Живо для платформы: PC

«Фрау Энгель, ищешь меня? Наоборот, дамочка. Это я тебя ищу», — заявляет американский убогий в инвалидном кресле на переполненной фашистами подводной лодке. Его тело накрыто ссадинами, из одежды на нём — трусы и халат.

Через десять минут почти все фашисты будут мертвы. «Я обуза», — без капли юмора в голосе сообщает агент Уильям Бласковиц.

Wolfenstein 2: The New Colossus обзор игры

За выполнение определённых действий Бласковиц «прокачивает» какие-то навыки. Эту «фичу» можно даже не приметить.

Колосс шутерного жанра

Вообще, обзор Wolfenstein II: The New Colossus можно было бы сделать из цитат персонажей и описания контекста их произнесения — тут события сообщают сами за себя. Вот, например, ещё случай из первой миссии.

«Ты позоришь нашу расу!» — сообщает Фрау Энгель помощнице-толстушке, съевшей недавно пирожок. Эта прожженная садистка ещё много чего успеет выдать: и спродюсировать шоу «Казнь террориста», и сеанс орального фетишизма организовать, и дать самое памятное в американском мире интервью. Но пока она попросту отрубает двум людям части тела. Мужику — длань, девушке — голову. Без цензуры.

Ужас, драма, боевик, комедия?

Уже в самом начине The New Colossus обнаруживает все те черты, которые отличают серию от заурядных шутеров. Мы соображаем, что впереди нас ожидает десяток часов зубодробительного антинацистского экшна, приправленного доведённым до абсурда геройством главного героя, необычными геймплейными подходами и очень положительной драмой, вписанной в контекст постмодернистской самоиронии.

Последнее — это когда события в созданье их участниками переживаются вполне серьёзно, но по некоторым формальным приметам, доступ к которым имеет только зритель, а не персонаж, всё разворачивающееся на экране превращается в фарс.

В этом юморе возлежит вся концепция Wolfenstein со времён The New Order. В The New Colossus у авторов совершенно тормоза отказали, и они решились соединить несоединимое: установить фашистский порядок на территории США. Нечто идейно схожее мы видели в Homefront: The Revolution. Но творцы из MachineGames мыслят куда немало концептуально, нежели коллеги из Deep Silver: The New Colossus — это творение авторское, несмотря на всю его массовость.

Wolfenstein 2: The New Colossus обзор игры

Вы догадываетесь, что сияет парню, да?

Сюжет сиквела строится вокруг деятельности подпольной организации, противостоящей порядку. Бласковиц постепенно обзаводится группой сочувствующих — толстушкой-перебежчицей, негритянкой в роли офис-менеджера, парнем с протезированной дланью… Впрочем, последний товарищ опционален: в самом начале нас принудят сделать выбор, который скажется не некоторых сюжетных подмостках и геймплейных возможностях.

Персонажи последовательно ведут свою освободительную деятельность и бьются за правое дело. Но MachineGames демонстрирует патологичность веры в существование этого «правого дела» — революционеры американским обществом единодушно сознаются террористами, они взрывают ядерные бомбы и убивают миллионы невиновных жителей, хотя игрок смотрит на всё с одной позиции. С той, с какой Бласковиц и компания — безальтернативные герои.

Такая концептуальная игра повсюду — в персонажах, диалогах, музыке, дизайне локаций. Она основывает сильнейшую эмоциональную полифонию. Мы проникаемся происходящим, становимся участниками событий — ненавидящими фашизм революционерами. Но в то же пора мы — зрители, смеющиеся надо всем этим.

Удовольствие — это топор. И фашист рядышком

Как постмодернистская история новая Wolfenstein гениальна. Как шутер она великолепна. Как стелс — чуть понемощнее. Но кому какое дело, ведь вопрос совсем в товарищем! Какие протезы получит Бласковиц вместо коляски — вот один-единственное, что заботит игрока после первой миссии.

Можно было бы попросту позволить герою ползать — он бы справился. Но это скучно. Агент обзаводится энергобронёй — чешуёй, напоминающей одёжку Железного человека или героя Dead Space. Заключительная дарует невероятные навыки: теперь Бласковиц может ходить и разбивать отдельный участки пола под собой. То есть главный герой сделался наполовину роботом. Что ж, в завоёванной немцами США с садистской женщиной во главе избавителем человечества становится киборг, обременённый экзистенциальными проблемами.

Wolfenstein 2: The New Colossus обзор игры

Здешний BFG.

Шутерная механика — старые песни о главном. Основа — классические FPS пор прошлого века, в которых нужно бегать по уровню, уничтожая орды неприятелей, собирая аптечки и патроны. Подобный «олдскул» дополнен оригинальными механиками The New Order. По умолчанию Бласковиц неприметен и может передвигаться в стелс-режиме — тихонько подкрадываясь к врагам со горбы и разрубая их на куски топором, можно значительно упростить существование и себе, и фрицам. Кстати, идеальное оружие выбрано для неприметных казней, не находите?

А если всё же руки чешутся, то постарайтесь не уложить в первую очередь офицера, заведующего отрядом фашистов на места. Тогда он успеет вызвать тревогу — экшна будет в несколько раз вяще.

Эти общие механики унаследовала и The New Colossus. Но важен контекст, какой делает шутер ещё бодрее и зрелищнее. Например, пушка «Лазергевер» — эдакая лазерная указка, какой мы в детстве баловались, только тяжелее. И когда под её лучом тают противники и стены, на душе становится так симпатично… Вообще, тяжёлое вооружение, которое можно позаимствовать у поверженных соперников, самое развеселое.

