Чего греха таить, в прошедшем году мы действительно зря пропустили  Remnant II. Хотя по итогам этого самого года во многих топах игра угодила в несколько номинаций — «Лучший экшн от третьего лица», «Лучший кооператив» и «Лучший соулслайк». А в моём собственном рейтинге Remnant II в некоторых случаях даже победила. И у неё на это не пять, а целых семь причин.

Необычный сеттинг и ослепительные персонажи

Как и первая часть, о которой я писал
вот тут, Remnant II в целом не выходит из образа « Dark Souls с пушками». Это кооперативный шутер от третьего лики с ярко выраженными элементами рогалика и соулслайка. На месте и одна из главных фишек игры — путешествие по разным вселенным, которые мы спасаем от заразы, известной как Корень. Герой первой части вроде как победил, но, естественно, не до конца — Корень вернулся, и сейчас переходящее знамя спасения мира подхватил новый герой, Бродяга.

Согласен, в таком изложении завязка звучит как мщение уволенного сценариста бывшим работодателям, но, как и в оригинале, ситуацию спасает разнообразие миров. Вы можете попасть в мрачный готический город, вылитый на Лондон времён Джека-потрошителя, а оттуда — в фэнтези-сказку с единорогами, фавнами и местными эльфами или в окутанную тёмным туманом пустыню. Или вообще в сюрреалистический, висящий в атмосфере мир-лабиринт с роботами и порталами.

А ещё здесь есть такие вот летающие глаза.

Опять же, согласен, что по отдельности всё это мы уже видели. Тот же готический город весьма похож на чумной Ярнам из  Bloodborne. Но именно в таком сочетании, казалось бы, несочетаемого это производит сильный эффект и позволяет сообщать об уникальности сеттинга в целом. К тому же в разных мирах мы встречаем действительно ярких персонажей. В оригинале можно было невзначай наткнуться на порочный говорящий дуб и встать перед непростым, хотя и необязательным для сюжета, выбором. А в сиквеле я душевно поболтал с здешней богиней природы (хотя вполне мог не заметить её и пробежать мимо), которая пыталась определить мой характер с помощью наводящих проблем в духе «Смог бы ты простить убийцу близкого человека?».

В дополнении The Awakened King появились новые неожиданные встречи.

В дополнении The Awakened King появились новые неожиданные встречи.

Чету раз я также встретил колоритных боссов, которые вместо драки предлагали выполнить для них задание или отдать какой-то объект. Да и в родном для нас земном мире хватает ярких персонажей. Чего стоит только ключевая для сюжета семейка Фордов, какие живут сотни лет и вообще чуть ли не бессмертны. Но больше всего меня порадовал дед по кличке Мусорный Зуб, который показался словно бы в ответ на мои сожаления, что в первой части «персонажи на базе вяло реагируют на происходящее, не травят байки». Так вот, он морит байки, да так забавно, периодически засыпая на ходу и коверкая слова, что при первой встрече я заслушался и совершенно забыл, зачем вообще сюда пришагал.

Слушать его без улыбки невозможно. Но он ещё и полезные вещи продаёт!

Слушать его без улыбки невозможно. Но он ещё и полезные вещи продаёт!

Высокая реиграбельность

Все эти миры при старте новой игры перемешиваются, как шарики в корзинках во время жеребьёвки Лиги чемпионов. То же самое было и в первой части. Но то ли впечатления за годы потускнели, то ли там это не так мощно проявлялось, но собственно в Remnant II я поразился тому, что слова «Каждый раз вас ждёт новое уникальное приключение» могут быть правдой, а не мантрой из отдела рекламы. Первоначальный раз поиграв часа два, я решил сменить класс героя и начать новую игру. И поначалу подумал, что случайно запустил какую-то иную кампанию — настолько отличался антураж, в котором я оказался.

С этой дамой вы встретитесь в любом случае.

С этой дамой вы встретитесь в любом случае.

