Живо для платформы: PS4

Shenmue I & II — не полноценные ремастеры и не ремейки. Это те же игры, но с поддержкой позволения 16:9. Какие-то незначительные нововведения в этих версиях можно увидать, но в целом проекты практически ничем не отличаются от того, что немало лет назад выходило на Dreamcast. И для кого-то это станет огромным плюсом (в том числе для ностальгирующих фанатов), а кого-то отпугнёт — после нынешних игр, с маркерами, подробно расписанными квестами и RPG-элементами, полноценно насладиться историей юноши по имени Рё может быть непросто.

[embedded content]

Лучше не опаздывать

По удобопонятным причинам первая часть сохранилась хуже второй, но даже ныне легко понять, за что эта серия так полюбилась множеству игроков. Одна из основных её особенностей заключается в том, что открытый мир здесь живёт своей житием. Магазины открываются днём и закрываются вечером, торгаши ранним поутру медленно подходят к своим ларькам и встают около них, таблички на дверях сменяются в подневольности от часов работы каждого конкретного заведения. Даже автобусы ездят по расписанию, какое висит на остановке.

Но в оригинальной Shenmue никак нельзя перемотать пора, и этот недостаток трудно игнорировать. Простой пример. Вас попросили вернуться в лавка в начале следующего дня, чтобы встретиться с каким-то человеком, и вы отправились домой почивать. Наутро проснулись, пошли в нужное место, обменялись с собеседником четой фраз, а он рекомендует пообщаться с другим персонажем. Но тот появляется в городе лишь ближней к ночи и сидит в баре, других способов поговорить с ним нет. Надо либо стоять на пункте около получаса, либо убивать время в аркадных машинах или заниматься чем-то ещё.

И это можно считать как серьёзным недочётом, так и весомым совершенством. В современных играх мы бегаем от точки к точке или берём автомашина и не стоим на остановках в ожидании автобусов. А здесь — виртуальная житье, необходимость почувствовать себя горожанином, а не слоняющимся от одного маркера к иному болванчиком. Тут редко дают чёткие указания, все свои шаги Рё вписывает в блокноте, почти после каждого абзаца используя новоиспеченную страницу, и даже мини-карты нет. Для фанатов Yakuza последнее наверняка не будет проблемой — если Камурочо они запомнили как свои пять перстов, то в куда более мелких локациях ориентироваться начнут ещё скорее.

Shenmue I & II обзор игры

Бедняги ещё не знают, что связались со знатоком единоборств.

О Yakuza во пора прохождения Shenmue вспоминаешь постоянно, но на самом деле всеобщего между ними очень мало. Приключения Кирю переполнены трагедией, разговорами на повышенных тонах, абсурдными драками с размахивающим велосипедами основным героем, смешными побочными заданиями с нелепыми ситуациями. Shenmue же гораздо приземлённее — она повествует о жизни простого парня, отец которого умирает у него на дланях после визита загадочного мужчины. И после этого Рё Хадзуки пускается мстить, но доберётся он до обидчика далеко не сразу.

Ни для кого не секрет, что история Shenmue не была закончена. Её созидатель Ю Судзуки (Yu Suzuki) планировал растянуть сюжет на несколько игр, но из-за гигантского по тем порам бюджета и незавидной судьбы Sega Dreamcast о Рё пришлось позабыть почти на два десятка лет. Но даже с учётом этого следить за событиями что в первой доли, что во второй увлекательно. Если сам Рё далеко не такой харизматичный, как Кадзума Кирю, то обитатели посещаемых им районов оказываются приятными собеседниками. То бабушка попросит отыскать дом, потому что плохо видит, то парню нужно помочь поправить вывеску, какая постоянно криво висит. Вечно танцующий и нелепо выглядящий продавец хот-догов Том тоже запоминается надолго.

Несложный житель

В отличие от «Якудзы», здесь нет необходимости драться с хулиганами на любом шагу, зато нужно много общаться с жителями и выуживать информацию. В первой доли в диалогах отсутствует возможность выбора реплик — Рё лишь подходит в любому горожанину и задаёт ему вопрос в зависимости от своей следующей мишени. И собеседник может просто назвать улицу или заведение, предлагая вам самостоятельно разыскивать конкретное место. Фанаты серии легко во всём этом разберутся, а новеньким желательно сразу понять, что быстро здесь ничего не выходит. Если не сверяться с прохождением, то бегать от одного человека к иному, изучать вывески и запоминать названия придётся часто.

Shenmue I & II обзор игры

Столь меланхоличная игра не могла стать без идущего пару раз в неделю дождя.

