Свято пункт пусто не бывает. Не успела закрыться по собственному желанию немецкая студия Mimimi Games, подарившая нам Desperados III и иные отличные тактические стратегии а-ля Commandos, как им на смену уже пришла команда Artificer с тактикой Sumerian Six. Или сравнивать эту игру с лучшими представителями жанра всё-таки преувеличение?
Паранормальные учёные против демонов-нацистов
Сюжет Sumerian Six обыгрывает историю о том, что нацисты из «Аненербе» тайком разрабатывали супероружие, используя знания древних шумеров. В данном случае этим занимается учёный-злодей Ханс Каммлер, пытаясь подчинить загадочную и крайне опасную материю под названием Гайстштофф.
Программа приключений соответствующая — играя за членов спецотряда «Энигма», мы зачищаем скрытые лаборатории, лицом к лицу сталкиваемся с демонами и прочими агрессивными плодами нацистских экспериментов, изучаем древние святилища и фрески, работаем под прикрытием и крадём у немецких учёных экспериментальные технологии, срываем тайные ритуалы и всячески саботируем их труд. Члены «Энигмы» — тоже учёные, способные использовать экспериментальные технологии, а также мистические и прочие нестандартные способности.
Авторы Sumerian Six, как и Mimimi в своих проектах, пришлись к сюжету творчески. В нём есть неожиданные повороты, полёты на мотоцикле через порталы и встречи с теми, кого охота пристрелить, пока он не становится союзником. А интриги связаны не только с погоней за коварным учёным-нацистом, но и с отношениями между персонажами. Сценаристы Artificer пять проработали характеры. У каждого тут своя история, но особенно интересно, что в составе отряда «Энигма» есть брат и сестра, Сид и Изабелла, а после к ним присоединяется их отец Алистер — и мы видим, что отношения между ними не самые простые. Показывают это довольно тонко, репликами, покачиванием башки во время сценок или внезапными вспышками агрессии — тем интереснее узнать, что же там скрывается в их прошлом.
На уровнях много кат-сцен.
Я был медведем, проблем не ведал
Впрочем, для стелс-тактики важнее уникальные способности персонажей. И тут Sumerian Six одновременно удивляет и нет. Здесь используются практически все привычные для жанра архетипы. Есть хрупкая девица, умеющая на время становиться невидимой, и сильный мужчина, способный переносить и бросать тяжёлые предметы и устранять бронированных неприятелей, которые неуязвимы к обычным атакам со спины; есть стрелок с пистолетами, снайпер и специалистка по ядам. Не хватает неужели что соблазнительницы.
Все они умеют прятаться в кустах, убивать со спины, перетаскивать и прятать тела и так или иначе отвлекать/привлекать неприятелей — свистом, броском бутылки, газовой смесью, заставляющей противников на время покинуть позицию, или световой вспышкой.
Все также могут закатываться в дома.
Удивляет то, как обыгрываются некоторые роли. Сильный мужчина становится таковым, когда превращается в медведя (частично это можно назвать отсылкой к такому же силачу Гектору из Desperados III, влюблённому в большой медвежий капкан). Снайпер тут играет незначительную роль, появляется только во второй половине и вместо снайперской винтовки использует бесшумный арбалет. А кроме того, умеет принимать иллюзорный образ, чтобы отвлекать или пугать врагов.
Хватает нестандартных способностей и у других персонажей. Отравительница может удалённо оглушать и прикреплять к неприятелям бомбу, чтобы дистанционно взрывать их. Медведь-оборотень бросает взрывающиеся бочки, влетает в толпу и разрывает всех четой ударов, а в человеческом облике (можно в любой момент переключаться между личинами) отлично стреляет из автомата. Алистер устанавливает трамплин, задавая место, куда улетит наступивший на него враг (лучше, конечно, в кусты, чтобы спрятать тело).
Но самые увлекательные способности с точки зрения тактического геймплея у Сида и Изабеллы. Девушка-невидимка может поменяться местами с противником, истина оба на время будут оглушены. А её брат способен вселяться в нацистов — противника он не контролирует, тот продолжает идти по своему маршруту, а Сид в его теле перемещается по локации и разыскивает подходящее место, чтобы вылезти, без лишних свидетелей убить гада и добраться до нужной точки. Отчасти это вариации вылитых способностей из других игр, но именно в таком исполнении я подобного ещё не видел.
Некоторые персонажи во второй половине игры получают новоиспеченные способности — тот же Сид сможет создавать своего призрака, чтобы мгновенно убивать двух противников.
Можно также использовать вышины и прыгать оттуда на врагов, но не все девушки в отряде это умеют.
Тактическая свобода
Такое изобилие умений позволяет нелинейно устранять нацистов и выполнять задачи на вящих, подробно детализированных уровнях. Конечно, когда по сюжету мы играем лишь за парочку персонажей из всего списка или вовсе за кого-то одного, то выбор узок. Но и в этих случаях практически всегда есть возможность действовать скрытно или более агрессивно, подрывая противников и в отворённую паля из оружия (так быстрее, но прибежит подкрепление).
