Живо для платформы: PC
Как известно, авторы многочисленных игр про выживание частенько либо вовсе отрекаются от сюжета, либо сводят его лишь в виде фона и лишь ради квестов в духе «собери 10 слюней опоссума и укрепи ими баньку». В Smoke and Sacrifice подобных заданий тоже хватает, но сама история и атмосфера шагают далеко не фоном, а, наоборот, цементируют происходящее. Ещё бы — игра начинается с того, что основная героиня, женщина по имени Сати, приносит в жертву своего первенца…
Пошла за сыном в Нательный
Да, Smoke and Sacrifice живописует мрачный мир, в котором людьми правят суеверия, поклонения и жрецы. Но это не реалистичное Средневековье, а исключительно выдуманный мир с оттенками беспросветного сюрреализма и гротеска. Община Сати живёт на крошечном участке тучной земли посреди ледяной пустоши. Солнце погасло, кругом стелется смертоносный тёмно-синий туман, и только благодаря пылающему Солнечному Древу, заменившему собой свет угасшего солнца, община выживает. Но в мена Древу нужно приносить в жертву каждого первенца, рождающегося у кого-либо в общине, — так сообщают жрецы, которые фактически управляют людьми.
Собственно, Сати так и устроилась, когда пришла её очередь. Позже она случайно подслушала беседа жрецов, из которого следовало, что её сын, возможно, жив — его отправили в некий Нательный мир. Семь лет спустя ей представляется шанс самой отправиться туда и попытаться разыскать сына. Природно, попутно она раскроет ужасный секрет, таящийся за милостью жрецов. То, что с ними открыто не всё чисто и люди в балахонах и масках что-то скрывают, становится четко с самого начала, но тем интереснее узнать разгадку!
Мечом и сачком
Служители поклонения Солнечного Древа были, конечно, немало удивлены и раздосадованы тем фактом, что Сати как-то прошла через запечатанный портал и обнаружила Нижний мир. Но убивать её, во всяком случае разом, не стали, а предложили самой во всём разобраться и попробовать выжить.
Сделать это непросто. Летальный дым и туман тут ещё смертельнее, и на каждом шагу попадаются разные затейливые зверюшки и монстры, жаждущие нашей крови: это и больно жалящие пчелы, и какие-то слизняки и полипы, напоминающие ходячий холодец, и детёныши свинобраза (чушки, стреляющей иголками из своей шерсти), и ужасные летающие мыши, и, разумеется, огромные «боссы». И много кто ещё. Что интересно, мир вокруг живёт своей житием — зачастую можно увидеть, как какие-нибудь пчёлы атакуют огромного свинобраза. А после собрать трофеи с его трупа и сдать квест на его убийство в ближайшей деревне.
Некоторых врагов можно достать только установленным типом оружия.
Впрочем, это, конечно, исключение. Выживать доводится самой, не особо полагаясь на чью-то помощь. Для этого, как обитает, нужно собирать ресурсы и мастерить полезные предметы. Это не лишь оружие, броня, разные виды бомб, яств и зелий, но и немного тривиальные вещи, вроде фонаря из цветка, рассеивающего летальный дым, или сачка, которым нужно ловить летающих жуков и светлячков (они используются во немало рецептах и чертежах).
Для создания некоторых продвинутых предметов необходим верстак, для приготовления зелий и свиных отбивных или животворящих супчиков, возрождающих здоровье и увеличивающих защиту, — котёл. Но многие предметы разрешают мастерить на ходу, а для ремонта и улучшения экипировки верстак не необходим.
Не ест, не спит, не пьёт, но всё равно живёт
Главное для Сати — вечно иметь при себе фонарь, чтобы рассеивать смертельный дым. Если его нет, можно использовать особую энергию света для освещения линии, но она быстро заканчивается и вообще предназначена для применения особых умений вроде защитного щита, целиком блокирующего урон. Многие чертежи записаны на камнях — чтобы их обнаружить и запомнить, нужно использовать специальную жидкость.
Собственно, на этом механика выживания в Smoke and Sacrifice заканчивается. Сати не бедствует во сне, она не голодает (еда лишь даёт временные усиления или восстанавливает здоровье), не мучается от жажды, не заболевает, если съест или выпьет что-то не то, не сходит с ума в тьме, как герои Don’t Starve, с которой часто сравнивают Smoke and Sacrifice. Протагонистке не необходимо строить и укреплять убежище и отражать по ночам атаки монстров. Подневольность от температуры воздуха и природных условий реализована тоже простенько: если, так, девушка окажется в ледяной пустоши, то не сможет ходить, пока игрок не изготовит и не наденет на неё особую тёплую обувь.
Начало игры не только интригует, но и запугивает.
Задания и квесты выдержаны в традициях игр про собирательство, но это и логично, учитывая жанровую направление Smoke and Sacrifice. Логика примерно следующая. Чтобы разузнать новую порцию информации о сыне, нужно поговорить с таким-то человеком в такой-то деревне, а чтобы добраться до неё, необходимо преодолеть такие-то препятствия — для этого понадобятся ледяные бомбы. Сейчас иди и собери ингредиенты для их создания. И мне парочку бомб заодно принеси…
Дама, которая побьёт
И всё же играть, несмотря на примитивность механики (по сравнению с кой-какими другими представительницами того же жанра), интересно. Слишком уж стильно игра выглядит, чересчур уж интересный гротескный мир придумали авторы. А главное, история про жрецов и утерянного когда-то давно сына не на шутку увлекает — даже с несложными по своему устройству квестами следить за приключениями Сати охота до конца, пока не узнаешь всю правду.
К тому же отсутствие подневольности от сна и еды или необходимости строить убежище не означает, что играть и выживать тут легковесно. Сати — девушка очень хрупкая, убивают её достаточно скоро. Причём не только враги, но и болота, снега или раскалённый от трудящихся печей пол. Боевая система проста, но эффектна и во многом строится на уклонениях. Чертежей немало, но ингредиентов и материалов всегда на что-то не хватает — как и специальных жетонов, за какие можно активировать телепорты для перемещения между локациями и покупать здоровые зелья. Экипировка быстро приходит в негодность, ингредиенты — портятся. Итого этого достаточно, чтобы игра бросала вам вызов и всегда держала в тонусе.
Сати может носить на голове шапки, сделанные из её неприятелей.
***
Кажется, в Smoke and Sacrifice многого не хватает — зависимости от сна и голодания, укрепления убежища, опыта и прокачки. Зато в сюжете тут есть крепкая интрига, в игровом мире — собственный колорит и гротеск, а в геймплее — динамика, масса разных врагов, чертежей и действительно серьёзных вызовов. Так что со Smoke and Sacrifice стоит ознакомиться всем ценителям мрачных писанных приключений.
Плюсы: достаточно интересная история со своей интригой; колоритный сеттинг; динамичный игровой процесс; стильная картинка; атмосферные звук и музыка.
Минусы: в основе своей игровой процесс довольно прост и однообразен, и в нём не хватает многих стандартных для жанра элементов.