Живо для платформы: 2006-го года и выпущенной в конце 2000-го Rune. Из приметных проектов у студии была ещё The Quiet Man, но в пристойном обществе о ней предпочитают молчать.
В своё время Rune, как и Blade of Darkness, стала культовым экшеном от третьего лики, позволявшим кромсать врагов направо и налево. В созданной по мотивам скандинавских мифов «Руне» мы, как это часто бывает, должны бывальщины спасти мир. Делать это приходилось в роли викинга по имени Рагнар. Молодой воин мог сражаться как разнообразным холодным оружием, так и вражьими конечностями, а когда нужно было поправить здоровье, он подбирал ничего не подозревающих ящериц и смачно их жевал. А ещё в игре, помимо продолжительной сюжетной компании, было несколько мультиплеерных режимов.
Оригинальная Rune была из тех игр, к которой хотелось продолжения или ремейка. Впрочем, к какой более-менее популярной игре основы 2000-х фанаты сейчас не хотели бы сиквела? Долгие годы Human Head Studios никак не реагировала на эти жажды, но в 2017-м вдруг разродилась анонсом Rune: Ragnarok. Это было весьма неожиданно, но игроки восприняли новость ликующе: ещё бы, представьте старую добрую «Руну» в одном ряду, например, с последней God of War.
Над игрой трудились всего 15 человек, но доля из них были причастны к созданию оригинальной Rune, и это обнадёживало.
Однако после того, как все взглянули на первые геймплейные кадры, одушевление быстро сменилось разочарованием. Кривая «боёвка», дёрганые анимации, устаревшая графика — не этого ждали фанаты от продолжения «Руны». Они желали увидеть сюжетно проработанное линейное приключение, но разработчики заговорили об открытом мире, мультиплеерных сессиях, крафте, стройке, элементах выживания и раннем доступе.
Вместо того чтобы сконцентрироваться на сюжете или боевой системе игры, Human Head разрешила, что куда важнее изменить её название, и в 2018-м избавилась от подзаголовка Ragnarok. Проект окрестили просто «Руной». Чехарда с наименованиями на этом не закончилась: в мае 2019-го к Rune добавилась римская двойка. Все, видимо, должны были понять, что это не просто ремейк, а полноценное продолжение серии. Игра сделалась временным эксклюзивом магазина Epic Games, а анонсированный ранний доступ в Steam так и не был запущен. Возможно, если бы критика обрушилась на игру годом ранее, разработчики сумели бы скорректировать итоговый результат. Хотя кого я обманываю — они наверняка сами прекрасно понимали, что ничьих чаяний «Руна» уже не оправдает.
Изначально разработчики заявляли, что в их игре будет даже приручение животных. Но зачем оно нужно, если герой сам может летать, словно птица?
Повторение одного и того же
Впервые запустив Rune II, я с изумлением отметила, что её версия была обозначена цифрами 0.0.9. И это при том, что она уже день как вышла. Однако, как вы понимаете, это было далеко не заключительнее, чем игра сумела меня поразить. Следующий удар нанесли оптимизация и графика. Я перепробовала игру на разном железе, ознакомилась с посторонними отзывами и пришла к печальному выводу, что Rune II тормозит практически у всех и при этом выглядит сильно устаревшей даже на рослых настройках графики. Про низкие я вообще молчу: кажется, оригинальная «Руна» смотрелась куда детальнее и по крайней мере не нагружала видеокарту.
В самом начине игра любезно предлагает определиться с режимом — мультиплеер или одиночное прохождение — и создать своего аватара. Не рассчитывайте на ширь для самовыражения, редактор тут скудный: персонажу можно выбрать лишь пол, причёску, татуировки и цвет кожи и волос.
Новоявленный викинг оказывается на одном из островов Мидгарда. В углу экрана начинает тикать таймер: в посредственном у нас есть полтора часа. Полтора часа до того, как начнётся Рагнарёк и битва с Локи, после поражения в какой таймер перезапустит свой отсчёт. Я уже говорила вам, что такое безумие?
