Живо для платформы: PC
Примерно 10 лет назад программист Лукас Поуп (Lucas Pope) покинул Naughty Dog. Трудиться над очередной Uncharted ему не хотелось — куда более интересным делом для него было создание небольших экспериментальных игр. В 2013 году о Поупе разузнали все — его симулятор пограничника Papers, Please оказался настолько неплох, что конкурировал за звание лучшей игры года на BAFTA с The Last of Us и GTAV. На его разработку было потрачено итого девять месяцев, а вот следующий проект оказался более амбициозным и вышел спустя почти пять лет после появления у автора идеи. Ожидания бывальщины завышенные, но Поуп не подвёл — Return of the Obra Dinn устанавливает новоиспеченную планку сразу для нескольких жанров.
Вероятен криминал, по коням
В начале XIX века торговое судно «Обра Динн» исчезло без вести — о том, что произошло с командой из нескольких десятков людей, никто не ведает. Но спустя несколько лет оно возвращается, о чём уведомляют инспектора Ост-Индской компании, какой отправляется на корабль для составления подробного отчёта. «Завершите любую главу со всем возможным тщанием», — просит нас автор особой книги, в которую герою предстоит записывать все зацепки. Но как это вероятно, если прошло так много времени?
Всё очень просто: в инвентаре персонажа есть не лишь книга, но и волшебные часы, с помощью которых можно прийтись к скелету (или паре костей, оставшихся где-то под лестницей) и вернуться в вчера. Всё происходит по одному и тому же сценарию: вы взаимодействуете с трупом, экран уходит в затемнение, и на нём являются озвученные разными голосами реплики людей на борту «Обры Динн». В финале любого небольшого эпизода игрок слышит выстрел, хруст, вопль и прочие жуткие звуки, а после этого видит застывшую сцену с участием двух или вообще двадцати людей. Перед ним — заключительная секунда жизни человека, судьбу которого надо вписать в книжку.
Причина смерти в большинстве случаев очевидна. Вы видите, как некто выстрелил в кого-то из ружья, как кого-то пронзило копьё, кому-то вообще не повезло застыть или погибнуть от удара молнии. Некоторые сцены получились будет зрелищными и даже жутковатыми — далеко не все трупы тут лежат, свернувшись в углу калачиком, случаются и оторванные конечности. Но это лишь треть того, что необходимо сделать, — значительно не только то, каким образом кого-то убили, но и кто. А заодно было бы крепко узнать имя потерпевшего. Поначалу это кажется невыполнимой задачей, ведь никто не именует друг друга по имени в каждом диалоге.
Однако в Return of the Obra Dinn ничего невозможного нет — игра вынуждает вас размышлять логически, внимательно изучать каждую сцену, перечитывать диалоги, входить в детали. Кто-то появляется в двух или трёх воспоминаниях, а чью-то физиономию можно увидать в пятнадцати. Иногда имя удаётся определить почти сразу, порой придётся подождать. Для каждого человека (хотя иногда их устанавливают парами) заводятся две отдельные страницы: на левой размещено досье, какое вы будете заполнять, и окошко с диалогом в конкретной сцене, а на правой показано местоположение трупа.
В некоторых случаях причина смерти не так очевидна.
Да кто ты такой?
Приходить к дедуктивным умозаключениям предстоит самыми различными способами. Возможно, вы услышите в диалоге чьё-то имя. Но кто его произнёс и к кому обращался? Вероятно, какой-то человек выкрикнет фразу на неизвестном языке — закатываетесь в «Google Переводчик» и проверяете. Порой важно смотреть, из каких горниц выходят люди, с кем они общаются и где устраивают посиделки, стоит даже пора от времени глазеть на рисунки художника, который изображал на своих полотнах всю команду. Всё тут имеет значение, и Поуп не просто так расставил вон тех людей вон возле той комнаты.
