«Когда я впервые взял в длани штурвал, сквозь кончики пальцев меня пронзило чувство, что кораблекрушение в Эстерии, случившееся полгода назад, будет вдали не последним в моей карьере путешественника. Пожалуй, даже не последним за этот год. Надеюсь, Доги хорошо плавает».

Из писулек начинающего викинга Адола «Рыжего» Кристина.

Расположившаяся аккуратно между событиями дилогии Ys I & II и Memories of Celceta, Ys X: Nordics очутилась в странной сюжетно-геймплейной ловушке. С одной стороны, мы имеем увлекательный вертикальный геймплей Ys IX, значительно разнообразивший перемещение в пространстве, и попытка отнять очевидные улучшения открыто не пошла бы на пользу игре. С другой — авторы ограничены тем фактом, что перед нами лишь второе приключение Адола Кристина, и пихать способности, изначально обоснованные сюжетно за счёт вступления мистических «даров», было бы не менее дурным тоном.

Ответ нашёлся в «путах маны», которыми авторы связали нашего рыжеволосого приключенца с норманкой Каржей Балтой. Магическая нить, какая не позволяет героям отойти друг от друга более чем на несколько метров, оказалась многофункциональной: с её помощью можно притягиваться к различным объектам, раскачиваться на ней, как на верёвке, можно даже использовать её в качестве щита. Конечно, до вертикальной свободы «даров» вдали, но регресс в рамках сеттинга ощущается органичным.

Собственно, органичный регресс присутствует и в боевой системе: под нашим контролем сейчас только два персонажа и в целом без разницы, кем из них управлять, а традиционные механики Flash Guard и Flash Move отсутствуют (равновелико как и ультимативные навыки). Но вся подобная регрессия сюжетно обоснована, а негативно на игру почти не влияет — ультимативно разница Nordics с Ys VIII и IX ничтожна. Авторы ведь не дураки.

Да, формально Flash Guard и Flash Move отсутствуют. По факту же здесь есть их ближние родственники, просто работающие чуть иначе. Уклонения теперь происходят автоматически от особых атак, обозначенных кубовым цветом. И если подгадать момент уворота с особо сильным противником, то Адол с Каржей могут сделать усиленную контратаку, сносящую тонну HP у неприятелей. Аналогично происходит, если вовремя заблокировать удар, светящийся красным. Недостаток механики в том, что такой приём трудится лишь раз на врага. Все прочие увороты и блокирования лишь открывают окно для применения какого-нибудь навыка. И это огорчает любой раз, когда приходится биться с бронированными противниками и теми боссами, что броню ещё и восстанавливают.

В остальном боевая система утилитарны не отличается от прошлых частей: использование и прокачка скиллов не изменились ни на йоту. Разрекламированный парный боевой режим, по сути, воображает собой режим автоматического блокирования атак, позволяющий попутно использовать набор из трёх дополнительных усиленных навыков и одной базовой штурмы. В борьбе с толпами врагов и боссами, конечно, эффективно, но невольно возникает ощущение, что всю игру проводишь с зажатой кнопкой блока. И в немалой степени это — примета главного недостатка игры: скучных боссов.

Абсолютное большинство боссов в игре предельно однообразно: в лучшем случае надо вовремя уворачиваться от их штурмов, в большинстве же — тупо бить в парном режиме. Что обидно, ведь зачастую именно боссы-головоломки были одной из самых ослепительных частей серии. Благо другая важная особенность на месте: дух исследования не только никуда не делся, но и стал прекраснее благодаря собственному кораблю.

Теперь изрядную долю времени мы проводим на борту «Сандраса» в поисках многочисленных островов и здешних достопримечательностей. И пусть управление кораблём и морские баталии максимально аркадны, это ничуть не мешает получению удовольствия от процесса изыскания огромной карты Залива Обелии в попытке противостоять бессмертным монстрам григрам.

Сюжетно же Ys X в интересной позиции: она не раскрывает ни особо значительных деталей мироздания, ни политической ситуации. Это просто добротное самостоятельное приключение Адола и его сестры-по-щиту Каржи Балты. Но при этом оно, пожалуй, является одним из самых значительных для жизни самого рыжеволосого героя.

Судьба Адола Кристина известна ещё со времён первой части Ys, где в сопроводительном описании сюжета чуть ли не в первом абзаце было показано без особых прикрас: «С 16 лет и до своей смерти в 63 года он был бесстрашным путешественником, побывавшим во многих далёких землях». И пускай мир серии Ys с годами преображался и подчас вычёркивал события целых игр, смерть Адола оставалась константой, лишь исподволь обраставшей подробностями. Тем, например, что однажды он отправится на Северный Полюс вместе со своим закадычным другом Доги, где и повстречает свой конец. Ys X: Nordics же добавляет в эту историю другую важную деталь: цель последнего путешествия рыжего героя.

Ys X: Nordics — это концентрированное добротное приключение в лучших традициях серии. Nihon Falcom нашли в ней тонкий геймплейно-сюжетный баланс, позволяющей «десятке» сделаться новой отличной точкой входа в серию, после которой прошлые части ощущаются развитием идей из этого вот второго приключения Адола, но при этом не разочаровать и давнишних фанатов.