Проиграть в битве с главным обманщиком из скандинавских мифов весьма просто: достаточно не иметь при себе легендарного оружия. Чтобы создать подходящий для убийства Локи меч, нужно отыскать его рецепт, как следует прокачаться и собрать кучу редких ингредиентов. Если же атаковать бога простым оружием и успешно сносить ему шкалу здоровья, он всё равновелико рано или поздно скажет, что устал возиться с вами и отправит обратно в Мидгард. На архипелаге меж тем настанет другой Век — так пафосно тут зовутся те полтора часа до встречи с Локи.
Сменяющие друг друга отрезки времени имеют звучные дефиниции: Век вероломства, Век пробуждения, Век огня…
Эпохи немного отличаются друг от друга. Так, в Веке мороза герой время от поре может начать замерзать, если не найдёт, где согреться, а в Веке ночи почти всегда темно. Но я бы не сказала, что эти изменения мощно влияют на игровой процесс. Века даже не всегда соответствуют своему описанию. Век возрождения подаётся как безопасный этап, в котором Локи нас не побеспокоит, но на деле он всё равно то и дело будет обрушивать на игрока метеоритный град.
Таймер тикает всегда, даже в однопользовательской игре нельзя поставить его на паузу. Чем же предлагается скрасить время в ожидании бога? В первую очередность — сбором артефактов, которые могут его ослабить. В финальной битве найденные артефакты также являются этакими добавочными жизнями, позволяющими продолжить сражение, если Локи или его прихвостни вас одолеют. Хотя какой в этом смысл? Игра всё равновелико откатится к началу, если вы не владеете легендарным оружием.
Артефакты отмечены на карте и разбросаны по островам, между какими можно плавать на самодельном плоту и драккаре, а если территория уже была посещена ранее, то на местные Врата Бивёрста можно унестись телепортом. Почти всегда, чтобы забрать себе заветный предмет, нужно одолеть мини-босса. Получив ценную вещицу, герой должен отнести её к одним из Врат. При этом по какой-то необъяснимой вину быстрым перемещением между островами станет нельзя пользоваться. Вернее, можно, но тогда все собранные артефакты пропадут.
В большинстве своём артефакты отсылают нас к скандинавской мифологии, но встречаются отсылки и к оригинальной игре. Вот, например, Сердце Конрака, одного из антагонистов.
Бег по сфере
Сюжет — не самая сильная сторона Rune II. У нас есть злодей Локи, вознамерившийся уничтожить мир, и главный герой, какого воскресил Хеймдалль, чтобы он остановил бога-обманщика. По мере прохождения можно наткнуться на обелиски с фрагментами скандинавских преданий, но чувствуется, что поставлены они лишь для галочки, чтобы можно было потом сказать, что у игры есть прочный мифологический фундамент.
Ещё одна привязка к мифам — возможность присягнуть на верность одному из богов: Одину, Тору или, вдруг, Хель, которая, по преданиям древних скандинавов, во время Рагнарёка должна была повести армию мертвецов на штурм Асгарда, а не против Локи. Божества наделяют игрока уникальной магией, какую можно «кастовать» при накоплении специального счётчика. А ещё каждый из асов и их извечная противница немного меняют численные характеристики персонажа.
На игрока в Rune II обрушивается огромное число предметов, по большей части бесполезных: оружие, броня, расходники, части тел поверженных врагов… Простые ресурсы вроде дерева и руды добываются очевидным линией: побей ствол — получи доски. Для более редких придётся повозиться. Инвентарь очень быстро окажется захламлён грудой вещей, большая часть которых — одинаковое снаряжение или оружие.
Стоит только накидать древесины в полуразрушенный дом, как в нём разом появляются горящий очаг, сундук и точильный камень. Не ждите от Rune II архитектурного разнообразия: построенные дома равны внутри. От этой игры в принципе грешно ждать разнообразия.
Внутри каждой избы есть хранилище для объектов, работающее по принципу ящиков из Resident Evil: общее содержимое для любого сундука. Снаряжение в хранилище не портится после кончины, в отличие от того, что находится при герое. Хоть с воскрешением весь скарб и остаётся у персонажа, все доспехи и оружие в инвентаре понемногу теряют прочность, и их доводится чинить.
