Упс, какая встреча!
А когда оттуда, из океанской тьмы, показываются агрессивные медузы, рыболюды и прочие монстры или когда мы, так, натыкаемся на странные алтари, храмы и разодранные трупы с вывернутыми кишками и ритуальными ножами в грудной клетке, – начинаешь соображать, почему подводники от увиденного могут сойти с ума.
Это ещё не самое страшное, что тут придётся увидеть.
Кроме того, всё это сопровождается неплохо написанными текстами, выдержанными в духе Лавкрафта.
Даже описаниями монстров можно зачитываться.
Это чей-то зов, мне пред ним не устоять…
Впрочем, основным образом в Stirring Abyss нам предстоит всё же не читать, а сражаться и выживать. Геймплей при этом, как и в XCOM, разделён на две части – стратегическую и тактическую, на места. Подлодка «Салем» – это наша почти «икскомовская» база. Здесь нужно откачивать воду из разных отсеков, починять их и потом превращать в полезные строения. Это могут быть лазарет, тренировочные комнаты, кают-компания, склад и комната передышки, где можно слушать музыку и приводить в порядок нервишки членов экипажа (они могут терять очки рассудка и после выходить из-под контроля, нападая своих). Правда, на всё это нужны и ресурсы, и энергия подлодки.
Там же, на «Салеме», мы крафтим амуниция из собранного хлама, выбираем, кого взять на миссию, экипируем подводников, решаем, на какую миссию дальше отправиться, или же позволяем команде передохнуть, восстановив часть здоровья. Правда, в последнем случае есть риск, что увеличится «уровень порчи» – чем он рослее, тем сильнее становятся враги, чаще появляются странные, неестественные существа, тем безумнее происходящее вокруг и в головах подводников.
Сканируя округи, можно находить дополнительные миссии, связанные в основном с поиском ресурсов.
А мои глаза лезут из орбит, страшен в зеркале мой вид!
Прямо же на местности мы перемещаемся в пошаговом режиме, сражаемся, собираем ресурсы, изучаем убитых монстров и выполняем задания, помогающие продвинуться по сюжету. Военная система в Stirring Abyss вроде бы простенькая. Тут нет укрытий, возможности использовать высоты, включать «овервотч». Мы просто используем обыкновенные и особые атаки, применяем предметы из инвентаря, включаем защитные стойки. Бойцы бывают лишь трёх классов, а с получением степеней мы выбираем, какие характеристики им повысить и какие активные умения выучить.
У каждого есть ещё уникальные черты нрава. Садист вот восстанавливает очки рассудка, когда убивает.
Но есть и свои нюансы. Так, подводника за особый ресурс позволяют подвергнуть мутациям на выбор – отрастить ему огромное щупальце, чтобы он им сильно сжимал и притягивал врагов к себе (истина, в этом случае персонаж не сможет использовать гарпун), или изменить мозг так, что боец будет возвращать противникам доля полученного урона.
Кроме того, важно использовать ресурс «Пункты воззвания» для совершения особых действий – включить неуязвимость на одинешенек ход, телепортироваться на другую клетку, резко увеличить точность или «запретить» выбранному персонажу нападать на своих в приступе безумия. Истина, пунктов воззвания мало, а их запас един для всей команды – нужно очень точечно их применять.
То, как сильно мутировали ваши подводники, повлияет на игру.
Из заключительных сил что-то пробовал…
Выживать в Stirring Abyss непросто по нескольким причинам. Соперников, как правило, больше, и поначалу мы попросту не знаем, чего от них ждать, – а монстры могут, например, взрываться, нанося урон всем вокруг, или захватывать и помещать подводников в кокон. Являются и боссы.
При виде такого точно с ума сойдёшь.
Бывает, нам нужно что-то деактивировать, пока со всех сторон хворостина чудища.
В подобных ситуациях иногда помогает найденное снаряжение вроде турелей.
Ситуация осложняется тем, что у подводников узок запас кислорода – важно искать его источники на дне или же крафтить и таскать с собой баллоны. А тут ещё и приступы безумия, и тот факт, что павших коллег уже не реанимировать – они уходят навеки.
К тому же на борту «Салема» постоянно ощущается дефицит энергии, которая тратится на кучу важных действий и на стратегической карте, и на тактической места (например, на использование прожектора и сканирование дна в поисках врагов и ресурсов). Соответственно, надо правильно этой энергией распоряжаться, чтобы не остаться в ситуации, когда для прокачки команды позарез необходимо отремонтировать кают-компанию, а ресурсов на это нет.
Даже на обычном уровне сложности частенько приходится переигрывать, загружать сохранения и разламывать голову, как же выжить в той или иной непростой ситуации.
Спокойно пополнить запас кислорода не дадут.
***
Stirring Abyss подлинно увлекательная тактическая RPG, которая отлично передаёт фирменную лавкрафтовскую атмосферу напряжения, страха и приближающегося безумия. А повышенная сложность эти ощущения лишь усиливает.
Плюсы: сюжет и тексты; атмосфера; геймплей, сочетающий XCOM-традиции c фирменным лавкрафтовским безумием, с хардкором, мистикой и мутациями; симпатичная картинка; уместная музыка.
Минусы: местами игре не хватает разнообразия и масштаба, а также некоторых «икскомовских» возможностей в тактической системе.