Живо для платформы:
В суматохе боя немудрено забыть укрыть прибывшее подкрепление в ближайшем лесу или застройке. Отличная цель для вражеской авиации и артиллерии.
Живо для платформы:
В суматохе боя немудрено забыть укрыть прибывшее подкрепление в ближайшем лесу или застройке. Отличная цель для вражеской авиации и артиллерии.
Для игры про Вторую мировую войну трудно отыскать более избитую тему, чем операция «Оверлорд» — открытие союзниками «Второго фронта» в Западной Европе. С легковесной руки Стивена Спилберга (Steven Spielberg) и Тома Хэнкса (Tom Hanks), красочно показавших в «Избавить рядового Райана» и «Братьях по оружию» тяжёлые бои за побережье Нормандии, «День Д» так приглянулся разработчикам, что воевать на зоне высадки «Омаха» или штурмовать береговой городок Сен-Ло приходилось едва ли не в каждом боевике, отданном Второй мировой. Впрочем, стратегии тоже не отставали.
Steel Division целиком посвящена сражениям на северо-западном побережье Франции. В отличие от Wargame, где число доступных для отыгрыша наций к выходу третьей части разрослось до пристойных размеров (если учитывать DLC), тут действующих лиц будет куда меньше. Оно и удобопонятно, учитывая те рамки, которые были заданы выбором сеттинга. Но и тут разработчики смогли немного разнообразить выбор: если на сторонке Оси пока лишь немецкие войска, то вот у Союзников доступна не лишь американская армия, но и британцы, французы, канадцы и даже поляки.
Как и в Wargame (от сравнений с предыдущими проектами Eugen Systems никуда не деться), подготовка к бою начинается задолго до того, как прозвучат первые выстрелы. Для основы необходимо собрать свой отряд (по старой памяти пуще используется слово «колода», или deck), принадлежащий к той или иной реально воевавшей в Нормандии дивизии. Есть знаменитые «Кричащие орлы» — 101-я воздушно-десантная, есть 12-я танковая дивизия СС «Гитлерюгенд» и масса других, вплоть до экзотики вроде упоминавшихся уже поляков.
«Юниты», входящие в отряд, могут относиться только к одной дивизии. Это накладывает определённый отпечаток на выбор грядущей стратегии в бою — дивизии случаются воздушно-десантные, пехотные, механизированные и танковые. Разработчики ненавязчиво подают понять, что необходимо собирать узкоспециализированные «колоды» — если механизированные и пехотные дивизии ещё подают какое-то пространство для манёвра, то танковые и десантные такой гибкости себе позволить не могут. Потому ими играть удобнее в связке с другими дивизиями, а исход сражений одинешенек на один будет большей частью зависеть от того, «повезёт» ли вам с соперником.
Заниматься составлением оптимальной «колоды» можно часами, не переставая вносить коррективы после любого боя.
В свою очередь, каждый отряд разделён на несколько родов армий: разведка, пехота, танки, поддержка, антитанки, ПВО, артиллерия и авиация. При составлении «колоды» вытекает помнить об одной из важных особенностей Steel Division: бой тут разделён на три фазы — военная разведка, стычка и битва. Первые две продолжаются по десять минут каждая, а последняя идёт до конца сражения. Ежеминутный прирост очков, за какие можно вызывать подкрепления, зависит и от дивизии, находящейся под управлением игрока, и от того, какая собственно фаза боя сейчас происходит. Кроме того, все боевые колы также разделены на три подгруппы — А, B и C. Если «юнитов» со значком А можно возбуждать в любой момент (хватало бы очков), то подкрепления вида B — начиная со другой фазы, а С — уже во время завершающей стадии сражения.
Наконец, очки подкрепления капают сами по себе, самостоятельно от того, контролирует игрок определённую местность или нет, — сражений за заранее отмеченные картоделом зоны, в отличие от Wargame, тут не будет. Для победы необходимо контролировать вящую часть всей карты, а не какие-то абстрактные области. Всё это приводит к тому, что отброшенный на отправные рубежи противник имеет все шансы повернуть ход событий в свою прок — хватило бы времени.
Во время первой же схватки по Сети замечаешь, что бои за ключевые районы карты, на самом деле, никуда не делись, но теперь местопребывание этих «зон особого внимания» обусловлено не решением разработчиков, а тактической обстановкой и поступками сторон в конкретном случае. В прошлом бою эти два домика в чистом поле остались незамеченными, а сейчас на них придерживается вся линия фронта — именно там засел пулемётный расчёт, не подпускающий вражью пехоту к пушкам, замаскированным в лесочке неподалёку. Разбитая взлётно-посадочная полоса вечно простреливалась пушками и танками, но сейчас противник внезапно смог прочертить через неё значительные силы, прикрываясь дымовой завесой…
Никогда не ведаешь, за что придётся сражаться в этот раз, отвоёвывая себе удобную позицию для обороны или штурмы. Небольшая высотка или перекрёсток, грунтовка в лесу или знаменитые французские кустарники, ссаженные длинными линиями, — любой объект может оказать значительнейшее влияние на ход схватки.
Всё это мало того что повышает разнообразие сражений, так ещё и способствует большему погружению в атмосферу упорных июньских сражений 1944-го. Для охотников представить себя одним из командиров войск Союзников или Вермахта, бесспорно, куда приятнее осознавать, что враг безуспешно пытается штурмом взять небольшой городок собственно потому. что вы решили сделать его опорным пунктом, а вовсе не из-за жажды картодела, решившего, что тут самое место для зоны, приносящей победные очки.
Как правило, на бой лучше глядеть с высоты птичьего полёта даже в таких небольших схватках двое на двое.
