Что-то пошло не по плану в путевой карте Age of Wonders 4. По идее, каждое новое дополнение к быстро стареющей игре всё сложнее продавать и нужно мощнее стараться, делая каждый аддон уникальнее и интереснее. Но у этой игры фактически каждое новое DLC не пробуждает жажды вернуться в этот фэнтезийный мир. В первом были драконы, во втором тяжёлая техника, третье же даёт первобытную предысторию для избранной расы. Саркастическое «ВАУ!» тут уместно как никогда.

При этом Age of Wonders 4: Primal Fury само по себе дополнение не нехорошее. Просто не впечатляющее. Даже можно сказать, впечатляющее со знаком минус. Взять, например, две новые основные расы: антропоморфные волки с навыком «Стайный охотник» и козлы с навыком «Поглотить флора». Они — лишь малая добавка к и без того широкому спектру рас, и вряд ли кто-то на них вообще обратит внимание в общем ростере. Доля армий не имеет стартовой кастомизации, классы так и вовсе просто взяты из готовых. Есть ли новый тип генерала при этом? Нет! После добавления драконов и книжки превращения в драконидов о такой крутоте стоит вообще забыть. Разве что позволят отрастить себе хвостик из новоиспеченной книги заклинаний.

Так что самым примечательным стал новый тип культуры — «Первобытные». Она исключительно природная, но даёт добавочный бонус разным культурным направлениям в зависимости от выбора тотемного животного. Таких в игре семь, и каждый ничтожно влияет на внешний вид оружия: Болотный Крокодил (+1 к Природе), Штормовой Ворон (+1 к Астралу), Ледовый Мамонт (+1 к Тени), Пепельный Смилодон (+1 к Хаосу), Песчаный Ехидна (+1 к Материи), Подземный Паук (+1 к Природе) и Лесной Волк (+1 к Порядку). В сущности, это просто небольшой стартовый бонус, и для баланса он сделан таким ничтожным, что вы даже не сразу о нём вспомните.

Совсем другое — активный геймплейный бонус, который генерирует этот тотемный зверь. Во-первых, в подневольности от выбора тотемного животного раса начнёт свой путь в соответствующим биоме (например, Ворон в лугах, а Мамонт в тундре). Во-вторых, игрок сможет призывать своё скотина в бою. В-третьих, армии получают свою пассивку (например, Паук даёт скорость перемещения по пещерам, а Волк — по луговинам). Наконец каждый зверь ускоряет производство, например, Смилодон даёт возможность строить фермы посреди пепельного биома, а за любую постройку на пепле даёт +3 к деньгам.

Если всё сложить в кучу, буст получается очень хорошим, новоиспеченным игрокам особенно зайдёт. Остальные же поймут, что все эти положительные бонусы не будут иметь особого значения уже на десятом ходу, когда игроки начнут присматривать пункт для второго города. Некоторые бонусы и вовсе могут оказаться бесполезными, если генератор карт ограничит выгодное для игрока пространство.

Уместно о генераторе. Он прокачан ради нового сценария. В центре «сюжета» — две ругающиеся богини: одна агитирует за чистоту воды, вторая за чистоту земли. Задача игрока либо подружиться с одной и уложить вторую, либо убить их обеих. Ругаются они, как правило, в изменённом и доработанном островном ландшафте. Из-за обилия жидкости игрокам разрешили строить на воде не лишь фермы, но и каменную добычу. Так что часть многочисленных, но не очень редких зданий можно кинуть буквально в море.

Заключительным, хорошим, но пока ещё очень недоработанным нововведением, является система квестов. Теперь и игроки, и ИИ-соперники могут подавать друг другу простейшие задания, обещая награду. Игрок может попросить вражескую фракцию захватить какой-либо городок за двойную плату, и если у ИИ будут силы, он, возможно, пойдёт в бой. Увы, работает система из рук вон плохо. Например, ИИ-соперник может приказать вам завладеть его город. То есть вы придёте с армией к стенам, начнёте штурм, объявите войну городу… а значит, объявите брань квестодателю, и тот тут же отменит из-за этого своё задание. Гениально!

Так что «Пилите, Шура, пилите!». Тут работы непочатый кромка, а финальное дополнение уже не за горами. Primal Fury же выглядит как бонус для сезонного абонемента, часть контента которого и так получат все желающие с патчем. Чересчур мало в плане контента, и слишком непримечательно по содержанию.