные послания, и даже ответить на некоторые) можно в личном компьютере. Уместно, с оружием разработчики слукавили, оставив агенту для постоянного пользования (и раскачки) лишь пистолеты, ПП, дробовики и автоматы. Прочие виды оружия вроде снайперских винтовок, базук или тяжких пулеметов можно встретить во время выполнения задания, причем преимущественно – в облике турелей. А теперь самый забавный факт – если с той же базукой во пора миссии в Саудовской Аравии мы будем бегать аки заяц, то все снайперские винтовки, какие нам встретятся, будут именно «турелями». Да-да, стрелять из «кемперки» можно лишь с одного пункты, и никуда ее оттуда не унести.

 
Но вернемся к нашему виртуальному лавке. Сам по себе ассортимент оружия бедноват (как качественно, так и количественно) – итого 4 поставщика, каждый из которых предлагает по 3 типа стволов в классе (неплохой, очень хороший и элитный), однако этот факт с лихвой окупается огромным числом апгрейдов, от ЛЦУ, глушителя и увеличенного магазина до оптики, композитных материалов и усиленной пружины. Добавьте сюда несколько образов бронежилетов, аптечки, несколько видов гранат (фугасная, зажигательная, ЭМП, электрошоковая), мины, апгрейды для итого вышеперечисленного – в общем, голым на задание Майкл не пойдет.

 
Заключительным разделом купли служит информация. Цели, карты места, помощь в виде людей или в нужном месте оставленной снайперки – все это можно обзавестись, не отходя от клавиатуры (лишь бы деньги были). Главное – это число контактов, которые будут нас снабжать всем необходимым, да неплохие отношения с ними для больших скидок.

 
Выполнение задания. В не таком уж далеком 2003 году на экранах наших компьютеров прошла игра Gorky Zero: Beyond Honour, а в 2005 – ее продолжение, Aurora Watching: Gorky Zero. Обе доли были посвящены крутому спецагенту, который тайно проникал на территорию неприятеля и… Если вам эти названия знакомы, мне достаточно сказать, что геймплей сброшен один в один. Если нет, то вкратце опишу ситуацию.

 
Майкл высаживается в точке А, снаряженный по заключительному слову техники. Аккуратно передвигаясь от угла к углу, он идет к точке Б, по линии снимая охрану, вскрывая механические и электронные замки (мини-игра #1 и #2), взламывая компьютеры (мини-игра #3), собирая валяющиеся тут и там кейсы, сумки, запчасти, боеприпасы и пр. Желающие сделать это негромко и профессионально могут действовать аккуратно, выводя противников из построения кулаками, пистолетом с глушителем и нелетальными зарядами. Желающие сделать это жестко могут попросту всех убить. Желающие сделать это брутально могут взять дробовик и/или машина и вырезать всех. Вариантов прохождения много, но…

 
“Но” №1. Шутера из игры не вышло (правда, и не должно было), так что, если вы все же взяли автомат или ПП в длани, учтите – при активной стрельбе меткость и кучность падают МОМЕНТАЛЬНО. Необходимы непрерывные паузы, чтобы прицелиться (развитие навыка, покупка неплохого оружия и апгрейды способны эти паузы сократить, но не убрать).

 
“Но” №2. Ненастоящий интеллект. Повязан на триггерах и скриптах, глуповат и предсказуем. Для образца всего одна ситуация: в Саудовской Аравии, в одной из миссий Майклу доводится расчищать посадочную площадку для вертолета от настырных парней с РПГ. Выпрыгнув из дверей, я рванул не направо, к вертушке, а налево – к вышке с тяжким пулеметом. Занял ее, перестрелял из пулемета половину врагов, когда… Когда ровно над ухом раздался выстрел из гранатомета! В панике развернув пулемет, я увидал, что возле меня(!) стоит бот, который следуя заложенной команде, палит по вертихвостке(!), в то время как бравый спецагент Торнтон в полуметре левее ему не увлекателен как личность. Про застревания друг в друге, неспособность в рукопашной нападать вяще, чем по одному, нелогичные телодвижения во время перестрелок даже упоминать не охота…

