Невозможно сказать, что детективный жанр обделён вниманием разработчиков. Возьми любую масштабную RPG — и среди множества заданий, какие выполняет главный герой, наверняка найдётся хотя бы одно расследование с классическим детективным антуражем: осмотром пункты преступления, поисками улик, допросом подозреваемых и задержанием злодеев. Есть целые игры, посвящённые нелёгкой труду сыщиков, — от бесконечной серии про Нэнси Дрю до приключений Шерлока Холмса от Frogwares.
Но много ли в подобных детективах собственно расследования? Нередко ли в них можно ошибиться? Идти своим путём? Как правило, перед нами линейная история, в лучшем случае с несколькими концовками. Пойти по ложному отпечатку, арестовать невиновного или сдать дело в архив как «висяк», вычислить преступника не так, как пожелал сценарист, — такого виртуальные детективы обыкновенно не умеют.
Shadows of Doubt, вышедшая в конце апреля в формате раннего доступа, эти правила меняет — да так лихо, что всерьез воспринимать другие детективные проекты после этого вряд ли получится.
Этот город прогнил…
Один из самых подходящих для детектива сеттингов — нуар. Неудивительно, что разработчики избрали именно его. 1979 год, альтернативная вселенная, лишь немного похожая на нашу: кроме плотной атмосферы мрачной безысходности, чувствуется воздействие научной фантастики, включая киберпанк в духе «Бегущего по лезвию».
Жёсткое постиндустриальное общество, где никого не удивляет неравенство, воля принадлежит корпорациям, среди бедняков копятся протестные настроения, а суровость законов не помогает сдержать высочайший степень преступности, — таков мир Shadows of Doubt. Тон задают общий визуальный стиль и мелочи, вплетённые в окружение: ассортимент торговых машин, газетные статьи и другие тексты, даже сугубо официальные, вроде договора аренды.
Достаточно погасить свет в квартире основного героя, включить телевизор, по которому безостановочно показывают чёрно-белый сериал, усадить персонажа в кресло и вручить ему в длани бутылку виски — и вот перед вами готовая сцена из классического нуара: детектив мучается бессонницей, не зная, как приступиться к запутанному делу. Мерцание неоновых огней на фоне дождя, громкие рекламные объявления, глухо доносящиеся из-за плотно затворённых окон, и умело подобранный контраст света и тени дополнят картину.
И подобное здесь повсюду — авторы постарались, трудясь над тем, чтобы эффект не разрушался ни на секунду. Больше всего впечатляет то, с помощью каких технических приёмов они этого добились. В игре используется воксельная графика, какая, прямо скажем, неидеально подходит для создания визуальных красот: надо быть настоящим художником, чтобы с поддержкой неказистых блоков сделать нечто красивое, — это знает каждый, кто в Minecraft пытался построить что-то симпатичнее деревянной хижины. Тем изумительнее понимать, что всё здесь создаётся с помощью процедурной генерации, которая сохраняет художественную ценность контента, полученного с поддержкой алгоритма.
В каждом новом прохождении перед нами отдельный мир, открытый для исследования. Это полноценный город, который, несмотря на скромные размеры, выглядит и ощущается в разы реалистичнее немало масштабных миров из других игр.
Во-первых, здесь нет домов или даже комнат в виде «заглушек»: в любое здание можно взойти, а любое помещение, будь то квартира, офис или придорожная кафешка, правдоподобно смоделировано. Небоскрёбы воспринимаются небоскрёбами: в них десятки квартир, и добираться до необходимой лучше с помощью лифта, который остаётся средством передвижения, а не скрывает загрузочный экран или пустоту локации. То, что таких высотных домов всего несколько, а весь город можно обойти за пару минут, нисколько не мешает: уж лучше так, чем сотни навеки запертых домов.
Районы отличаются друг от друга: есть сверкающие хоромы богачей, безликое убранство посредственного класса и погружённые во тьму и холод грязные закоулки, ставшие последним пристанищем отбросов общества.
Отдельно подчеркну внимание к мелочам: интерьер любого помещения цел запоминающихся деталей, которые работают на атмосферу. Если платой за это должны стать неказистые на первый взгляд воксели — что ж, такая сделка меня устраивает. По-моему, Shadows of Doubt с точки зрения манера даст фору многим другим проектам, где графику создавали «вручную».
Второй аспект, который работает на реалистичность и погружение, — симуляция жития всех обитателей города. Ни один человек не стоит на месте — каждый ходит на работу, по ночам спит дома, а в независимое время может отдохнуть в ресторане или посетить магазин. За жизнью NPC интересно просто наблюдать — первое время, разумеется; потом подобное «сталкерство» надоедает, зато даёт понимание, что симуляция здесь честная.