Враги, кстати, на поле боя ведут себя достойно — всегда умудряются обойти нас из-за спины, тонкотелые фрицы запрятываются за укрытиями, те, что потолще, идут на героя в лоб. Их комбинация, особенно в большенном количестве, нередко создаёт сложности. Отстреливать гадов — одно наслаждение, тушки эффектно реагируют на каждое попадание. Визуально всё выглядит сочно и ослепительно: графика в The New Colossus на высоте.

Вот такой традиционный экшн, в 2017-м году не стесняющийся раскиданных повсюду аптечек и фрицевских касок, символизирующих десять очков панцири, по красочности и динамичности ничуть не уступает последней Doom. Но в отличие от неё The New Colossus всегда вставляет в процесс свои пять копеек нарратива. Того самого, какой заставляет одновременно смеяться и плакать.

Wolfenstein 2: The New Colossus обзор игры

Каждый раз, когда в вашей существования разговор будет заходить о политике, вспоминайте эту сцену.

Башка профессора Доуэля

И каждый раз эти пять копеек — на вес золота, ибо почти все диалоги, все ролики выполнены стилистически безупречно. Буквально в любой сцене можно разглядеть какое-либо сумасбродство. Каждый персонаж великолепен в своём самоотрицании — они все и герои-революционеры, и пародии на самих себя.

Это манера какой-нибудь Saints Row. Но мастерство MachineGames отличает то, что она преподносят треш с положительной миной. Всё настолько элегантно и тонко, что веришь и сопереживаешь любой истории, каждому диалогу и персонажу — и в первую очередь трагедии Бласковица.

Ему остаётся существовать около двух недель — такова цена ношения суперкостюма. Преисполненные экзистенциальной вакуумы монологи героя, биографические эпизоды возвращения домой и мемуары о тяжёлом детстве маленького Билли вперемежку с кадрами тронутого, но сурового лица со шрамом и альфа-самцовой челюстью легко выжмут слезу.

И в эти минуты манер Бласковица кажется самым прямолинейным и прозрачным, а его история — подобный естественной и понятной. В нём нет чудачеств других персонажей — только мужество, жажда бороться за свободу и простые, искренние, человеческие чувства.

Хвалебные оды драматизму творений MachineGames улавливают лишь одну сторонку интеллектуального труда разработчиков. В Wolfenstein какой-либо моральный или эмоциональный посыл не есть самоцель. Любая идея тут существует только для того, чтобы быть разрушенной. Какой-либо маленькой деталью, движением в кадре. The New Colossus размышляет и иронизирует над всем: наш агент не заклятый неприятель фашизма, а его главный шоумен; драматический конец героя был неминуем, но вот в один момент всё меняется. Бласковиц — это Дэдпул, но, как истинный шпион, таит это.

Wolfenstein 2: The New Colossus обзор игры

Вот так с этой нацистской нечистью надо…

Господин Гитлер

Тут ты подкрадываешься к противникам не только ради того, чтобы остаться незамеченным, а чтобы услышать диалоги между ними. Два фрица уж достоверно не будут обсуждать реальные проблемы, а если и будут, то за ними наверняка спрятан какой-то перл. Так, фашисты, неделями прячущиеся в «теневой» части подлодки от нас, террористов, грезят о стейке и заявляют: «Мы подводники. Нас не сломать». То же касается и разбросанного по степеням чтива. Записок не так много, но каждую изучаешь внимательно, чтобы заметить этот вездесущий авторский смех.

На самом же деле MachineGames куда немало эпатажна, чем кажется. Разработчики могут просто взять и вделать в кадр «мультяшного» монстрика. Зачем? Они веселятся, издеваются над условностями.

Основной сюприз, на который решились создатели, во избежание спойлеров описывать не стоит. Но после него The New Colossus оп праву можно наименовать самым высокоинтеллектуальным шутером, проведшим полную деконструкцию фигуры «героя/террориста». После сюжетного финта и экшн обретает новоиспеченные грани. Свежие умения героя сами по себе плачевны — как вам суперспособность сжимать грудную клетку? Они несколько расширяют возможности перемещения по локациям, но основная их роль — в обновлённой самоидентификации главного героя. Коту под хвост летит вся трагедия, вся проблематика, весь «героизм».

Каждый видеоролик Wolfenstein II: The New Colossus поставлен изумительно. Но есть небольшая проблема: если рассчитать касательство времени непосредственного геймплея к хронометражу видеоряда, то, кажется, выйдет что-то около 3:1. Я не проверял, но уж слишком часто игровой процесс прерывается видеовставками. Желая сделаны они потрясающе, авторам всё же стоило поумерить свои режиссёрские амбиции. А может, и нет — фриц его ведает!

Wolfenstein 2: The New Colossus обзор игры

Извините за обилие скриншотов из игровых видеороликов, но ведь невозможно удержаться.

***

Wolfenstein II: The New Colossus — самый умный, экстравагантный и храбрый шутер последних лет. И не потому, что здесь обсуждаются какие-то значительные темы. Как раз наоборот — игра обращается к простейшим и понятным для любого вещам: вызывает эмоции слезоточивыми сценками и выдавливает адреналин экшном. Игрок должен мастерить то, что ему нравится, — стрелять, смеяться и сопереживать. Однако к финальным титрам у него покажется смутное ощущение, что абсурд «Колосса» — не просто креатив разработчиков. А это тот абсурд, какой неприметно живёт в самой сердцевине шутеров, игр, политики и всей нашей существования в целом.

Плюсы: концептуальный сюжет и персонажи; бодрая, ослепительная, «олдскульно»-модная шутерная механика; собранные вместе видеосцены игры могли бы притязать на «Оскар».

Минусы: не замечены.