Живо для платформы: PS4

«Симуляторы ходьбы» многие до сих пор не считают играми, но сваливать все подобные приключения в одну груду не совсем верно. The Witness, к примеру, сильно отличается от Gone Home — в первой упор сделан на решение сотни головоломок, а во другой мы лишь изучаем окружение и постепенно узнаём о жизни героев. В Firewatch есть полноценный сюжет с отличными персонажами, а в Virginia история крепко подаётся без слов, но с потрясающей музыкой.

Однако всё это не идёт ни в какое сравнение с «натуральными» симуляторами ходьбы. Несколько лет назад свет увидела Proteus, где игры в привычном понимании этого слова не было вообще. Вы оказывались на острове и попросту бесцельно гуляли по нему, не имея никаких возможностей взаимодействовать с натурой. Даже с учётом стилизованной графики, не пытающейся походить на реалистичную, остров представлялся живым: деревья колыхались, зверушки разбегались при виде человека (желая за человека ли мы играли?), день сменялся ночью.

[embedded content]

Иди и гляди

Shape of the World была создана другими людьми, но чересчур уж сильно она похожа на Proteus. Здесь тоже нет ни сюжета, ни отчетливо поставленных целей, ни оружия, ни противников. Игрок оказывается в чудесном вселенной и волен идти на все четыре стороны, наслаждаясь природой и наблюдая за флорой и фауной. В этой вселенной нет ни одного живого человека, какой бы разговаривал с протагонистом и давал ему задания. Да и сам главный герой вряд ли заключается из плоти и крови — он легко переживает падения с огромной вышины и не тонет под водой.

Какие-то геймплейные элементы здесь всё же есть, так что как игра Shape of the World оказывается чуть немало понятной, нежели Proteus. В какой бы локации вы ни были, в небосводе вы увидите огромные значки, похожие на букву Л. Это — ворота, сквозь которые персонажу надо пройти для продвижения по «сюжету». И любой раз, когда вы это делаете, мир вокруг меняется и окрашивается в совершенно иные цвета. Белая вода в ручейке становится красноватой, листва на деревьях зеленеет или синеет, мурава выглядит иначе. Это каждый раз сопровождается умиротворяющей музыкой.

Разработчики именуют своё творение игрой-исследованием, в которой можно расслабиться, сбежать от реальности и потеряться. И с этой задачей Shape of the World справляется как минимум недурно. Здесь действительно приятно находиться, прогуливаясь по симпатичным локациям, слушая загадочный саундтрек и распугивая живность. Какие-то созданья пытаются убежать от главного героя, другие — достаточно крупные, чтобы попытаться дать ему отпор и оттолкнуть персонажа. К кончины это не приведёт, так как погибнуть тут невозможно, но пару раз меня спихнули с кручи, из-за чего пришлось забираться на гору вновь.

Shape of the World обзор игры

Тяни геймплей заключается в беготне от одного такого значка к иному.

Всё же игра

Взаимодействовать с миром можно с помощью отдельной кнопки, притрагиваясь к расставленным во всех поясах колоннам или лежащим у берега моря шарам. Это позволяет активировать дорожки, ведущие к новоиспеченным зонам, и иначе в них никак не проникнуть. Той же кнопкой вы хватаетесь за деревья, что позволяет перелетать от одного столба к иному, словно вы Человек-паук. После этих действий деревья исчезают (судя по описанию трофея, вы их валите, а не цепляетесь просто так), но в каждой зоне их так много, что задумываться об этом не доводится.

И очень хорошо, что в игре есть такая механика, — без скачков от дерева к дереву герой передвигается мучительно медленно. Для симуляторов ходьбы это норма — ту же Everybody’s Gone to the Rapture многие ругали за черепашью скорость персонажа, но там желая бы кнопка бега была. В Shape of the World вы никак не можете ускориться, желая по появляющимся в воздухе дорожкам протагонист почему-то бегает в два раза скорее, чем по земле. И тут возникает проблема: игра-медитация, которая должна успокаивать игрока и помогать ему позабыть о проблемах реальной жизни, вызывает раздражение из-за тормознутого основного героя.

Shape of the World обзор игры

Существа слева боятся игрока, а вот парень справа толкнёт вас при первой возможности.

Чтобы добавочно развлечь себя, наблюдая за природой и бегая от одной литеры Л к другой, вы можете заняться поиском семян и сажать деревья, какие потом будете использовать для быстрого передвижения. Видите пустырь, на каком ничего не растёт, — киньте туда семена, и на этом пункте моментально вырастет дерево. Всего в игре 28 образов семян. Обычно они спрятаны не лучшим образом, однако все пропущенные коллекционные объекты можно будет найти при запуске отдельных эпизодов из основного меню. Делать это не обязательно, но, если уж вы потратили деньги на игру, есть возможность распялить удовольствие.

Больше заняться в Shape of the World нечем. Приобретая игру, вы должны соображать, что в ней нет интересной истории, захватывающих сражений, прыжков с препятствиями по перронам и выдающейся графики. Это медитация, приключение в неизведанном мире, какое отлично подойдёт для отдыха после тяжёлого рабочего дня. Кому-то во пора отдыха хочется пострелять, кому-то — покататься в «Форзе» или Gran Turismo. Некто тратит свободные часы на Overwatch и Fortnite, получая новоиспеченные костюмы для персонажей и оттачивая мастерство в мультиплеере. А кто-то желает погулять по красивому месту под не менее красивую музыку.

Shape of the World обзор игры

Нажми на кнопку — получишь итог.

***

Shape of the World мне понравилась, как и Proteus в своё время. Но обе игры я получил даром, поэтому думать о том, было ли это бессмысленным вложением денег или нет, мне не доводилось. Стоит ли тратить почти 400 рублей в Steam и вяще тысячи рублей на консолях — решать вам. Если ради почти бесцельного странствия вы готовы выложить такие суммы, Shape of the World скрасит вечер, не отягощая вас приевшимися геймплейными механиками, значками на карте, и восклицательными знаками над персонажами, выдающими квесты. Ну а если нет, то игра делалась не для вас и это самый натуральный «проходняк».

Плюсы: симпатичное, умиротворяющее приключение на вечер.

Минусы: как таковой игры тут нет — это медитация, лишённая сюжета, персонажей, сражений и всего прочего, что вы привыкли видеть.