Воспарить в небосводах может каждый, нужно лишь снаряжение, хорошая подготовка и практика. Просто не каждый желает напрягаться или желая бы выходить из дома. Для таких людей придумали Just Cause — серию безумных приключений о том, как весело летать и взрывать, попутно сея семена демократии в авторитарных краях. И если изначально игра была похожа на GTA, то уже во второй части она нашла свои уникальные путь и стиль: заигрывание с физикой, невообразимые пространства, детализированные взрывы, разнообразный климат, красочные виды, полёты в облаках и спуски на самое дно. Just Cause 2, несмотря на почти целое отсутствие сюжета, заставляла игроков сказать «ВАУ!» Однако потом всё стало несколько хуже, третья часть основы упрощать всё, что было, и попыталась компенсировать это крутостью перемещения на вингсьюте и статистикой, навязчиво докладывавшей о том, кто из друзей выполнил подобный же трюк.
И вот четвёртая часть. Новый движок обещал вдохнуть в проект новую жизнь, а эффекты из Mad Max — сделать его веселее. Вышло весьма «по-разному».
Сюжет вновь отправляет Рико Родригеса свергать очередного правителя, и как и в прошлый раз, дело оказывается собственным. Злая корпорация, управляющая регионом, разработала климатическое оружие и уже готова выпустить его на рынок. Примечательно то, что оружие создал папа Рико, а значит, самое время разбирать грехи родственников единственным доступным герою способом — уничтожать всё к едрёне фене.
Но уничтожение основной цели — задача сложная, так что сперва нужно захватить страну и отдать её в руки повстанцев, для чего надо заняться рутиной и завладеть все районы острова. Тут начинается абзац. Как насчёт двух десятков однотипных миссий, собранных из комбинаций неотличимых товарищ от друга сценариев? Доведи хакера до пульта, утопи десять машин, защити точку, доберись до нескольких пультов, пригони необходимый транспорт к воротам и освободи заключённых — из этих кусков состоят буквально все обязательные миссии, необходимые для захвата вражьих районов. Пока не захватите, продвинуться дальше не дают, а просить пощады вы будете уже на пятой или шестой. Основные сюжетные задания немногим лучше, неужели что там есть пара эпизодов красивой обороны поезда и одна миссия, в которой нужно гнать смерч по улицам, а после и вовсе его оседлать. Но на этом безумства и разнообразие резко заканчиваются, и игра почти со старта превращается в безвкусную и утомительную труд, а не развлечение.
Побочные задания не лучше. То повстанцев поводить по стране, то дирижабли посбивать, то артефакты найти. Отдельного внимания заслуживают миссии режиссёра, снимающей кинофильм о Родригесе. Есть там задачи забавные, типа попыток прицепить каскадёра к транспорту крюком, есть совершенно обыкновенные, завязанные на полёты через точки на время, а есть и отвратительные. В последних нужно найти специальный транспорт и проехать сквозь перстень, но где взять транспорт, вам, конечно же, не показывают, а кольца не сказать что всегда достижимы без танцев с бубном. И всё же многие главные задания режиссёра оправдывают периодические мучения. А всё потому что она один-единственный персонаж (помимо Рико), кто получает от всего происходящего удовольствие и не забывает оставлять полные эмоций комментарии по предлогу и без. Кроме того, как только Рико принимается работать для неё над звуковой дорожкой игры, в случае чего-нибудь необычного начинает звучать закадровый смех, мол, это мы сейчас ситком снимаем, про то как люд падают и расшибаются. «Чудаки» на максималках.
Ну а чтобы смех звучал почаще, да и самому игроку хоть иногда становилось весело, авторы добавили к крюку-«кошке» героя несколько здоровых усовершенствований. Раньше тот просто связывал два предмета, а теперь может их связывать и стягивать между собой с бешеной силою, приделывать к цели воздушный шарик, а также прицеплять к цели ускоритель. Играться с таким весело во время погонь, а в прочих случаях это приходится делать просто за неимением других развлечений. ИИ врагов по-прежнему уступает интеллекту курицы, да ещё и, вылито, авторы забыли добавить пару знаков в коде. Из-за этого NPC стали любить сокращать себе линия, упираясь в стену и так в ней и оставаясь. Впрочем, это лишь часть проблем с местными багами. Пользователи видеокарт от Nvidia, так, могут столкнуться с регулярными вылетами каждые 10–15 минут. Решается данная проблема через диспетчер задач и выставление игре повышенного приоритета, но неотчетливо, почему этим должны заниматься покупатели, да ещё и каждый раз, когда включают игру.
Беда в Just Cause 4 не лишь с сюжетом, заданиями, фантазией и врагами. Внезапно скатилась и графическая составляющая. Видимо, улучшенная модель разрушения ела все ресурсы, и авторы пожертвовали внешним обликом ради… а непонятно, чего ради. В прошлых играх всё ломалось лишь чуть хуже, а выглядела та же вторая доля в разы привлекательнее четвёртой. Куда всё ушло? Почему всё настолько деградировало, что единственной реакцией после прохождения становится жажда снова поставить Just Cause 2 и нырнуть в небывалой красоты водичку рядом с красочным пляжем? Туда, где города бывальщины городами, а не несколькими зданиями на трёх улицах, где на карте повсюду находились секреты и побочные задания, где от масштабности захватывало дух, а висеть извне на пассажирском самолёте было в пределах нормы. В Just Cause 4 нет ни таких больших самолётов, ни пилотов, которые могут подыматься с аэродрома, не протаранив три-четыре ангара.
Сюжет только разгоняется, а видеть пятую часть уже не хочется. Ежу понятно: если так пойдёт дело дальней, то она станет пикселявым багодромом, который просто не будет включаться.