Горестный туман
Поменялся и сюжетный расклад. Мы по-прежнему должны выживать в большом здании, но это теперь не сто этажей вниз с куцыми ответвлениями направо/налево, а огромный жилой комплекс взаимосвязанных построек, включая рестораны, парковки, магазины, апартаменты, кино и даже школы.
Без топора не попасть во многие зоны.
А играем мы уже не за бизнесмена, а за сотрудника «подозрительной биотехнологической корпорации» Skyhill Inc., какой принадлежит не только этот жилой комплекс, но и фактически весь город. Наш герой недавно потерял жену и сейчас один воспитывает дочку. Он буквально только что получил квартиру в этом здании и переехал, однако новоселье справить не удалось: обитатели комплекса начали превращаться в монстров и нападать на людей. Да ещё и какие-то культисты явно неровно дышат к нашему герою. Они похитили его дочку и сейчас периодически звонят, мерзко смеются в трубку и кричат – дескать, пока её убивать не будут, у НЕГО на неё другие планы.
Природно, наш герой изо всех сил пытается её найти. Но дело осложняется тем, что сам он тоже заразился чёрным туманом – именно эта мерзость, вырабатываемая черноволосыми обелисками, которые с недавних пор начали появляться в разных точках планеты, и превращает людей в монстров. Так что он и сам медленно умирает – пора на спасение дочери ограниченно.
Просто выживай!
В своём обзоре первой части я писал, что её механика проста, а где-то даже примитивна. И тем не немного помимо сражений, исследования уровней, крафта, поиска еды и ресурсов там были прокачка персонажа, торговля, случайные встречи, элементы апгрейда и отстройки базы, в какую мы превратили свой ВИП-пентхаус. Даже сон был интересно обыгран и заставлял переживать, посетит ли персонажа кошмар или нет.
Так вот, с этой точки зрения Black Mist – игра ещё немало примитивная. Из всего вышеперечисленного фактически остались только исследование, сражения и крафт. Правда, драки уже не пошаговые с прицельным выбором, куда неприятелю заехать палкой, а в реальном времени – теперь в них используется не только холодное, но и огнестрельное оружие. Причём управление, да и ракурс камеры во пора стрельбы, не назовёшь самым удобным в мире.
Один из самых громких уровней в игре.
Как и в первой части, основным образом мы ищем ключи от дверей и карты доступа к лифтам, а также периодически чиним электричество, меняя предохранители. Ну и исподволь получаем доступ к новым рецептам для крафта полезных предметов, включая аптечки, коктейли Молотова, дымовые бомбы и так дальше. Заточки мы тоже создаём сами, но они быстро ломаются, а к пушкам, естественно, днём с огнём не найти достаточно боеприпасов. Так же негусто попадаются разные гнилые яблоки, газировка и куски пиццы – правда, толком не понятно, на что влияет голод. Отсутствие излишнего места в ограниченном инвентаре совершенно точно не позволит изготавливать что-либо новое, поэтому в склад приходится превращать те самые черноволосые обелиски.
Работа со звуком. И напряжением
Другое дело, что, несмотря на простоту геймплея, играть всё равно интересно. Основным образом благодаря точно переданной атмосфере напряжения и постоянной опасности. Выразительный эмбиент; мрачная и в то же время стильная картинка; неведомые опасные неприятели, некоторые из которых медлительны, как зомби, а другие резво преследуют нас; постоянная нехватка боеприпасов и ресурсов; напрягающее тиканье таймера да эти звучны с криками дочки – всё работает на то, чтобы игра увлекала и держала в тонусе.
Для мгновенного убийства врага нужна неплохая реакция, чтобы вовремя нажать на нужную кнопку.
К тому же есть элементы метроидвании, когда мы можем вольно исследовать уровни, но должны сначала найти какой-нибудь инструмент или топор, чтобы вернуться и попасть в те зоны, куда ранее вход нам был заказан. И есть интересные механики: например, много внимания уделяется звуку – в некоторых локациях неприятели нас лучше слышат, в других – хуже. Бывает, там так громко, что можно спокойно кидать гранату, не боясь быть замеченным. О статусе звука (и самого персонажа) мы узнаём по особым значкам, и это нужно обязательно учитывать.
Сплошные загадки
Пуще всего лучше просто убегать от чудищ или заманивать их в ловушку – на мины и растяжки, например. От других при всём жажде и ловкости долго убегать не получится. После того как таймер истечёт, появится смерть с косой, которая, подобно Немезису, будет всегда преследовать героя. Если повезёт и вы быстро найдёте ресурсы для создания ещё одной «инъекции темноты», то выиграете себе немножко времени.
Наконец, есть ещё странный мужик в странном месте, куда мы попадаем после гибели, – он сообщает загадками и открывает двери, чтобы мы вернулись обратно. Кто он, о чём говорит? Ещё одна интрига на пути к разгадке тайны того, что же тут творится.
Такую прыть в местных драках нечасто удаётся продемонстрировать.
***
Да, играть в Skyhill: Black Mist подлинно интересно. А уж за возможность включить озвучку «под Володарского» и вовсе хочется долго и благодарственно трясти авторам руку. И всё же не покидает ощущение, что проекту чего-то не хватает. К тому же есть проблемы с управлением и навигацией на степенях. И с оптимизацией – встречаются и вылеты, и баги с провалом под текстуры, и чрезмерно долгие загрузки. Так что пока это всё же «Проходняк», хотя отведать «Чёрный туман» все ценители мрачных игр на выживание просто обязаны.
Плюсы: густая атмосфера постоянной опасности и дефицита ресурсов; интриги в сюжете; довольно много рецептов для крафта; игра бросает вызов и держит в напряжении, заставляя исследовать каждый закуток; стильная картинка; шикарная труд с музыкой и озвучкой.
Минусы: мало интересных механик; геймплей по сравнению с оригиналом менее разнообразный; примитивная военная система; много повторов в геймплее; есть проблемы с управлением и технической реализацией.