Играя за третьего персонажа, я опять оказался в этом мире, увидел знакомые места и подумал: ага, вот здесь будет переход в другой регион, и я со свежего атмосферы попаду в катакомбы. Но нет, рандом и тут меня удивил — я попал в незнакомые локации.

При этом атмосфера и декорации могут неожиданно меняться даже в рамках одной карты.Лишь что вы ожесточённо в диком темпе сражались с толпами обезумевших жителей на разветвлённых городских улицах, а вот уже оказались в психиатрической лечебнице, где темп снижается, является необходимость искать и в нужных местах применять предметы и в целом геймплей местами напоминает о Resident Evil и Silent Hill.

Remnant II: Мы зря пропустили

Груда секретов и простор для исследования мира

Всё это означает, что за одно прохождение вы не увидите всего контента, не встретите всех вероятных персонажей, не найдёте все предметы и все секреты, которых тут великое множество. Между тем само нелинейное устройство миров и локаций буквально призывает нас исследовать и пылесосить любую карту и каждый уголок.

Взять, например, вышедшее в конце прошлого года дополнение под названием  The Awakened King («Пробуждённый король»). Да, оно может несколько разочаровать с той точки зрения, что тут меньше рандома и мы всегда начинаем игру в одних и тех же декорациях, где нас встречает один и тот же босс, а потом начинается непростое странствие к виднеющемуся на горизонте замку.

Но, во первых, сам замок очень красивый и атмосферный, а город напоминает мрачный, покрытый мглой и безумием порт из произведений Лавкрафта. И это относится ко всей игре — это один из самых красивых и высокохудожественных экшенов с точки зрения арта и атмосферы.

Remnant II: Мы зря пропустили

Во-вторых, неизменным остаётся и иное — практически в каждой локации так и манят разные дорожки, пути и ответвления. Можно забраться наверх, попрыгать по кровлям или, наоборот, спуститься в подвалы. В первой же локации в The Awakened King мы вольны спуститься в канализацию или выйти на городские улицы, где будут совсем другие задачи и враги. А там можно найти под мостом спуск и неприметный лаз и обнаружить редкое кольцо или фолиант с добавочным очком талантов.

Вот так, заинтересованно исследуя мир, можно даже найти недоступный изначально класс инженера. В процессе нередко доводится и загадки решать — некоторые простенькие, некоторые довольно сложные, а некоторые рассчитаны на внимательность (вы пробовали рассмотреть в инвентаре фонарик?).

Здесь нам напевают подсказки к коду.

Тут нам напевают подсказки к коду.

Сложные, но затягивающие сражения

Я мог бы ещё много рассказывать, какая игра красивая, разнообразная, нелинейная и атмосферная. Но на первом пункте всё-таки геймплей и конкретно сражения. И с ними всё отлично. Как я и сказал в самом начале, это по-прежнему, «Dark Souls с пушками». Тут много разных классов, но практически все предполагают, что вы в первую очередь палите из пушек. Да, значение ближнего боя в сиквеле вытянулось, и это тоже важная часть сражений. Но огнестрел чаще всего остаётся на первом месте. Не зря под пушки выделено два слота, а под топоры, мечи, копья и перчатки — одинешенек.

При этом «импакт» чувствуется от каждого оружия. Персонаж ощущается совершенно по-разному, когда он бьёт не тяжёлым мечом, а копьём. И сам геймплей предполагает, что мы должны грамотно менять оружие в подневольности от ситуации. Всё по классике — где-то больше подойдёт дальнобойная винтовка, где-то — мощный дробовик, а где-то лучше перебежать на холодное оружие, особенно если патронов мало, а враг вас запер в узком проходе.

Remnant II: Мы зря пропустили

Хотя во всех ситуациях едва-едва ли не главным вашим оружием является перекат. На него, как и на удары в ближнем бою, расходуется выносливость. И тут важно понимать, что вес экипировки (чем вяще защиты, тем тяжелее) прямо влияет на восстановление выносливости и, соответственно, на эффективность перекатов. Поэтому не только оружие, но и эту самую экипировку зачастую необходимо менять в зависимости от ситуации. Я, например, частенько максимально облегчал экипировку перед сражениями с резвыми противниками.