Ну и раз уж речь зашла о смерти, самое время поговорить о том, что ей предшествует, а именно о боевой системе. Она даже вылита на оригинальную: знай себе топчись вокруг врага, кликай мышкой, руби мечом или топором. Наведение на мишень, правда, не подвезли — придётся кружиться самостоятельно, контролируя своё положение относительно врага. Уклоняться от атак герой тоже не умеет — тут нет никаких кувырков, подкатов и прочих недостойных викинга приёмчиков.
Любой остров населяют враждебные существа. Поначалу игроку будут встречаться лишь люди и дикие звери вроде волков и вепрь, но чем дальше от центра Мидгарда он отплывёт, тем более фантастические твари будут ему попадаться. Дварфы, великаны, огненные големы, драугры и прочие воскреснувшие мертвецы любят появляться прямо из воздуха целыми отрядами, что, наверное, ещё раз должно подчеркнуть мифологичность происходящего.
Чтобы игроку существование малиной не казалась, в Rune II добавлены некоторые механики выживания. К счастью, обошлось без голода и жажды, но, если, так, долго плавать в воде или угодить в метель, можно начать замерзать и терять здоровье.
Автоматически шкала здоровья восстанавливается лишь в доме — в остальное время лечиться викингу придётся чем бог послал: мясом, которое ещё нужно жарить на костре, кружками мёда и ящерицами. На этом моменте игроки в оригинальную Rune могли бы впустить ностальгическую слезу. А потом смахнуть её отрубленной конечностью врага, потому что во второй «Руне», как и в первой, можно воевать останками противников.
Выше я уже отмечала, что Rune II предлагает ещё и мультиплеерный режим. Как известно, любая игра становится лучше в кооперативе. Ну, почти любая. В нашем случае совместное прохождение не особо скрашивает рутинный сбор артефактов и попытки смертоубийства Локи. Прокачка из однопользовательской игры не переходит в мультиплеер, и для каждого сервера утомительный гринд придётся начинать наново.
Кстати, спустя всего две недели после релиза все мои попытки поиграть с живыми людьми провалились: на серверах не было ни дави ни в кооперативе, ни в Deathmatch.
Игра переведена кусками. Как это часто бывает, шрифты, если и имели какое-то очарование, то растеряли его при адаптации на русский.
***
Rune II водит игрока сферами, заставляя выполнять одни и те же действия цикл за циклом. Всё это в итоге делается ради прокачки и сбора редких ингредиентов для создания уникального оружия, с поддержкой которого можно победить финального босса. Зачем вообще делать проработанное, цельное приключение с сюжетом и многообразными локациями, если можно раз за разом отправлять игрока в полумёртвый открытый мир, давая ему одинаковые задания по поиску артефактов? Пускай игрок сам резвится в «песочнице». Лишь вот хватит ли ему терпения и интереса кучу раз повторять одно и то же?
После закрытия Human Head Studios все беды Rune II перебеги на издателя, Ragnarok Game, и сейчас, по словам ответственных за игру людей, ведутся переговоры с командами разработчиков, какие могли бы помочь с дальнейшей поддержкой и обновлением экшена. Пока что жалобы игроков на технические неполадки решаются излюбленным для создателей Rune II путём наименьших трудозатрат. Системные требования меняются на ходу после релиза, а на днях из списка поддерживаемых ОС была прибрана Windows 7, потому что у игры с ней есть определённые трудности и самый простой вариант — это, конечно же, сделать вид, будто проблемных пунктов никогда и не было. Очевидно, что сейчас второй «Руной» некому заниматься всерьёз, и большой вопрос, настанет ли вообще для неё Век перерождения.
Плюсы: отсылки к оригинальной «Руне».
Минусы: устаревшая графика; нехорошая оптимизация; скучный и однообразный игровой процесс; общая сырость и недоделанность; сомнительные надежды на дальнейшее развитие игры.