Кстати, «жить» необходимо и нашему персонажу: необходимо следить за опрятностью одежды, регулярно питаться, находить время на сон и отдых; можно даже покупать квартиры и обставлять жилье мебелью. Само собой, на красивую жизнь необходимо зарабатывать. Но толковый детектив без дела не останется: рано или поздно в городе покажется убийца.
Что за детектив без любви к выпивке? Можно даже устроить пьяный дебош с битьём окон и дракой со случайным прохожим.
Последствие вели
Если театр начинается с вешалки, то детектив начинается с места преступления. Причём это самое место вам никто на карте не покажет — информация об убийстве ограничена указанием адреса, где оно произошло, а всё остальное предстоит выяснять самому.
Следует понимать, что наш персонаж — не представитель официальных сил правопорядка. В городе есть силовики (такие же, к слову, граждане со своим распорядком дня). А вот основной герой хоть и работает на мэрию — именно там нужно брать бланк дела и сдавать заключение о расследовании, — но для полиции и самодействующих охранных систем он ничем не отличается от обычных жителей. Просто так изучать место преступления, искать улики и зацепки вам никто не позволит, особенно если смертоубийство произошло на закрытой территории, вроде квартиры или офиса.
Автоматические турели иногда стоят даже в квартирах обитателей — тех, что побогаче. Таков он — мир победившего киберпанка.
Придётся идти в обход закона: отключать сигнализацию, взламывать двери, проходить в комнаты через систему вентиляции, прятаться от камер и патрульных — включается немного корявый и простенький стелс, какой, однако, не позволяет чувствовать себя расслабленно во время поиска информации. Впрочем, на примитивность не обращаешь внимания — так захватывает сам процесс расследования.
Убийство — это событие, которое действительно происходит в городе, а не приготовленная заранее сцена. Правонарушитель совершил его в конкретный момент, использовал определённое оружие и наверняка оставил улики, по которым его можно вычислить. Разыскивайте отпечатки пальцев и ботинок, оружие или гильзы, читайте записки и документы, просматривайте записи с камер наблюдения, опрашивайте свидетелей — но помните, что даже после того, как вы обнаружите ключевую улику, никаких всплывающих оповещений с указанием на конкретного персонажа не будет. Основное в Shadows of Doubt — умение работать с информацией.
В помощь этому сложному, но увлекательнейшему занятию — удобный интерфейс, позволяющий размещать на доске расследования всё что угодно в наглядном виде. На ней можно указать отсылку к любому объекту — от полного досье на подозреваемого до найденного на месте преступления мусора. По ходу следствия количество записок на доске становится вяще, что помогает выстраивать картину преступления. Чувствуешь себя настоящим детективом — это твоё расследование и только от тебя, а не от фантазии сценариста зависит, как его коротать и чем оно закончится.
Загадка кровавого ботинка
Приведу в качестве примера одно из дел. Поступает вызов — в квартире обнаружен тело, необходимо установить личность убийцы, предоставить доказательства его присутствия на месте преступления, найти оружие и по возможности взять подозреваемого. Прибываю по указанному адресу, но пройти в квартиру не могу — полиция уже опечатала помещение, а на лестничной площадке дневалит патрульный. Решаю воспользоваться вентиляцией этажом выше — спустя пару минут блужданий по запутанной системе воздуховодов я наконец попадаю в кладовку в квартире жертвы.
Начинаю осмотр пункты преступления. В первую очередь проверяю труп, что позволяет узнать причину и примерное время смерти, а найденные в кармане документы подают мне информацию о личности убитой, месте её работы и семейном положении.
«Андрюха, у нас труп, возможно криминал!»
Внимание разом же привлекают кровавые следы обуви в прихожей и ванной — сканирую их и заношу в картотеку. Других зацепок вроде бы нет. На всякий случай собираю все заостренные предметы, найденные в квартире, — возможно, каким-то из них была заколота несчастная. Продолжаю собирать улики, выворачивая квартиру навыворот, — роюсь в мусорке, вытаскиваю всё из шкафов, читаю электронную почту. С зацепками по-прежнему негусто: в числе подозреваемых остаются лишь две персоны — сожитель жертвы и арендодатель.
Первоначальный отпадает сразу — размер обуви другой, судя по найденным у кровати туфлям. Отправляюсь на поиски арендодателя, предварительно проштудировав адресную книжку и узнав, где он живёт. Снова неудача — после стука в дверь встречаю девушку, непохожую на обладателя обуви 11-го размера.
