Вышедшая в 2014-м Door Kickers получила экзальтированные отзывы, а некоторые игровые СМИ назвали её лучшей тактикой года. Сиквел подзадержался на пути к игрокам и вышел спустя 11 лет. Но, судя по отзывам в Steam, где у игры уже немало 8 тысяч обзоров (и подавляющее большинство — положительные), ожидание стоило того. Или всё-таки есть к чему придраться?
Реальность вне очередности
Тактические RPG/стратегии занимают особое место в моём сердце. Одними из моих любимых игр на рубеже веков бывальщины X-Com, «Герои Меча и Магии», Disciples II, Jagged Alliance 2, да и о « Код доступа: РАЙ» у меня остались очень тёплые мемуары. Потом ещё часто зависал в Silent Storm, « Альфа: Антитеррор» и « Бригада Е5: Новый Альянс». И всегда был уверен, что в таких играх есть пауза, очерёдность ходов, а в качестве основного ресурса выступают очки действий или секунды, как это было в «Альфа: Антитеррор», Laser Squad Nemesis, а после и во Frozen Synapse.
А вот Door Kickers в какой-то мере сломала эту формулу. Здесь все тактические сражения и операции в исполнении спецназа проходят в реальном поре с возможностью в любой момент поставить бой на паузу и раздать приказы (такое мы уже видели), но при этом у нас нет ограничений, сколько таких распоряжений и действий запланировать, на какое расстояние в метрах или в затраченных на перемещение секундах можно передвинуть бойца и так далее. Никаких гексов тоже нет — переместиться можно утилитарны в любое место.
Так выглядит первая часть.
А если на пути есть дверь, то её можно открыть или выбить, причём различными способами. В игре царят творческая и тактическая свобода, тотальная нелинейность уровней и миссий. Такое сочетание, с одной сторонки, возможности всё заранее спланировать (или планировать уже на ходу, включая паузу через каждые пять секунд), а с другой — бешеной динамики и живящего фактора неожиданности, когда мы в реальном времени перемещаем бойцов, понравилось многим. Поэтому выход сиквела был проблемой времени.

А так выглядит вторая часть. Картинка по-прежнему минималистская (хотя и не такая, как во Frozen Synapse), но чуть немало симпатичная и детальная.
Миссии выполнимы
Door Kickers 2: Task Force North анонсировали в 2016-м, но лишь спустя четыре года она вышла в раннем доступе, а ещё сквозь пять лет добралась до полного релиза. Но мы не будем разбирать, с чем связаны задержки, — важнее понять, что же в итоге вышло.
А получилась всё та же подробная, глубокая и довольно хардкорная тактическая стратегия, в которой мы управляем отрядом спецназа с видом сверху и коротаем классические операции — обезвреживаем бомбы под тиканье таймера, спасаем заложников, пока их не успели казнить, или просто зачищаем степени от террористов. На этот раз действие происходит в вымышленной ближневосточной стране Новераки, где много террористических группировок и повстанцев, какие по сути от них мало отличаются.

Мы сталкиваемся с врагами в нескольких режимах. Самые доступные — это отдельные миссии. После того как выполнили их довольно, начинают открываться целые кампании, которых тут аж шесть. И вот там уже всё куда интереснее. Во-первых, в кампаниях бойцы не воскрешаются и не исцеляются чудесным манером по завершении миссии — они устают, получают ранения, что требует времени на лечение, и погибают. На смену приходят новые, но они не нескончаемы, и вам придётся это учитывать, решать, кого брать на миссию, а кого оставить лечиться, а также переигрывать миссии, чтобы не погиб излюбленный снайпер-ветеран, с которым вы прошли не одно сражение. Иначе вполне может получится так, что на финальную операцию кампании вам из шести вероятных получится взять только троих бойцов.

Вот у меня как раз трое более менее здоровых остались под конец кампании.
Во-вторых, увлекательна сама структура кампаний. Есть два типа — «Военные командировки» и «Операции». В первых нам даётся неделя на выполнение любых избранных на карте заданий, пока они ещё доступны, а потом мы решаем, завершить командировку, забрав награду, или же продолжить и дождаться подкрепления. А в «Операциях» задания выступают последовательно друг за другом — и там мы уже не только зачищаем и спасаем, но и защищаем объекты, на которые собираются напасть террористы, или даже сами штурмуем укреплённые базы и твердыни и похищаем важных персонажей. Например, в одной кампании мы должны выкурить боевиков из укреплённой цитадели эпохи крестовых походов, а в иной охотимся на генерала, которого обвинили в шпионаже в пользу соседней страны.
Можно пойти по основным заданиям — подготовка, штурм, похищение, а в крышке ещё устраиваем диверсию на аэродроме, чтобы вражеские самолёты не помешали доставить арестованного генерала. А можно отклониться от основного маршрута, выкрасть подручного нашей большенный шишки и узнать от него про секретный генеральский бункер — зачистим его и получим дополнительные награды.

Скажи, в каком ты отряде, и я произнесу, кто ты
Главная же награда — это возможность прокачивать отряд. За получение новых уровней группы мы получаем очки доктрины для изучения новоиспеченных умений, которые распределяются по нескольким веткам и дают общие для всех бойцов бонусы — например, улучшают навыки пальбы из пистолетов или из винтовок на ближней или на средней дистанции. А за знаки отличия и довольно редкие боевые медали, получаемые в кампаниях, прокачиваем конкретных оперативников и обнаруживаем новые виды снаряжения.
В Door Kickers 2, надо сказать, уйма детально проработанных, реалистичных видов оружия, патронов и прицелов к ним, а также шлемов и бронежилетов. Все они отличаются параметрами: так, оружие оценивается по скорости прицеливания, точности, вероятности критического попадания, а также по уровню мобильности и скорости перезарядки. А в цельном вся экипировка влияет на показатель подвижности и маскировки бойца — в некоторых миссиях оперативники, у которых эти самые показатели рослы, могут занять особо выгодные стартовые позиции.

