Многие из вас наверняка уже слышали суждение критиков о том, что Sniper Elite: Resistance — это по большому счёту дополнение к пятой части, а не новая игра в серии. Но значит ли это, что резаться в «Сопротивление» неинтересно или нет смысла?
Немного ностальгии
Sniper Elite занимает особое место в моём сердце, потому что одна из первых моих отзывов на игры была посвящена именно этому экшену и появилась на StopGame.ru в далёком 2005 году. Давать ссылку на этот текст несколько опрометчиво, но познавательно и здорово. Во-первых, Андрей Маковеев не только получит новые поводы для издевательств над старым, больным человеком, но ещё и убедится, что мои нынешние скобки в текстах — это цветочки по сравнению с полётом думы 20-летней давности (хотя стоит признать, что мысли эти местами были весьма интересными и лихо закрученными; я даже с изумлением обнаружил, что когда-то так писал!).
Во-вторых, вы поймёте, насколько восхищён я был фирменной фишкой игры — режимом “слоумо”, медлительно показывающим полёт пули, поражающей вражеские органы, — и как в то же время понимал, сколь вторичной во многих иных аспектах была Sniper Elite.
Во второй части серии уже появился фирменный “рентген”.
Тот факт, что мою рецензию опубликовали на StopGame.ru, видимо произвёл на меня такое мощное впечатление, что у меня сложилось чудовищно обманчивое, подкреплённое старческим маразмом убеждение — именно я писал на сайте чуть ли не про все доли Sniper Elite. Так я и заявил на редакционном собрании, когда просил на рецензию Resistance. Робкие попытки коллег возразить, что про заключительные выпуски серии писали они, а не я, благодаря моей наглости и проблемам с памятью были проигнорированы. И я теперь должен покаяться и извиниться — я строчил только про первую часть 20 лет назад, а в пятую даже не играл толком.
Но на самом деле, как оказалось, для обозрения Sniper Elite: Resistance всё это только к лучшему. Потому что если бы я играл в последние выпуски и писал про них, то рецензия на «Сопротивление» свелась бы к одному предложению: «Под обликом новой игры нам продали обрубок старой, поэтому „Проходняк”». А теперь, скажем так, можно написать с другой позиции и чуть подетальнее.

Так X-Ray работает в Sniper Elite: Resistance.
Всё ещё лучшая игра про снайперов
Конечно, перед тем как приступать к «Сопротивлению», я познакомился с пятой долей и даже оживил воспоминания о четвёртой, поэтому вынужден признать — с технической точки зрения Resistance выглядит как комплект дополнительных миссий к Sniper Elite 5. Их тут тоже девять, а основным местом действия снова стала Франция пор Второй мировой, где мы в роли элитного снайпера сотрудничаем с Сопротивлением и всячески саботируем зловещие планы нацистов. Лишь тут в главной роли не Карл Фэйрбёрн, пытающийся сорвать проект по созданию невидимых подлодок для третьего рейха, а его напарник по кооперативным порядкам из прошлых выпусков Гарри Хоукер.
Гарри тоже агент Управления специальных операций (SOE) и тоже саботирует планы фашистов и помешивает им создать химическое оружие. Особой харизмой и проработкой характера он, как, впрочем, и Карл, не блещет, а постановка, ролики и лицевая анимация, разумеется, не впечатляют. Для меня это никогда не было проблемой — Sniper Elite всегда была игрой не про сюжет, а про разлетающиеся в рапиде вражьи мозги, и все события и персонажи тут служат лишь поводом для того, чтобы снова зафиксировать голову очередного нациста в перекрестии прицела.

Ладно, ещё одинешенек кровожадный кадр — очень уж колоритно получилось.
И все возможности для увлечённой снайперской стрельбы здесь есть — не больше, но и не меньше, чем в пятой доли. Карты, быть может, не такие крупные, но тоже весьма просторные, и уже на первой, на дамбе, мы сталкиваемся с необходимостью при пальбе делать поправки на ветер и гравитацию. Кажется, авторы специально дали дамбу первым уровнем, чтобы разом впечатлить нас, — в дальнейшем такие ситуации возникают куда реже.

Вот тут нам подсказывают, как полетит пуля. Но так играть неинтересно, потому я сразу отключил помощь.
И всё же вы всегда можете включить максимальный, реалистичный уровень сложности, отключить всякую поддержка, в том числе при задержке дыхания, и хотя бы отдалённо почувствовать себя настоящим снайпером. Или, наоборот, отключить тот же ветер и максимально облегчить себе существование — игра в этом смысле очень демократична, и это прекрасно!
К тому же в «Сопротивлении» появился режим «Испытание пропагандой» (для открытия миссий оттуда доводится искать особые плакаты на уровнях), где нужно за отведённое время убить как можно больше врагов либо в стелсе, либо из снайперской винтовки. И вот там разом и всегда всё серьёзно — приходится постоянно делать поправки на ветер и учитывать баллистику.

На этой позиции точно придётся учитывать вихрь.
Всё так же радует возможность маскировать выстрелы звуками окружающей среды, когда пролетают самолёты или, например, гремит грохот. Необходимость постоянно менять позицию (на уровнях почти нет высоты, где мы бы чувствовали себя в безопасности), подбирать винтовку и иное снаряжение для миссии, а также модифицировать его перед началом или во время задания — всё это тоже идёт игре в плюс.
Как строчил Алексей Лихачёв
в обзоре четвёртой части, если играть на высших уровнях сложности, то всё это имеет значение. Когда выбираете между немало тихой и более шумной, но убойной винтовкой, а потом решаете, стоит ли на более тихую ставить модификацию, какая повышает урон, но также увеличивает отдачу или снижает темп стрельбы, — это всё влияет на геймплей. Всё то же самое относится к пистолету и пистолету-пулемёту — тут задействуются все три облика оружия, да и гранаты с минами полезны. Ну и в целом выбор снаряжения на высших уровнях сложности — дело ответственное.