Разумеется, такой бардак сразу бросается в глаза, и пройти мимо я просто не мог. Зато забыл сделать кое-что иное…
Следствие зашло в тупик? Немного поразмыслив и вернувшись в квартиру жертвы, вдруг понимаю, что забыл сделать самое основное — не снял отпечатки пальцев с поверхностей. Кроме «пальчиков» самой жертвы получаем ещё два уникальных отпечатка. С одним всё удобопонятно — это сожитель, а вот откуда ещё одни? Это не арендодатель — та любезно согласилась предоставить мне свои отпечатки, видимо понимая, что ей нечего таить. Вспоминаю, что среди спама и прочих записей в электронном ящике жертвы были письма про повышение на работе, а в одной из писулек упоминался конфликт с коллегой.
Дожидаюсь ночи и проникаю в офис, где работала убитая. Здесь приходится применять навыки взломщика — анатомировать дверь отмычкой и передвигаться в приседе, скрываясь от охранных камер. В картотеке личных дел изучаю все документы сотрудников, пока не выясняю, что у одного из работников печати пальцев аналогичны обнаруженными на месте преступления. И пусть размер обуви снова не тот, кажется у нас появился главный подозреваемый.
Карточка любого жителя дополняется, по мере того как вы находите подтверждающую информацию.
Решаю рискнуть и действовать наверняка — этой же ночью вламываюсь в его квартиру, устраиваю обыск, в ходе какого нахожу нож, оказавшийся орудием убийства. Арестовать спящего преступника не составило труда. Через пару минут бланк расследования с перечислением доказательств был послан на рассмотрение в мэрию, где подтвердили правильность моих рассуждений — дело раскрыто!
Что до кровавых отпечатков обуви, едва не устремивших меня по ложному пути, то, скорее всего, так наследил полицейский, обнаруживший тело, — больше некому.
Шпионские страстности
Надеюсь, я смог продемонстрировать то, как глубоко моделируются события. Можно как ошибиться, так и выбрать свой вариант ведения последствия — например, на подозреваемого я мог выйти и через просмотр камер в подъезде или опрос очевидцев.
Просмотр записей с уличных камер — дело утомительное. Прямо как в реальности.
Конечно, со временем начинаешь щёлкать даже самые запутанные дела как орешки — промышлять информацию не так уж трудно, а убийца почти всегда будет из числа знакомых жертвы. Есть большие проблемы и с игровой экономикой: денежки легко заработать, но некуда тратить, если не заниматься скупкой недвижимости и обустройством своей квартиры. Есть и баги в огромных числах, что неудивительно, учитывая сложную симуляцию сотен жителей.
Реалистичностью игры лишь подчёркивается то, что многого не хватает: так, очень скудно представлено общение с NPC и совсем нет допросов, которые в детективе должны быть ключевой механикой. Но напомню, что Shadows of Doubt совершенно недавно вышла в раннем доступе и разработчик только начинает наполнять проект контентом.
Диалоговая система — самая немощная часть игры.
Впрочем, в городе уже есть чем заняться и кроме расследований убийств: на досках объявлений в кафе и барах размещены листовки о розыске исполнителей тёмных делишек, будь то избиение жителя, кража ценных вещей или скрытая фотосъёмка. Такие миссии воссоздают шпионскую тематику из соответственных фильмов и книг и делают это куда интереснее, нежели чисто «шпионские» игры вроде Alpha Protocol. Чего стоит желая бы то, как заказчик выдаёт задание: например, чтобы получить информацию, приходится ждать звонка таксофона на другом крышке города в нужную минуту или искать кейс с документами, ориентируясь по небольшой фотографии, полученной от бармена.
Чтение газеты позволяет не лишь узнать последние городские новости, но и скрыть своё лицо от любопытных глаз.
Есть тут даже прокачка, тоже узко связанная с сеттингом. Специальные устройства — синхродиски, которые можно купить, своровать или получить в качестве вознаграждения, улучшают характеристики основного героя: например, увеличивают вместимость инвентаря. Не обошлось и без своеобразного юмора: например, одно из улучшений даёт импозантную сумму денег, но взамен наш персонаж получает зависимость от Starch Cola — популярного в этом мире напитка. Воля корпораций налицо — у нас же здесь киберпанк, не забыли?
Несмотря на то что игра полна багов, а после дюжины успешно завершённых заданий расследования представляются слишком простыми, Shadows of Doubt заслуживает самых лестных слов. Первые несколько дел подарили мне действительно необычные эмоции, какие я до этого никогда не испытывал. Перед нами отличный генератор историй и просто атмосферное приключение, которое стоит вашего внимания — неважно, любите ли вы нуар и нравится ли вам детективный жанр. Для меня Shadows of Doubt — заявка на игру года, даже без скидок на ранний доступ и на то, что спереди ещё много больших премьер.