Игры по мотивам созданий Говарда Лавкрафта выходят не так уж редко. Однако действительно достойные упоминания великого мастера можно пересчитать по перстам. Некоторые разработчики ссылаются на творчество писателя лишь косвенно. Другие выбирают жанры, совершенно не подходящие духу его созданий, заставляя геймеров толпами отстреливать рыболюдей и прочую нечисть. Очень сложно создать аутентичную игру про типического лавкрафтовского героя, чаще всего предпочитающего смиренное ожидание неминуемого конца. Да ещё и не скатываясь в симулятор ходьбы без геймплея. Вылито, в российской студии solarsuit.games где-то отыскали запретную книгу знаний с тайной формулой успеха — оказывается, на атмосферу культовых рассказов идеально ложатся механики из  Papers, Please.

Сияние извне

Удивительное свечение, вредящее рассудку людей и выводящее из строя технику, охватывает Новую Англию. Простой портовый трудяга Джон, покинув жену с дочкой на материке, по воле начальства отправляется на крохотный островок с говорящим названием Аутсмут, чтобы восстановить труд давно заброшенного маяка. Дело в том, что привычная спутниковая навигация больше не функционирует, а ориентирование по звёздам невозможно из-за вездесущего морока. Новоиспеченный смотритель — единственный, кто способен провести корабли в точку назначения. Всего протагониста ожидает 15 ночных смен наедине с радиоприёмником, бланками маршрутов и ужасом неизведанного.

Поначалу, отправляя корабля в те или иные пункты, Джон будет влиять на судьбу лишь конкретных персонажей. Однако с каждым днём сюжет сделается всё больше вовлекать в происходящее самого героя, его семью и, конечно, древние таинственные сущности. Ближе к концу игры вам предстоит ряд значительных решений, касающихся как маршрутов судов, так и реплик в диалогах с NPC. Всё это приведёт к одной из восьми небезынтересных концовок (включая одну негласную).

Вопреки канонам жанра, герой не всегда находится в полном одиночестве. Иногда смотритель общается по радиосвязи со своим шефом, капитанами кораблей и иными героями. Кроме того, зачастую в поисках нужной волны Джон попадает на случайных людей, новостные каналы или удивительные абстрактные монологи, словно прорывающиеся из другой реальности. Радиоэфир, как и вся игра, полнится жуткими отсылками к творчеству Лавкрафта и его последователей. Помимо «Тени над Иннсмутом» и «Призыва Ктулху» нашлось место «Твари на пороге», «Шепчущему во тьме» и другим важным произведениям.

Порой, правда, разработчики перебарщивают с референсами на отвлечённые темы. Отсылки, так, к Сироте Кос из  Bloodborne или к фильму «Маяк» кажутся вполне уместными, но зачем несколько раз упоминать  Cyberpunk 2077 — непонятно. Представляется, авторы прошлись по самой грани: ещё немного такого постмодернистского контента, и это сказалось бы на атмосфере хоррора не в лучшую сторонку.

Static Dread: The Lighthouse: Обзор лавкрафтовского симулятора смотрителя маяка

Ещё в дверь маяка время от времени стучат разные люди (и не только). Некоторые из них ищут приюта, другие предлагают что-нибудь у них обзавестись, а третьи приходят попросту перекинуться словцом. Яркие нежданные гости насыщают сюжет деталями, поэтому рекомендую не отрекаться от общения с ними. Тем более что так вы рискуете пропустить часть контента и побочных мини-квестов.

Тень над Аутсмутом

Авторы  Static Dread: The Lighthouse ни капли не таят, что основная механика игры взята из симулятора пограничника Papers, Please. Но если в инди 2013 года вы принимали решение, впустить человека в страну или нет, то в хорроре solarsuit.games выбираем, по какому маршруту провести просящий о помощи корабль. Первым делом необходимо снестись с ним, крутя мышкой ручку приёмника, пока не найдёте нужную частоту. Затем можете расспросить командира корабли, чтобы понять, с кем имеете дело и куда экипаж хочет попасть.

Перед каждой сменой шеф будет высылать вам бюллетень с нормативами. Так, сегодня гражданские суда с правильно оформленными документами нужно вести в Блэкфорт, а подозрительные — в пункт береговой охраны. Однако никто не помешивает вопреки инструкциям отправить безобидный корабль в лапы древнего зловещего существа или на минное поле (в таком случае вас оштрафуют). Ну или, навыворот, сопроводить судно отрицательного персонажа в безопасный порт.

Постепенно директивы усложняются: Джон будет сравнивать позывные бортов с бюллетенем, соотносить отстой кораблей с глубиной местности и изучать сделанные экипажем фотографии на предмет странностей. Кроме того, побочные персонажи начнут мешаться в эфир и навязывать вам свои предложения по маршрутам.

Static Dread: The Lighthouse: Обзор лавкрафтовского симулятора смотрителя маяка

В отличие от пограничника из Papers, Please, смотрителю дозволяется вставать с пролетария места. Более того, ему необходимо следить за маяком: в случае неисправности заново включать антенну, генератор, само путеводное конструкция, а также его поворотный механизм наверху. Ещё Джон может обустраивать жилище, развешивая уже имеющиеся и приобретённые у посетителей полотна.