Иногда приходится не уворачиваться, а усиленно нажимать на кнопку.

Порой приходится не уворачиваться, а усиленно нажимать на кнопку.

Увлекательное билдостроение

В этом и прелесть Remnant II — здесь отлично реализованы сложные сражения, в каких действовать нужно вырабатывая собственный подход и свой билд. Вместе с ритуалистом из «Пробуждённого короля» в Remnant II аж 12 архетипов (классов), и все они играются по-разному. Геймплей за стрелка, алхимика, кинолога с собакой, инженера с турелями, бойца, какой сам себя реанимирует, или исследователя, видящего скрытые сокровища, действительно во многом различается.

Но всё отнюдь не ограничивается изначально выданными архетипами и распределением талантов по типовым полочкам — здесь увеличиваем здоровье, здесь выносливость и так далее. По мере прохождения открываются новые классы, и вы сможете соединять или чередовать навыки и уникальные таланты двух архетипов, используя, например, лечебный «Родник» медика и «Четвероногого помощника» кинолога. Или будете мастерить ставку только на один класс, что позволит эффективнее прокачивать именно его, а не распылять опыт по двум архетипам. Тут немало нюансов и вариантов.

Здесь вы всегда видите, что дадут на следующем уровне.

Здесь вы всегда видите, что дадут на следующем уровне.

Кроме того, в процессе выстраивания собственной тактики значительную роль играют найденные или купленные модули и мутаторы, устанавливаемые на оружие, — первые дают мощные, но имеющие «откат» умения, а вторые наделяют инертными бонусами. Не менее важно то, какая у вас активная реликвия: одна, например, рассчитана на быстрое восстановление здоровья, а иная — на эффективное использование модулей.

А ещё можно и нужно экипироваться кольцами, амулетами и фрагментами реликвий. Только новичок презрительно фыркнет, что они подают мизерные прибавки в процентах, — опытные игроки прекрасно знают, что правильное использование всей этой бижутерии и синергии между объектами может кардинально изменить билд. Плюсом идёт прокачка оружия за собранные ресурсы.

Помимо стандартных пушек периодически выдают и уникальное оружие с закреплёнными на нём модулями.

Помимо стандартных пушек периодически выдают и уникальное оружие с закреплёнными на нём модулями.

В итоге, если мастерить всё по уму, можно играть и побеждать даже на «Апокалипсисе» — это высшая, четвёртая, сложность. Хотя даже первая — «Выживший» — поначалу ощущается как нормальная или даже тяжкая в обычных ролевых боевиках. Поэтому при знакомстве с Remnant II не стоит пренебрежительно к ней относиться и лучше последовать совету самой игры — «Выживший» идеально подходит для первого прохождения.

Увлекательные враги и боссы

Сложность в Remnant II складывается из разных факторов. Тут и ограниченность выносливости, и дефицит расходников (а также денежек на них), патронов, ресурсов для улучшения оружия и для крафта модулей. Да, боеприпасы выпадают из врагов, но всё равно приходится экономить.

Постоянно нужно подбирать всё, что плохо лежит, — особенно если оно жёлтого или фиолетового цвета.

Всегда нужно подбирать всё, что плохо лежит, — особенно если оно жёлтого или фиолетового цвета.

Но главный фактор — это, разумеется, разнообразие и проработанность противников. Мало кого из них хочется назвать просто губками для впитывания урона. У всех прописаны увлекательные модели поведения. То, что кто-то стреляет издали, а кто-то стремительно сближается, — это лишь самый примитивный образец. Есть, например, обезумевшие горожане, которые при виде игрока сначала поджигают себя, а потом бегут на него, — вы будете страшиться их именно как огня потому, что при контакте они и героя превратят в «барбара-кю», как сказал бы Мусорный Зуб.

А в «Пробуждённом короле» появились водяные чудища, какие после смерти выпускают из себя ядовитые летающие сгустки. И вообще, как и в оригинале, многие противники и само окружение частенько накладывают на игрока всякие мерзкие эффекты.

