Живо для платформы:
«Мультяшное» оформление явно не формирует серьёзное касательство к игре.
Живо для платформы:
«Мультяшное» оформление явно не формирует серьёзное касательство к игре.
Не стоит путать симуляторы железнодорожного магната с симуляторами маневренного состава. В последнем случае игрок берёт на себя роль машиниста поезда и его задача — в срок и без критичных последствий привезти груз или пассажиров из пункта A в пункт B. Достоверное расположение заклёпок на котле какого-либо Rocket (один из первых английских паровозов) и реалистичная система управления с нуждой соблюдать все правила движения — по вкусу.
«Тайкун» — это совершенно другое. Тут приходится мыслить на стратегическом уровне, а сами поезда и железные пути — лишь инструмент зарабатывания денег. Причём существуют и иные способы пополнить счёт в банке: игра на бирже, покупка и развитие собственных индустриальных предприятий. Railway Empire — именно об этом.
Время и пункт действия игры выбраны не случайно — в США XIX века железная путь сыграла огромную роль в освоении новых владений Западного побережья. Авиации и автомашин ещё не было и в помине, а гужевые и водные средства передвижения не могли полноценно ублаготворить растущие транспортные запросы молодого государства. К тому же, если сравнивать с Европой, на североамериканском континенте ещё не было развитой дорожной системы, поэтому любое путешествие на закат представляло собой настоящее испытание (к слову, именно подобным экспедициям отдана одна из первых видеоигр в истории — The Oregon Trail).
Создание железнодорожной сети могло сделаться (и стало — чуть позже, во второй половине XIX века) натуральным спасением для логистики всей страны. Как и положено в капиталистическом обществе, освоение новоиспеченного вида транспорта отдали на откуп частному бизнесу. Страна всячески содействовало тем энтузиастам, кто решил взяться за строительство железной пути: к примеру, земли на расстоянии 10 миль от путей отдавали в собственность обладателю дорог, а целевые займы и кредиты были весьма и весьма выгодными.
Опять же, как возложено в капиталистическом обществе, особо продуманные ребята не преминули воспользоваться подобными преференциями. Ради тех самых земель и субсидий (выдаваемых из расчёта длины пути) пути старались делать как можно более длинными и изгибистыми, иногда нарочно игнорируя более короткий маршрут (в отдельных случаях волям пришлось заставить «выпрямить» подобные дороги). Весьма значительный для местного населения вопрос, через какой именно город будет пролегать путь, зачастую решался с помощью немалых взяток владельцу железнодорожной компании.
Пора от времени нам показывают такие газеты, где отражены как игровые, так и различные исторические события.
А тут ещё и Штатская война подоспела, во время которой поезда сыграли вдали не последнюю роль. Возможность быстрой переброски войск и ресурсов была весьма значительна, что тоже повлияло на развитие этого вида транспорта. Не стало и без занятных эпизодов, связанных с железной дорогой на этой брани: тут и первые бронепоезда. и Великая паровозная гонка. Наконец, в 1869 году завершилось создание первой трансконтинентальной железной пути, соединившей Западное побережье с центральными и восточными районами края, что обеспечило огромный скачок экономики всего государства.
Куцей говоря, время было весёлое. Как ни странно, дух этой великой эпохи в игре ощущается в целой мере, несмотря на довольно специфический жанр, не располагающий к подобному погружению. Видать, что города растут и приходят в упадок именно благодаря поступкам игрока и его компьютерных оппонентов, ради прибыли владельцы компаний могут пойти на всё, а создание эффективной транспортной системы значит для экономики всей края многое. Особенно хорошо это заметно во время прохождения кампании, какая заодно представляет собой и обучение основам игры.
Кроме кампании (весьма куцей, надо сказать, — всего пять глав) в присутствии отдельные сценарии, свободный режим и «песочница». В последней нет нужды зарабатывать деньги, все возможности для постройки собственной железнодорожной сети доступны с самого старта. В сценариях необходимо добиться определённых целей для успешного завершения миссии; порой задания достаются весьма нетривиальные.
Но основной порядок в подобных стратегиях — это, конечно, свободная игра, где можно заниматься возведением железнодорожной империи в своё наслаждение. Забегая вперёд, скажу, что в нашем случае список заданий всё-таки есть: чтобы получить высшую оценку по завершении игры, необходимо добиться определённых показателей за 20 лет.
Можно переключить камеру на вид из поезда. Глядится красиво, если не обращать внимания на непропорциональный масштаб.
Целиком всю Америку разработчики не потянули, потому страна разделена на пять частей, каждая из которых воображает собой отдельную карту. Различаются они не только расположением городов, но и рельефом — так, на западе местность довольно пустынная, а прибрежные города и вовсе есть за горной грядой, через которую протянуть рельсы запросто не получится. Кроме карты можно определить год начала игры: есть выбор с 1830-го по 1910 год — с интервалом в 20 лет сходит полдесятка вариантов. Наконец, мы решаем, откуда стартовать и кто будет править компанией. От последнего зависит, какой бонус получит игрок: так, мошенница тратит на 20 % меньше денег при покупке локомотивов и во пора аукционов, а отставной генерал может строить пути с пристойной скидкой.