Рослый уровень уровней
Но, пожалуй, главное впечатление от игры — это не снайперская стрельба и даже не жестокие демонстрации раздробленных черепов в порядке X-Ray, который всё так же прекрасен, но быстро надоедает (благо, как и раньше, его частоту можно снизить, в том числе до нуля), а то, как крутые и нелинейные здесь уровни.
Это же почти иммерсивная песочница, где практически всегда можно подобраться к цели различными способами — через условный или буквальный главный вход, через чёрный, через крышу, по тоннелям, а кое-где мы пролазим сквозь узкие проёмы. Всегда есть соблазн устроить тир с господствующей высоты, рискуя поднять тревогу, чтобы после уже включить Рэмбо, или же действовать максимально скрытно. Благо тут полно возможностей для отвлечения врагов — не только с помощью кинутых бутылок, но и посредством мини-диверсий и ловушек, когда мы включаем граммофоны, отключаем питание, запускаем генераторы и так далее. Кроме того, можно не оттаскивать вырубленных или уложенных врагов, а оставлять их на виду, предварительно заминировав.

Поэтому, кстати, в соответствии с выбранным стилем всегда имеет смысл и то, какие боеприпасы вы используете — более громкие и убойные или дозвуковые, тихие. Можно и вовсе разыгрывать из себя добряка и применять лишь несмертельные патроны, оглушая врагов, — это, как и многое другое, скажется на итоговом рейтинге. Как и в пятой части, возможность хватать с собой дополнительные особые боеприпасы для разных видов оружия мы открываем за счёт прокачки одной из трёх веток умений.
Мишени тоже можно устранять разными способами — выстрелом в голову, в бензобак стоящей рядом машины, в крюк, удерживающий груз над башкой фрица. Или, так, можно подложить крысу-бомбу рядом с офицером, который как раз ненавидит грызунов. Практически в каждой миссии помимо основных заданий нас вечно попросят в качестве побочной услуги устранить особо важную цель — или как получится или каким-то особым способом. Выполнение таких заданий, как правило, ещё и обнаруживает новые виды оружия.

И это далеко не вся программа развлечений на сегодня.
Особенно показательна в плане вариативности дополнительная миссия «Свет, камера, ACHTUNG!», где нам выпадает шанс уложить Гитлера, приехавшего на съёмки пропагандистского ролика. Можно просто поймать гада в перекрестие прицела, можно использовать яд или организовать диверсию на студии. И это ещё не все варианты. Тут важно вовремя найти документы, из которых мы узнаем, где планирует побывать фюрер.
Вообще, исследовать степени — крайне полезно. Так можно найти не только обходные пути, но и верстаки, ящики и сейфы со снаряжением, ломики для вскрытия тех же ящиков или ключи от сейфов. А ещё можно отыскать коллекционные предметы, письма, плакаты для режима «Испытание пропагандой» и секретные документы, открывающие дополнительные цели на степени.

Интересно, почему в миссии про убийство Гитлера нам почти сразу подбрасывают противотанковое ружьё?..
В каждой миссии утилитарны всегда возникают побочные задания — и не только на убийство. Увидели немецкую подлодку, и вас попросят уничтожить её, а потом вы отыщете документы, из которых станет ясно, как лучше всего этого сделать, — или придётся догадываться самому. Побежали в эту, а не в иную точку эвакуации и именно там натолкнулись на грузовики с партией химического оружия — возникнет задание на их уничтожение. Хотя никто не помешает разом смыться с уровня.
Программа развлечений не ограничивается одиночной кампанией и «Испытанием пропагандой»: как и в пятой части, есть ещё кооператив, порядки «Выживание» и «Вторжение». В «Выживании» нужно одному или вместе с друзьями защищать свою базу, используя всё доступное вооружение, вводя фаустпатроны. А во «Вторжении» вы можете оказаться в роли жертвы, если в вашу сессию вторгнется другой игрок и начнёт охоту на вас, — вот тут начинаются натуральные снайперские дуэли!

Сдюжить в «Выживании» непросто.
Меня во всём этом периодически раздражали разве что заскоки вражьего ИИ, когда противники не замечают героя в метре от себя или, например, застывают на месте, если в них кинули гранату.

Ау, я тут!
Вы можете произнести, что всё это — и плохое, и хорошее — было в пятой части. Действительно, помимо новых миссий и режима испытаний добавили лишь новые виды оружия, да ещё появилось больше свободы при модификации стволов. Sniper Elite: Resistance нельзя наименовать полноценной новой игрой. Но те, кто не играл в Sniper Elite 5 или соскучился по тем же ощущениям за три года, прошедшие после релиза заключительнее части, получат удовольствие от Resistance. Тем более что хороших стелс-экшенов сейчас мало, не говоря уже про игры о снайперах. Это не отменяет того факта, что разработчики топчутся на пункте, но меня во время игры это совершенно не тревожило.
Плюсы: увлекательный геймплей, совмещающий снайперскую стрельбу, стелс и экшен; шикарные по дизайну нелинейные степени; суровый и интересный новый режим «Испытание пропагандой»; новые виды оружия.
Минусы: иногда ИИ тупит; немного новшеств по сравнению со Sniper Elite 5; уровни стали меньше по сравнению с пятой частью; графика будто чуть ухудшилась.