Сражения на горящих городских улицах — одни из самых атмосферных в игре.

Сражения на пылающих городских улицах — одни из самых атмосферных в игре.

Но особенно зажигают, конечно, боссы. Стандартные слова про уникальные тактики у любого и приблизительно не описывают того, что вас ждёт. Многие, конечно, спамят миньонами, но все делают это по-своему, почти всегда увлекательно. Уже первый встреченный мною серьёзный босс по имени Легион призывал мерзопакостного дрона, к которому я очень скоро начинов испытывать сильную личную неприязнь.

Утопленная ведьма из дополнения, впитав достаточно урона, сигает на крышу, призывает всякую мелкота, а потом прыгает на нас со спины. Ночная ткачиха чередует спам прихвостней с дальними самонаводящимися атаками и резкими ударами в ближнем бою, от каких почти невозможно увернуться.

Многие боссы одним своим видом внушают страх.

Многие боссы одним своим видом внушают страх.

Запомнилась мне и Охотница верхотурой на коне — не только своей силой, но и тем, что вы можете случайно наткнуться на неё, пока она мирно спит рядом со своей «Плотвой». Вообще, многие противники не являются из воздуха, а живут своей жизнью на карте и даже периодически сражаются друг с другом. Но хит сезона — это, конечно, битва с Часовым Лабиринта, где вы должны уворачиваться от огромных кубов, какие перемещаются по заданным маршрутам и могут просто раздавить героя.

Remnant II: Мы зря пропустили

Шикарный кооператив

Это будет самый короткий пункт. Я попросту приведу цитату одного из пользователей Steam (орфография и пунктуация сохранены, а мат — нет):

Крутой соулс-лайк шутер, залпом минули с другом в коопе. Били на кошмаре финального босса около 10 часов, несколько дней по 3 часа в день, попа пристойно сгорела, но мы все равно не поддались казуальному прохождению, не стали перекачиваться и т. д. Со стоковым оружием чисто на заучивании атак завалили эту бестолочь. Я сейчас чувствую, что мне любая хардкорная игра после этого босса как цветочки будет казаться. Я настолько преисполнилась в своем познании, что я как будто бы уже сто триллионов биллионов лет проживаю на триллионах таких же планет и бью этого босса изо дня в день, одерживая над ним победу.

Согласитесь, если кооператив возбуждает такие эмоции, то игра однозначно удалась. От себя добавлю, что некоторые навыки и целые классы (вроде медика) открыто «заточены» именно на кооператив. А некоторые позволяют даже в одиночестве чувствовать, что ты не один, — я про кинолога и его четвероногого товарища, способного возрождать хозяина.

Кряхти, пёсик, быстрее ко мне, спасай от ведьмы проклятой!

Кряхти, пёсик, быстрее ко мне, спасай от ведьмы проклятой!

Конечно, у Remnant II есть проблемы. Некто считает слишком куцым набор оружия и брони (мне так не показалось); кому-то некоторые боссы, особенно ближе к финалу, представляются перекачанными и нечестными. И многие жалуются на оптимизацию. С последним у меня, слава богу, проблем не было — на моём ноутбуке (Core i5-13500H, 16 Гб памяти, RTX 4050) игра будет стабильно выдавала 30–50 fps на настройках «Ультра».

В любом случае  Remnant II — это если не идеальный, то отличный сиквел. Gunfire Games решительно реабилитировалась за спорную  Darksiders III. Ну а мы, надеюсь, реабилитировались за то, что в своё время пропустили такую замечательную игру.

Плюсы: необычный сеттинг и ослепительные персонажи; высокая степень реиграбельности; куча секретов и простор для исследования; сложные, но затягивающие сражения; увлекательное билдостроение; увлекательные враги и боссы; шикарный кооператив; красивая графика и атмосферный дизайн локаций; великолепная работа с музыкой и звуком.

Минусы: у кой-каких игроков есть проблемы с производительностью и оптимизацией; не все боссы одинаково хороши — иные кажутся нечестными и душными.

Оценка игры