За это ничего особо страшного нам не сделают — просто в течение некоторого поре нужно пересидеть в кустах или в других местах, где можно прятаться, пока враги не перестанут прочёсывать округу. Ну и мы завалим одно из дополнительных испытаний.
Даже на нормальной сложности трудно пройти миссию не поднимая тревогу. Её продолжительность можно сжать, если сломать источник вызыва подкреплений.
Когда персонажей под контролем больше (ещё лучше, если доступны все), то и тактика куда многообразнее. Добраться до нескольких удалённых врагов с помощью Сида или прикрепить к патрулю бомбу? Заманить противника на трамплин Алистера или поменяться с ним пунктами и убрать оглушённого нациста? Конечно, рано или поздно появляются любимчики.
Видов врагов в Sumerian Six не то чтобы весьма много, но есть действительно интересные. Панцервольфы устойчивы к атакам со спины. Есть демоны, которых не обманешь невидимостью и не уложишь в открытом бою — приходится использовать дальнобойное оружие или атаковать со спины и только в определённые промежутки, когда они становятся ранимы. А скелеты в плаще вовсе ни на что не ведутся и не умирают, пока они подключены к контейнерам с гайстштоффом.
Устранять таких тварей особенно сложно — необходимо действовать максимально слаженно. Пока один отключает контейнер под носом у нацистов, второй должен уничтожить преходяще оглушённого врага.
В сложных ситуациях полезно использовать окружение — например, пускать ток через лужу, подрывать огнеопасные контейнеры и обрушивать на башки нацистам тяжёлые предметы.
Но самое эффективное — почти одновременно использовать способности всех персонажей. Ставим игру на паузу, раздаём распоряжения и потом смотрим, что получится. А получаются довольно быстрые и зрелищные комбинации.
Пространства для оттачивания приёмов достаточно. Миссий итого 10, но, как правило, уровни очень большие. А дополнительный стимул обшаривать их — возможность найти улучшения для способностей различных персонажей. Кроме того, нелишним будет опыт, полученный за выполнение побочных заданий — нужно что-то украсть или собрать (например, чертежи и материалы для исследований).
Хорошо, но неидеально
Как видите, сравнивать Sumerian Six с работами Mimimi Games немало чем уместно. Тем более учитывая шикарное аудиовизуальное исполнение — это красивая, отлично озвученная игра. Другое дело, что сравнение всё равновелико будет не в пользу творения студии Artificer.
Выглядит игра, конечно, здорово.
Прежде всего это касается ИИ. Природно, в таких играх враги то и дело в упор не видят, что творится совсем рядом с ними. Такое и в Desperados III случалось, но в Sumerian Six случаются совсем уж вопиющие ситуации — за пределами своего конуса зрения противники отказываются на что-либо реагировать. Так, вы использует бесшумный арбалет, а убитый из него враг орёт на весь уровень, но никому до этого нет дела — между тем в Desperados III патрульные реагировали даже на кудахтанье встревоженных кур.
А во пора тревоги нацисты начнут проверять кусты, только если заметили до этого там что-то подозрительное. А так ну удобные кустики, ну и ладно. Желая это не отменяет высокой сложности игры. Она достигается в том числе ограничением патронов и зарядов некоторых способностей, а также обилием противников, какие зачастую просто перекрывают конусами зрения все проходы.
Даже оказавшегося на виду героя нацисты обнаруживают с заминкой.
Персонажи и их способности в Sumerian Six яркие, но всё же не сравнятся с Shadow Gambit: The Cursed Crew, где мы могли стрелять друзьями из корабельной пушки и растить кусты с помощью женщины-овоща. А в Desperados III больше нелинейности на уровнях-песочницах. В Sumerian Six тоже бывают ситуации, когда мы решаем, так, с какого офицера снять квестовый ключик, но их меньше, чем хотелось бы. И всё, как правило, ограничивается выбором методов устранения преград на линейном пути к цели.
Наконец, в творении Artificer встречаются баги. Может пропасть ящик с гайстштоффом, какой нужно украсть по дополнительному заданию. Ещё тут есть зоны, где не действуют многие экспериментальные способности членов отряда «Энигма», и у меня бывальщины случаи, когда они оставались недоступны даже после того, как я уничтожал генераторы блокирующего поля. Ещё не всегда спокойно пользоваться тактической паузой — особенно на мышке.
Перед каждой миссией нам дают подробный брифинг.
У Sumerian Six есть проблемы, и она уступает лучшим представителям жанра. Но уступает совершенно немного. Поэтому скажу банальную вещь — ценители тактик просто не имеют права пропускать игру. Представляется, у Mimimi Games появились если не полноценные преемники, то старательные ученики.
Плюсы: неплохой сюжет с яркими персонажами, у каких непростые взаимоотношения; компетентный тактический геймплей с возможностью использовать нетривиальные умения; большие, интерактивные уровни с побочными активностями; игра выглядит и звучит весьма качественно.
Минусы: слабый ИИ врагов; хотелось бы больше полноценной иммерсивности на уровнях; есть технические огрехи и проблемы с управлением.