В результате о членах команды, которых вы могли видать ещё в первые минуты прохождения, узнаёшь впоследствии гораздо вяще. «А, так это же тот мужик в дурацкой шапке, я помню, что он потом сделал», — образцово такие мысли будут возникать постоянно, а лежащий перед монитором блокнот будет всё вяще исписан всевозможными заметками с именами и событиями. Заниматься всем этим жутко увлекательно, потому не рекомендую начинать прохождение поздним вечером — просидите всю ночь и очнётесь лишь под утро.
Герой прибывает на корабль не лишь с часами и книгой — он предварительно знает имена, должности и национальности подавляющего большинства людей. Если вы вычислили, что некто из погибших родом из Дании или России, круг «подозреваемых» гораздо сужается. Карта «Обры Динн» позволит понять, где ночевали пассажиры, а где размещены столовая или каюта капитана — это тоже очень важно для понимания выходящего. Если какие-то моменты непонятны, в конце книги доступен глоссарий с объяснениями. Там вы разузнаете, что такое орлопдек и кто такие марсовые, если эти слова в диалогах вас запугивают.
При этом Return of the Obra Dinn не кажется перегруженной, и в игре есть несколько механик, помогающих игроку управиться с непосильной задачей. Во-первых, лица всех погибших людей поначалу размыты на рисунках художника, но становятся отчетливыми, когда у вас появляется достаточно зацепок. Это не всегда позволяет моментально заполнить досье жертвы, но подталкивает к тому, чтобы внимательнее всё изучить, — в книжке указано количество воспоминаний, а также время первого и заключительного появления человека в этой истории.
Если напротив реплики стоит крестик, значит, это слова потерпевшего.
Во-вторых, когда вы верно определяете судьбы троих бедолаг, книга магическим манером меняется — на страницах с этими людьми текст превращается из рукописного в печатный. Но выходит это только в том случае, если вы всё трижды заполнили верно: и имя жертвы установили, и имя убийцы, и способ убийства. А способов этих аж две страницы (три в английской версии): засечён, зарезан, обезглавлен, задушен, утоплен, разбился — вариантов весьма много, и в некоторых случаях надо определить ещё и орудие смертоубийства. Система немного «дырявая» — если в двух судьбинах вы уверены, а в третьей сомневаетесь, можно найти верные ответы методом подбора. Однако кому будет увлекательно так играть?
Гораздо приятнее догадаться до всего самому, перелистывать страницы книжки и думать о том, что может быть подсказкой. Наверняка не раз возникнут ситуации, когда вы не будете соображать, что нужно делать со всей имеющейся информацией. И наверняка потянет заглянуть в прохождение. Но в Return of the Obra Dinn, как и в обожаемую мной The Witness, желательно резаться от начала до конца без каких-либо подсказок и обращаться за помощью как можно негуще. Такие произведения выходят чрезвычайно редко, и стараться завершить их как можно скорее — не совершенно правильный подход, на мой взгляд.
Пора взглянуть, кто был обладателем этого костяка…
***
Новую игру Поупа не захочется перепройти пару десятков раз ради иных концовок, как это было с Papers, Please. Когда все судьбы установлены, возвращаться к Return of the Obra Dinn уже нет смысла, и в этом плане она может для кого-то очутиться разочарованием. Однако как цельное произведение на 10—15 часов игра восхитительна — многие детективные приключения на её поле меркнут из-за того, насколько поверхностно в них сделаны расследования. Да и сюжет тут куда более насыщенный, чем в некоторых «симуляторах ходьбы». «Обра Динн» — запустевшее судно со скелетами и духами, но как же много интересных историй таит в себе любой его уголок.
Плюсы: большой корабль-загадка, постепенно раскрывающий свои секреты; необычный игровой процесс, требующий вдумчивого изучения всех диалогов, подмостков и событий; все реплики здорово озвучены, да и в целом звуковой дизайн отличный.
Минусы: в русской версии не вечно корректный перевод: gun — это «пистолет», хотя здесь пользуются и ружьями, boss зачем-то обратилось в «сеньор» и так далее.