Но самое главное, что необходимо делать смотрителю, — бороться с тьмой. Во-первых, нужно постоянно стирать удивительные красные надписи, периодически появляющиеся в разных местах маяка. Во-вторых, потребуется включать свет, когда он будет вдруг гаснуть, а также вешать обратно свалившиеся с потолка лампы. Если в помещении некоторое время будет беспросветно, то из пола вырастут жуткие щупальца, которые можно уничтожить светом фонаря. Чем дольше Джон находится во мраке и глядит на потусторонних тварей, тем сильнее падает показатель его рассудка. Если он снизится до нуля, тьма предложит отдать ей одного из гостей маяка. Откажетесь или не будет доступной жертвы — смотритель помрёт, а смену придётся начать заново. То же самое произойдёт, если Джон заснёт на рабочем месте.

Всего у основного героя три показателя: рассудок, усталость и скорость перемещения. Чтобы восстановить уровень каждого из них, необходимо съесть подходящий расходник. Еду можно приобрести у некоторых персонажей за заработанные на сменах деньги. Кроме того, у незваных гостей попадаются особые объекты вроде кофейника или удочки. С последней связана механика ловли рыбы, впрочем реализована она примитивно, а тратить пора на неё необязательно — дефицита ресурсов практически не возникает.

Разнообразят геймплей и небольшие головоломки. Иногда они представлены в виде несложных point and click задачек с последующей мини-игрой, где нужно вовремя нажимать клавиши. Есть квесты посложнее — с изучением писулек и, например, поиском и расстановкой предметов в определённом порядке. Один из таких пазлов необходимо решить, чтобы выйти на негласную концовку.

Static Dread: The Lighthouse: Обзор лавкрафтовского симулятора смотрителя маяка

В целом геймплей хорошо работает на сюжет и атмосферу, не перетягивая одеяло на себя. Причём это касается как составления маршрутов, так и гуляний по «дому с привидениями». Конечно, ближе к концу в сотый раз крутить ручку приёмника и стирать надписи немного докучает, но, едва игровой процесс начинает наскучивать, вас настигают финальные титры.

Картинка в старой книге

Атмосфера в Static Dread — ключевой элемент, вяжущий сюжет и геймплей. Графика хоть и довольно скромная, зато отлично стилизованная. Помещения маяка напоминают о  Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, а арты в кат-сценах и диалогах вполне вышли бы за иллюстрации к сборнику рассказов легендарного затворника из Провиденса.

Больше всего удивляют, казалось бы, простые, но тонкие решения. Так, в одну из ночей, крутя ручку приёмника, я начал замечать, что после ударов молний за окном мелькают едва-едва заметные тени жутких существ. Кроме того, прогуливаясь по холлу маяка, стоит иногда отдёргивать занавески, чтобы оценить степень нарастающей опасности: то странные животные обступят башню, то у величественной статуи посреди деревни вдруг загорятся очи. Потустороннее сияние разработчики изобразили неоновым свечением, сильно контрастирующим с мрачно-болотными основными тонами. Кажется, авторы глядели «Цвет из иных миров» 2019 года с Николасом Кейджем, где подобное решение тоже выглядело уместно.

Для хоррора, разумеется, очень важен звук, и он не подкачал. Дарк-эмбиент с индустриальными нотками постоянно щекочет нервы, заставляя гадать, что мы сейчас на самом деле слышим: окружение или всё-таки музыку. Значительные для геймплея звуки вроде падения лампы, отключения генератора или стука в дверь вы постепенно сможете выделять из мрачной какофонии.

The Lighthouse не наименуешь очень уж страшной, но подобные детали создают атмосферу обречённости и трепета перед могущественными древними силами, а также крепко нагнетают саспенс. Добавим к этому недурственный сюжет с разными концовками, а также усовершенствованные механики Papers, Please — и получим утилитарны идеальную игру по Лавкрафту.

Не хочется ругать с такой любовью сделанное произведение, но всё же без минусов не обошлось. Помимо излишнего монотонности механик вроде удаления картинок, в последней трети игры исчерпываются диалоги с поселившимися на маяке персонажами. Случайные извещения по радио под конец тоже повторяются, что, наверное, неизбежно, учитывая сколько приходится гонять частоты туда-сюда. Порой досаждают баги, особенно в ситуациях, когда подолгу не получается взаимодействовать с предметом. Кто-то назовёт проблемой невысокую сложность, но, по-моему, это позволило сделать вящий акцент на сюжете и атмосфере.

 Static Dread: The Lighthouse — достойный последователь Papers, Please и отличная игра по Лавкрафту. Симулятор смотрителя маяка предлагает добротный сюжет, неплохо вписанный в сеттинг геймплей и тягучую атмосферу произведений мастера космического ужаса. А высокая реиграбельность и приятный ценник позволяют затворить глаза на немногочисленные минусы.

Плюсы: уникальная атмосфера произведений Лавкрафта; механики  Papers, Please идеально пришлись к сеттингу; интригующий сюжет; яркие персонажи; сложные решения, влияющие на повествование; реиграбельность; аутентичные картинка и саундтрек.

Минусы: баги; монотонность механик ближе к концу чуть утомляет; хотелось бы больше реакций побочных персонажей на происходящее в заключительной трети.

Оценка игры