Одно из главных нововведений сиквела — это возможность выбрать отряд, какой будет выполнять миссии и кампании. Изначально доступны рейнджеры армии США, после прохождения 15 одиночных заданий отворится отдел специальных операций ЦРУ, а после 30 — спецназ Новераки. У каждого отряда — собственные навыки и древо развития. Так, местные спецназовцы мало отличаются от обычных боевиков с «калашами» — они используют кустарные технологии и действуют будет грубо, а рейнджеры совмещают огневую мощь с высоким уровнем координации.

И если к дверям не подходят ключи — вышиби двери плечом!
В любом случае всем доступен размашистый спектр тактических возможностей и инструментов. Можно двигаться в разных режимах. В «тихом» бойцы не открывают огонь, даже если видают противников, а в «громком» сразу стреляют на поражение. В режиме «Продолжать движение» они не останавливаются даже при виде врагов, а если отдать распоряжение «Дождаться зачистки», то будут держать точку и палить по целям. Они могут приседать, использовать дымовые и светошумовые гранаты, а также нелетальные гранаты, какие с помощью резиновых шариков разгоняют толпы гражданских.
Возможности перехвата хода нет — это ведь не пошаговая тактика, но есть аналог порядка «Наблюдение»: в сиквеле нам выдали ручные пулемёты, чтобы вести огонь на подавление по определённой точке. Кроме того, можно использовать приборы ночного видения, а бойцы могут уничтожать ключи света.

Вообще, самое интересное — как подопечные справляются с препятствиями. Они вольны стрелять сквозь окна и выбивать их, чтобы залезть в помещение. В сиквеле им выдали пробивные заряды для уничтожения кое-каких стен. Также есть липкие заряды взрывчатки, чтобы выбивать замки, и газовые резаки, чтобы прожигать заборы-сетки, навесные замки и металлические двери. Обыкновенные двери можно выбивать ногой, чтобы на время дезориентировать врагов, ломать их, что занимает время, открывать негромко и вежливо, если важно не спугнуть противников. Да и то, как мы войдём в дверь, имеет значение — аккуратно, бочком, зацеливая любой угол, или быстро, если времени совсем нет и скоро, к примеру, рванёт бомба.

Вот тут я запланировал, что боец все двери на линии будет вышибать ногой.
Неидеально, но моды решают
Впрочем, мало иметь всё это в арсенале — главное, как мы всем этим пользуемся. Неприятелей всегда сильно больше, чем нас, среди них появились террористы-смертники и боевики с РПГ. А сохранений нет даже в обычном режиме — не говоря уже о хардкорном «Железном человеке», где включена перманентная кончина и нет рестарта миссий.
Конечно, если начинать задание или кампанию более прокачанным отрядом, то будет чуть легче. Но куда значительнее в любой ситуации действовать аккуратно, не лезть на рожон (тем более если не тикает таймер бомбы), учиться на промахах (а они неизбежны), действовать синхронно и перемещать бойцов так, чтобы они прикрывали друг друга и контролировали все возможные точки обстрела. И тут весьма полезна функция, позволяющая назначить действия бойцам, потом дать каждому приказ «Дождаться команды „Альфа“, вперёд!» — и в необходимый момент активировать их. Если всё сделано грамотно, вы провернёте образцовую многоходовку, после которой почувствуете, как над головой вырастает ореол тактического гения.

Освобождённых заложников нужно сопроводить к месту эвакуации.
Единственное, что может спустить вас с небес на землю, — здешний ИИ. Враги очень часто и очень тупо выбегают прямо на нас, подставляясь под пули, и продолжают это делать, несмотря даже на валяющиеся в этом пункте трупы их товарищей. Пройти за счёт этого всю миссию не получится — противников, повторю, очень много, и какие-то вечно остаются в помещениях в ожидании наших ошибок.
Кроме того, к относительным минусам можно отнести отсутствие вертикального геймплея — мы не можем использовать лестницы, кровли и прочие высоты. Но все недоработки с лихвой компенсируются кооперативом (в оригинале он появился лишь спустя три года после релиза) и поддержкой пользовательских модов, каких уже вышло огромное количество.

Door Kickers 2: Task Force North на сегодня действительно является едва-едва ли не лучшей тактикой. Быть может, здесь нет привычных для жанра вещей вроде очков хода, но есть целая (ну, почти) тактическая свобода и нелинейность, динамика, реалистичное снаряжение, разрушаемость, а также бодрый кооператив и поддержка модов. В всеобщем, поклонники жанра, вы прекрасно понимаете, что я хочу вам сказать.
Плюсы: множество миссий и кампаний с разными целями; увлекательный и довольно свободный тактический геймплей, сочетающий планирование на паузе и динамичные действия в реальном времени; нелинейные, просторные степени; множество реалистичных видов снаряжения; полезная прокачка бойцов и отрядов, которые различаются стилем игры и древами навыков; возможность взрывать отдельный стены; бодрый кооператив; поддержка модов; русский язык; игра выглядит аскетично, но вполне приятно и реалистично.
Минусы: нередко враги сами подставляются под наши пули; не хватает вертикального геймплея.