Очередное отличие от Wargame — это появление на карте черты фронта. Местность разделена надвое в зависимости от местонахождения ваших и вражьих войск. Если вы контролируете большую часть карты, то вам начисляются победные очки, в противном же случае в счёте прибавляет неприятель. Но это далеко не единственное её предназначение. Окружённое пехотное подразделение, очутившееся за линией фронта, может сделать «Гитлер капут!» и в целом составе попасть в плен, если рядом окажется боеспособный отряд противника. Впрочем, присутствие поблизости командирских «юнитов» сдаться не позволяет, но последних обыкновенно не так много, как хотелось бы.
Приятно, что теперь легко понять, где есть враг, — даже если непосредственно противника не видать, изгиб линии фронта прозрачно намекает на то, что вот тут точно некто есть. Не без исключений — подразделения, относящиеся к разведке, могут беспрепятственно быть в тылу врага, оставаясь незамеченными и никак не влияя на злосчастную искривленную, что делит карту на две части.
Стоит соображать, что Steel Division ориентирована в первую очередь на мультиплеер. Нет, тут есть одиночные кампании в числе трёх штук, но они нужны не более чем для спокойного вхождения в игру новеньких и довольно сильно отличаются от сетевых баталий. В миссиях кампании задания, как правило, подкидывают по ходу сражения, есть возможность задерживать время (что очень пригодится новичкам), а вот в мультиплеере игрока разом же бросают в бой, дав всего пару минут на расстановку «юнитов» и обдумывание тактики.
Масштабы сражений на любой вкус — от скорых боёв один на один до эпических десять на десять. Впрочем, такое мы уже видали в Wargame, и этим заядлых стратегов, знакомых с серией, достоверно не удивишь. Благодаря делению на фазы геймплей стал несколько непредсказуемым: так, играя за пехотную дивизию против танковой, можно в дебюте буквально закидывать противника недорогим «мясом», но если он продержится до третьей фазы, где в ход пойдёт его основной козырь — тяжёлые танки, то любителям «зерграша» точно не поздоровится. Подобная острая смена обстановки, переходы от атаки к обороне — обычное дело, учитывая разнообразность «колод» и возможностей их применения.
«Если нас окружили, то мы можем надвигаться в любом направлении!» Десантники в SD, судя по всему, хорошо ведают этот военный анекдот — у подразделений ВДВ нет штрафа к морали при нахождении за чертой фронта.
Бич всех подобных стратегий — излишний микроконтроль в Steel Division тоже присутствует. Увлёкшись стратегическим планированием, легковесно прозевать какой-нибудь одинокий танчик, прорвавшийся к артиллерийским позициям, или налёт вражьей авиации. С другой стороны, уделять внимание каждому «юниту» в отдельности тоже не выйдет — доводится чем-то жертвовать. Если Eugen Systems и хотела отыскать золотую середину, то у неё это пока не получилось: бои, особенно поначалу, выматывают не на шутку.
Усугубляет поза и далеко не самый дружелюбный интерфейс. С различного рода оповещениями совершенно беда: они вроде бы и есть, но сделаны на редкость бестолково. Так, понять, что у вас уничтожен важный «юнит», можно разве что невзначай. Остаётся лишь надеяться на собственную память. К чему это приводит в крупных сражениях, удобопонятно без лишних слов: голова пухнет в том числе и от постоянных попыток вычесть в голове информацию вроде «Я точно отправлял сюда чету пушек? Если да, то где они? Кем-то уничтожены? Как?». Пока разбираешься с этими злосчастными пушками, неприятель уже прорывается на другом фланге. И паузу, в отличие от одиночной игры, включить не выйдет.
Понятно, что эти неудобства покажутся смешными ветеранам серии, но если вы новенький в подобных стратегиях, то воевать с живым противником будет ой как непросто. Полюбоваться красочными ландшафтами Нормандии практически некогда, хотя, если приглядеться, красивости эти уже не так впечатляют, как во времена European Escalation. Движок IRISZOOM по-прежнему позволяет одним движением спуститься с небосводов на землю, перейдя с обзора всей карты на вид у самой поверхности, но то, что достойно выглядело пять лет назад, сейчас вряд ли кого-то удивит.
Не помогают малоопытным командирам и технические проблемы, без каких тут тоже не обошлось. Постоянная рассинхронизация, внезапные отключения игроков во пора сражения (что понятным образом сказывается на его исходе), очень нервирующие звуковые проблемы… Остаётся надеяться, что это типичные «детские заболевания» свежего релиза, которые оперативно вылечат. Даже присутствие небольшой, но верной когорты поклонников не оправдывает халтурное касательство к некоторым деталям разработки. Человеческий интерфейс в серии ожидает своего часа по сей поры — и не факт, что дождётся.
Посылать танки по пути без пехотного прикрытия было большой ошибкой.
***
Steel Division, несмотря на «попсовость» тематики, всё-таки создана «для продолжающих». Спозаранку или поздно сюда переберётся основная масса поклонников Red Dragon, потому новичкам ещё долго придётся чувствовать себя не в своей тарелке — сложно воевать на равновеликих с теми, кто уже с пяток лет занимается чем-то подобным. Тем не менее, как было произнесено в самом начале, это далеко не та Wargame, к которой привыкли ветераны серии, — французы не напугались сделать новую игру, не ограничившись банальными косметическими изменениями.
Плюсы: разнообразность боевых ситуаций; возможность составления «колод» для отыгрыша оригинальной стратегии; обилие «юнитов» и карт; реалистичные ландшафты; влияние местности на геймплей.
Минусы: технические проблемы; непрерывные и слишком резкие переходы от микроконтроля к стратегическому планированию и назад; довольно высокий порог вхождения.