Наверное, каждый хотя бы раз в жизни задумывался над тем, что́ он оставит после себя и оставит ли вообще. Кто-то занимается творчеством. Некто растит детей. Кто-то с трепетом относится к экологии, не мусоря где попало и сдавая использованные батарейки на утилизацию. Season: A letter to the future отдана теме наследия и раскрывает её очень красиво.
В путь-дорогу
Главная героиня Эстель покидает родную деревню и становится первым её обитателем, решившим отправиться в дальнее путешествие. Её лучший друг увидел пророческий сон, который местная Старейшина объяснила как предзнаменование смены сезона. Говорят, мир войдёт в новую эру и его ждут большие изменения. Но что это значит? Неужели всё, что Эстель видит кругом, исчезнет? Жителей пугает такое предсказание, а для главной героини это повод увидеть мир — и не просто взглянуть на него в заключительный раз, а запечатлеть его лучшие моменты.
Мы берём с собой альбом, фотоаппарат и кассетный плеер с функцией записи звука. Первые страницы альбома уже заполнены — Эстель вкратце обрисовала там, кто она такая и зачем вообще решила вести этот своеобразный дневник, который оставит потомкам. Хотя грядущая смена сезона может истребить в том числе предметы, на краю Земли есть место, которого изменения не касаются, — музейное хранилище. Там какой-то человек из грядущего и находит этот альбом, судя по вступительному ролику.
Сперва мы собираем информацию о собственной деревне. Это можно считать своеобразным обучением, но уже в нём начинаешь влюбляться в механику заполнения альбома. Увидали что-то красивое — можете сделать снимок и приклеить его на страницу. Здесь позволяют менять размер фотографий, наклонять их в различные стороны, а в некоторых случаях героине есть что сказать о конкретном объекте — тогда помимо снимков будут доступны подписи, какие точно так же можно расставлять на страницах как угодно. То же самое со звуками — хотя кажется странным, что бумажные листы передают записи на аудиокассетах, такая условность для игры извинительна.
Тем более что мир в Season быстро начинает казаться не совсем обычным. Перед отбытием Эстель не только собирает предметы, но и получает от матери кулон с «магическим» содержимым. В нём намешаны эссенции предметов, с которыми и у матери, и у дочери связаны мемуары, — как только героини что-то туда добавляют, они сразу же об этом забывают. В стартовой деревушке мы узнаём о докторе, к какому обращались с самыми разными проблемами — кто-то, к примеру, не мог ничего забыть, и в его памяти не осталось места для новых открытий. А отдельный люди страдают от неправильного восприятия времени и даже не понимают, сколько лет живут.
Поэтому мир интересно изучать — у игрока возникает так немало вопросов, что хочется найти на них ответы, исследуя каждый уголок. Когда героиня покидает деревню, перед ней открывается вящая долина с кучей интересных мест, эдакий маленький открытый мир. Там и люди повстречаются со своими мнениями о грядущем «апокалипсисе», и удастся что-то разузнать о прошлых сезонах — о закончившейся недавно десятилетней войне и так называемом Золотом сезоне. Можно посетить святилища, где прихожане обращались к различным богам, оставляя записки с пожеланиями. А некоторые растения, излучающие особую ауру, хранят в себе истории людей — довольно попробовать записать рядом с ними звук.
С некоторыми людьми мы знакомимся лично. Те, кто ещё не успел эвакуироваться, задержались в долине по различным причинам. Кто-то в спешке собирает вещи и не знает, что с собой брать. Кто-то, наоборот, игнорирует предупреждения и существует по принципу «Будь что будет». Их истории не самые позитивные, и главной героини это тоже касается — её отец, мечтавший так же отправиться в странствие, пропал без вести в горах. Все эти люди, конечно, тоже станут украшением альбома, а встреча с Эстель станет значительным моментом в жизни каждого из них.
Диалогов и монологов довольно много, но язык очень простой.
Порой Season предлагает заниматься оригинальными мини-расследованиями — на страницах альбома появляются подсказки, намекающие, какие объекты нужно найти и какие снимки прикрепить. Порой предметы расположены в одной и той же локации, иногда ради них нужно посещать несколько мест — во втором случае это необязательное забава. Вообще, здесь хватает крошечных деталей о мире, которые легко пропустить, и на сюжет они никак не влияют. Но охотиться за ними увлекательно, а если деятельно фотографировать интересные объекты, то один из персонажей сможет чуть подробнее о них рассказать.
Ехать бы и ехать
Путешествовать тут одно удовольствие. Когда попадаешь в долину, сразу получаешь карту, по которой очень легко ориентироваться. Со порой и карта становится не нужна — быстро запоминаешь, как и куда ехать, а в крайнем случае обращаешься к указателям на перекрёстках. Ездить на велосипеде спокойно — если далеко от него убежишь, можно нажать на паузу и «телепортировать» его к себе. А когда играешь на PS5, адаптивные триггеры противятся при езде в гору. Жаль, что здесь довольно легко застрять на камнях и кочках, если наехать на них на высокой скорости, но это решается сохранением и выходом в меню — при загрузке персонажа возвращают на путь.
Мир в Season очень красивый, а потому и заполнять альбом интересно. Не знаю, у всех ли так будет, но я довольно быстро вжился в роль Эстель и занимался украшением любой страницы. Когда взаимодействуешь с объектами, героиня часто рисует карандашом чудесные иллюстрации, которые игрок свободен расставлять как душе угодно. Разместив на странице пять фотографий, рисунков или аудиозаписей, вы разблокируете дополнительные опции вроде изображений, текстовых комментариев и всяких завитушек и разделителей — в основном они уникальны для любой локации. Начинаешь переставлять всё, что успел прикрепить, делаешь странички как можно красивее и отправляешься дальше.
Скорее итого, желание этим заниматься связано с атмосферой Season — трудно найти более спокойную и умиротворяющую игру, от какой в то же время не клонит в сон. Здесь вообще нет поводов нервничать, поэтому наслаждаешься природой и ищешь интересные особенности в любом регионе. Где-то лягушка квакает — либо фотографируешь её, либо записываешь звук. Где-то письма времён брани затерялись, где-то дерево сломано, где-то странная статуя стоит — всё хочется задокументировать и сохранить на память, ведь всё это скоро может пропасть вместе с нашими воспоминаниями.
Конечно, можно не ударяться в эстетику, расставлять фотографии кое-как и стараться как можно скорее добежать до концовки. Вот лишь смысл Season в таком случае теряется. Она создана для того, чтобы с головой в неё погрузиться, и под конец позволяет излишний раз взглянуть на проделанную работу. Не уверен, есть ли здесь разные концовки, но в моём случае финал получился идеальным для такого рода истории — так, что я потом пересмотрел его ещё раз. Да и в целом впечатление осталось настолько ярким, что хочется когда-нибудь вернуться в этот мир — снова повстречать полюбившихся персонажей и прокатиться на велосипеде на фоне живописных пейзажей.
В случае с Season всё довольно предсказуемо: если трейлеры вам понравились, то и сама игра привезёт удовольствие — что нам показывали, то и получилось. Это умиротворяющее приключение под меланхоличную музыку, которое не вызывает тоски из-за смены сезона, а подаёт надежду на будущее. Ведь, как писал Максим Горький, «не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл натурального и цели будущего».
Плюсы: очаровательный визуальный стиль: и окружение, и рисунки в альбоме выглядят роскошно; заполнять альбом снимками и прочими материалами увлекательно; покойная и меланхоличная атмосфера; необычный вымышленный мир, подробности о котором интересно искать; удобное управление; красивая концовка.
Минусы: несущественные технические недочёты.