 
Диалоги. Поскольку говорить мы будем до задания, после задания, во пора задания и между заданиями, то это, несомненно, полноценная часть геймплея. Причем, надо произнести, наиболее качественная его часть. Построена она по модной в наше пора системе «минимум текста – максимум голоса», когда мы выбираем не сам ответ, но нрав ответа: профессионально, шутливо, агрессивно и т.д. Тут, конечно, тоже не стало без казусов. Пример: Майкл возвращается с задания на конспиративную квартиру, когда что-то его насторожило. Раздобыв пистолет, он бросается в спальню, где ранее оставил спасенную девицу, и… показывает ее по-прежнему спящей на кровати. Два варианта (русская версия игры): «Покинуть ее спать» и «Разобраться с ней». Честно говоря, мне и в голову не пришло, что «Разобраться с ней» равнозначно «Заняться сексом», а не «Прибрать лишнего свидетеля».

 

Специи – по вкусу

 
Так уж повелось, что при слове «мультиплатформенная» PC-рецензентов начинает колотить тонкая дрожь. Случай Alpha Protocol – не исключение, игра вообще не желает использовать какие бы то ни было преимущества РС как перроны. Сохранение идет исключительно по чекпойнтам, причем слотов для автосохранения итого два (один при выходе из явки на задание, а второй – контрольные точки). Управление сделано сквозь… плохо сделано. Пример: чтобы открыть карту на задании, необходимо нажать одну кнопку ([M] по умолчанию), а чтобы затворить – две (нажать мышкой «Выход», затем клавиша [Tab]). Использование оптики на оружии спрашивает нажатия двух клавиш и т.д.

 
Но не будем о грустном – давайте о неплохом.  Хотя бы о многочисленных достижениях, которые будут сыпаться на Майкла со всех сторонок. За разные варианты ответов в диалогах, за владение оружием и кулаками, за скрытность и за прохождение заданий, за… да за все! Причем любое из них дает герою какую-нибудь плюшку, так что их получение можно по праву наименовать неотъемлемой частью прокачки.

 
Или вот задания… Как уже говорилось, не все из них «военные», некоторые представляют собой диалог с контактом. Но есть еще и пара-тройка уникальных, в каких Тортону придется с помощью электронного прицела снайперской винтовки сбросить несколько подозрительных личностей. Снять – в смысле, сфотографировать. Желая особо упертые маньяки могут потом «снять» и в переносном, пулей в башку.

 

Украсить листиками зелени…

Создается впечатление, что на движке Unreal Engine ничего, кроме Unreal, сделать нормально невозможно. Вроде и картинка симпатичная, и персонажи неплохо прорисованы, и спецэффекты какие-никакие есть… Но начинаем присматриваться, и видим, что текстурки у нас пунктами не сшиты, модельки  угловаты, интерактивности  никакой (пара расшибленных стекол – не в счет). На фоне этого становиться понятным, отчего системные требования настолько демократичны.

Подавать с вином или коньяком

 
Если вытекать по пути чистой арифметики, то Alpha Protocol – несомненно, продукт неудавшийся. Долгий список минусов, от штампов в сюжете, симпатичной, но безыскусной графики, и неловкого управления до глуповатых врагов и кошмарного сохранения по чекпойнтам перевешивает небольшой список плюсов. Среди каких есть один, стоящий всех минусов разом: мы получили атмосферный интерактивный шпионский роман про агента-патриота, спасающего свою край. Или агента-ренегата, зарабатывающего свой честный рабочий цент. Или психопата-агента, вырезающего всех и вся во имя вьюжить и просто по кайфу. Возможность выбора творит чудеса.

 
На сторонке продукта от Obsidian играет и то, что у любителей шпионских страстей альтернативы уже давненько не было. Если уж Сэм Фишер на старости лет предпочитает бить, вместо того чтобы терпеливо отсиживаться в тени и ожидать своего часа…