И в этом прелесть Shenmue — иных подобных приключений практически нет. Она не предлагает огромное разнообразие мини-игр с хостесс-барами и караоке, но способы рассеяться в ней есть. И в классическую Space Harrier зачастую играешь не потому, что захотелось, а потому, что надо чем-то себя взять в ожидании вечера.

Мини-игр довольно много — помимо древних релизов Sega (доля из которых встречается и в Yakuza) можно испытать удачу в машинах с игрушками, сыграть партию в дартс или в QTE Title, где необходимо вовремя налегать на показанные на экране кнопки. А можно заняться исследованием окружения и наткнуться на какого-то увлекательного персонажа и выполнить чьё-то поручение.

Если в Yakuza многие проблемы решаются кулаками, то Рё вступать в схватки придётся будет редко. Зачастую экшен-сцены сопровождаются QTE — Shenmue стала одной из первых игр, в каких эта механика вплетена в повествование. Для удобства все кнопки были перерисованы, а если вы промахнулись и нажали на X вместо «круга», игра даст ещё один шанс. Но одними лишь QTE дело не ограничивается — порой герою придётся демонстрировать своё владение боевыми искусствами, используя несколько многообразных приёмов и изучая новые по мере прохождения. Если вы играли в Virtua Fighter, то образцово понимаете, как здесь выглядят драки. Они не самые зрелищные, но и не вылиты на сражения беспомощных «деревяшек».

Shenmue I & II обзор игры

Видеоролики во второй части выглядят так, и их никак не изменить.

Сохранение из первой доли предлагают перенести во вторую — в таком случае изученные зачисления, заработанные деньги и пара других бонусов станут доступны в сиквеле. В продолжении разработчики привнесли несколько важных изменений, в том числе дали возможность обзавестись картой любого региона, на которой даже позволяют ставить метки. А основное, отныне можно перематывать время, чего порой так не хватало в предшественнице.

Масштабы тоже изменились — локации сделались значительно крупнее, а потому и развлечений здесь больше. Одна из моих излюбленных мини-игр называется Lucky Hit — в ней вертикально поставленная доска усыпана булавками, и возложенный сверху шарик должен упасть либо в выигрышную, либо в проигрышную ячею, отскакивая от булавок в разные стороны во время падения. Рё, какой по приезде в Гонконг лишится всех своих денег, придётся разыскивать работу и таскать ящики или помогать торговцам. Shenmue II осталась таким же меланхоличным симулятором существования, как и первая часть, предложив в то же время более динамичные экшен-эпизоды. И отколоться от неё так же трудно.

Несмотря на преклонный возраст, выглядят обе Shenmue достойно. Sega не сделалась перерисовывать текстуры и модели, но это и к лучшему — игры не растеряли своего шарма. Ролики воспроизводятся с рамками, причём в первой доли они видны лишь по бокам, а во второй расположены со всех сторонок. Зато во время игрового процесса никаких рамок нет. Кадровую частоту тоже не изменили — по техническим винам 30 fps придётся наблюдать даже владельцам персональных компьютеров. Интерфейс был перерисован, шрифты легковесно читаются, а загрузки происходят практически мгновенно, о чём владельцы Dreamcast могли лишь грезить. Вдобавок сохраняться можно в любой момент — через меню.

А вот над звуком Sega вообще никак не поработала — диалоги как бывальщины записаны в жутком качестве в оригинальных версиях, так и остались приглушёнными. Невозможно сказать, что это слишком уж портит впечатление, но каждая произнесённая реплика напоминает о году этих игр. Зато управление слегка улучшили — оно по-прежнему «танковое» и вдали не такое удобное, как в Yakuza, но терпимое.

Shenmue I & II обзор игры

Лучше не огорчать старца и согласиться на предложение выучить приём.

***

Переиздания Shenmue на живых платформах — лучший способ познакомиться с классическими приключениями, влюбившими в себя миллионы фанатов. Во многом игры остались архаичными, и вдали не каждый современный пользователь сможет закрыть глаза на их недостачи. Но в них нет ничего такого, что было бы невозможно пережить, зато есть примечательная история, ни с чем не сравнимая атмосфера и во многом уникальный геймплей. Да и общенародные умельцы наверняка поправят какие-то недочёты PC-версии — им этим заниматься не впервой. Желая и в нынешнем виде обе Shenmue способны подарить десятки незабвенных часов.

Плюсы: внимание к деталям и проработка виртуальных вселенных не перестают удивлять даже сегодня; уникальная атмосфера и геймплей, у какого практически нет аналогов; поддержка широкоформатных разрешений и другие симпатичные нововведения, в том числе возможность сохраняться в любой момент.

Минусы: графика, что ни сообщай, выглядит порой слишком несовременно; жуткое качество звука; в первой доли не хватает возможности перематывать время.