Основной задачей игрока станет заработок денежек — само собой, он должен быть высоким и стабильным. Барыш, как и положено, складывается из баланса между доходом и расходом. Доход может быть получен несколькими способами: грузоперевозками, выполняемыми нашей компанией, доставкой почты и пассажиров и так дальше. Расходы, кроме покупок паровозов, строительства станций и линий, складываются из техобслуживания поездов, зарплат персонала и выплат процентов по кредитам.
Экономика в Railway Empire не статична, а развивается в подневольности от состояния железнодорожной системы в стране. Кроме городов по карте раскиданы различные фермы, рудники, нефтедобывающие станции и прочие ключи ресурсов. Эти самые ресурсы необходимо доставить в города, в любом из которых есть спрос на определённые товары. Например, если в поселении есть пивоварня, то для успешного производства напитка необходима пшеница. Пиво, в свою очередность, может быть источником спроса в другом городе — доводится выстраивать логистические цепочки для обеспечения наибольшей прибыли.
Когда спрос ублаготворён более чем на 60 %, численность городского населения начинает вырастать. Чем больше жителей, тем больше предприятий можно построить в городской черте и тем вяще потенциальных пассажиров и получателей корреспонденции и посылок. Кроме того, в раскрученных городах выше спрос на большее количество товаров. Получается взаимовыгодное сотрудничество железной пути и жителей окрестностей: нам — деньги за обеспечение товарами и ресурсами, им — развитие экономики и удовлетворение всех надобностей.
Чем больше поездов в собственности, тем сложнее разобраться в происходящем.
Поставить станцию в нужном пункте и соединить её рельсами с городом мало — необходимо закупить локомотив и установить его маршрут. Кроме банальных перевозок между двумя точками можно довольно тонко настроить путевой лист: какой груз выгружать и получать на любой станции, определить приоритет погрузки и очерёдность посещения станций. Различные модели паровозов становятся доступны постепенно, в зависимости от продвижения по дереву изысканий. Последнее здесь весьма обширно и не ограничивается лишь маневренным составом. Но если присмотреться, то разница между улучшениями не так уж велика: за различными описаниями скрываются банальности вроде увеличения прибыли от транспортирования груза на n %.
Как только количество поездов на одном пути сделается больше единицы, игрок столкнётся с одной весьма несимпатичной особенностью Railway Empire. Дело в том, что здесь либо забагованная вконец, либо весьма сложная для понимания система стрелок и семафоров — а скорее итого, и то и другое. Даже если попытаться развести два пути на разнонаправленное движение сообразно инструкции, поезда всё равно могут застрять, уперевшись в сигнал остановки, желая рельсы впереди совершенно свободны. Вместе с этим каких-то сложных развязок для перестановки составов на станции мастерить не надо — поезд сам по себе «перевернётся» на путях и спокойно поедет в возвратную сторону. Заигрывать с реалистичностью смысла нет — потраченные нервы того не стоят. Куда несложнее включить в настройках упрощённый режим путей, при котором составы проходят товарищ сквозь друга при движении на одной дороге. У компьютерных оппонентов, уместно, такой режим включён постоянно — у них, видимо, тоже проблемы с системой семафоров.
Сами соперники, по идее, должны побуждать игрока биться за доминирование именно его компании на карте. Но инструментов для этого маловато. Можно, так, отправить к оппоненту шпиона или провокатора (либо обнаружить у себя такого же), но погоды эти ребята не мастерят. Да, есть аукционы, но особой логики в том, как в них участвуют соперники, не видать. Кроме того, есть определённые подозрения в том, что ИИ немного читерит, — уж чересчур резко порой активы одного из конкурентов начинают вырастать без видимых на то причин.
Проверить или повлиять на это вряд ли получится — кроме итого прочего, здесь на редкость неинформативные для жанра интерфейс и функциональность статистических этих. Чем больше станций и активных путей, тем сложнее понять, что вообще выходит. Railway Empire, конечно, не претендует на звание серьёзного симулятора, но это не значит, что надо позабыть о банальном удобстве.
Наверное, инвестиции в алкогольный бизнес будут оправданны — до сухого закона ещё вдали.
Кроме того, в игре есть довольно большой пласт механики, немного влияющий на происходящее. К примеру, персонал — есть конторские служащие, есть экипаж локомотивов, различные сотрудники вспомогательного степени (те же шпионы или охранники). Но если не уделять им должного внимания (тот ещё микроконтроль), то ничего особо ужасного не произойдёт — вполне реально построить успешный бизнес без возни с любым машинистом или проводником.
***
Railway Empire получилась очень «казуальной», будто специально рассчитанной лишь на новеньких. Вместе с тем недружелюбный интерфейс, баги и беззубость оппонентов приводят к тому, что стоит слегка акклиматизироваться в происходящем на экране, как наваливается скука. Многое можно было бы извинить, будь в игре мультиплеер. Но его, как понимаете, нет. И, судя по информации от разработчиков, не планируется вовсе. Минуть кампанию и сценарии можно, сыграть пару раз в свободном порядке… и всё — на этом интерес к стратегии угасает. Приговор для представительницы жанра, где реиграбельность невообразимо важна.
Плюсы: отлично передан дух эпохи освоения Дикого Заката; игра будет хорошим стартом для желающих познакомиться с жанром.
Минусы: удивительная реализация стрелок и семафоров; отсутствие сетевой игры; упрощения во всём; неловкий интерфейс; скудная статистика.