Выход клона  Splatoon было проблемой времени, и спустя почти девять лет он появился — и не от абы кого, а от Square Enix. Попытки этого издателя влиться в индустрию мультиплеерных забав были не очень успешными, если не считать MMO вроде  Final Fantasy XIV, — сразу вспоминается  Babylon’s Fall, просуществовавшая меньше года. На сей раз компания постаралась не повторять старых ошибок:  Foamstars продают за полцены, а подписчикам PlayStation Plus её и вовсе раздают бесплатно. Вот только поможет ли это проекту?

Злобные зверята

Мы переносимся в город Баф-Вегас (Bath Vegas), в середине которого расположен элитный комплекс, где проводятся необычные соревнования. Участники делятся на группы, берут в руки оружие, бьющее пеной, и сражаются друг с другом. Если в Splatoon главной целью было закрасить как можно большую территорию краской своего краски, то в Foamstars это на победу не влияет — здесь необходимо именно устранять оппонентов. Хотя покрывать своей пеной пол тоже значительно, но об этом позже.

От подобных игр не ожидаешь глубокого лора, однако авторы всё же решили немного рассказать о вселенной с поддержкой сюжетных миссий. Правда, проходить их нет желания. У каждого персонажа есть по три миссии, в которых вы защищаете пригород Баф-Вегаса от нападения зверят (их так и именуют — beasties), пытающихся уничтожить энергетические ядра. Вылазки проходят по одному сценарию: вы попадаете на арену и отстреливаетесь от неприятелей, которые даже близко не помогут подобраться к ядрам — устраняешь их гораздо быстрее.

Довольно быстро понимаешь, что это не полноценные миссии, а оригинальное обучение — в каждом задании вам рассказывают об одной из способностей выбранного персонажа. Здесь стараются создавать ситуации, в каких эти умения пригодятся, но проходить миссии можно и обычной стрельбой — противники тупые и опасности не представляют. Сам по себе геймплей унылый, а к нему добавляются мощно затянутые видеоролики с диалогами, которые не получается ни ускорить, ни пропустить. Биографии персонажей не очень интересны (даже несмотря на присутствие среди них девушки, выращенной пингвинами), поэтому после прохождения миссий за одного персонажа на остальные тратить пора не хочется.

Помимо сюжетных миссий есть кооперативные вылазки для отрядов из четырёх игроков — система автоматически подбирает команды, если вы запускаете порядок в одиночку. Суть меняется незначительно: вы по-прежнему отбиваетесь от волн врагов, не позволяя им добраться до ядра, только сейчас волн десять, и в перерывах между ними вы выбираете временные улучшения вроде ускоренной стрельбы или бонусных способностей. Забавное забава на несколько минут, но надолго задерживаться здесь нет смысла — геймплей такой же скучный, награды того не стоят, да и сделаться лучше в PvP этот режим никак не поможет. Вдобавок каждый раз, когда я пытался в него поиграть, я сталкивался с жуткими лагами, из-за каких попадать по кому-либо было трудно.

Foamstars: Обзор пенного экшена в духе Splatoon

Пенная вечеринка

Однако миссии — не главное в Foamstars; даже в меню они не на первой строчке. Прежде итого важен мультиплеер, предлагающий три режима:

  • Smash The Star — своеобразный командный бой. Два отряда по четыре человека должны отнять оппонентов семи «жизней», после чего один из врагов становится звёздным игроком. Если его победить, матч завершится.

  • Rubber Duck Party — что-то вроде «Напора» из  Overwatch 2. В центре карты появляется большая резиновая утка, которую команды сопровождают к своим базам. Если подняться на утку и потанцевать, её скорость увеличится, но танцующий игрок становится беззащитен и легко может погибнуть.
  • Happy Bath Survival — расшибленный на раунды командный бой, в котором на небольшой арене сражаются по два игрока из каждой группы. Проигравшая парочка сменяется двумя иными игроками и уходит за пределы арены, где может помогать товарищам.

Какой режим ни возьми, основная механика всюду одна: пушки у всех персонажей стреляют пеной, которая не только ранит врагов, но и оседает на земле и подаёт преимущества. Нажатием на специальную кнопку игрок призывает доску для сёрфинга, на которой можно быстро кататься по пене своего краски. Это позволяет и ловко маневрировать, уворачиваясь от вражеских снарядов, и догонять раненые цели. Когда у противника не остаётся «существований», он оказывается заточён в пенный шар и очень медленно катится по земле — достаточно пнуть его, стоя на доске, и вам засчитают смертоубийство. Точно так же спасаешь своих товарищей.

Оружие у героев различается. Кто-то стреляет из двух автоматических пистолетов, у кого-то есть пулемёт, у кого-то — что-то вроде шотгана, спускающего несколько крупных клочков пены, быстро падающих на землю. При стрельбе из пушки Тоникс нужно удерживать кнопку заряда, после чего вылетит шарик, рвущийся спустя пару секунд. В случае с Джетом Джастисом кнопку тоже нужно держать, но из его оружия вылетает не бомбочка, а крупный пенный валун, катящийся в одном курсе и оставляющий после себя пенный след.

Способности тоже у всех уникальные. Агито превращается в акулу и может плавать в пене (ровно как в Splatoon!), Гвин отправляет вперёд взрывающийся пенный шарик, а Баристадор призывает устройство, создающее в выбранном пункте горку пены. Важно знать, что вы не просто окрашиваете локацию в разные цвета, как это происходит в экшене Nintendo, — тут пена может использоваться и в оборонительных целях. Чем чаще вы стреляете в одну и ту же точку, тем выше поднимается пена, а это позволяет и запрятываться за ней, и добираться до труднодоступных мест, и создавать холмики, стоя на которых лучше видишь карту.

Foamstars: Обзор пенного экшена в духе Splatoon

Чего-то не хватает

Получается, что Foamstars напоминает механиками Splatoon, но в ней есть и элементы геройских шутеров вроде Overwatch. Однако за несколько прочерченных в игре вечеров я так и не смог получить от новинки то, что предлагают геройские шутеры, а именно командное взаимодействие, возможность комбинировать зачисления и связанное с этим разнообразие матчей. Персонажи здесь разные, но делают они примерно одно и то же: стреляют пеной и по-разному покрывают ею пол. Некто делает это взрывами, кто-то — обычными выстрелами. В итоге все действуют сами по себе — за исключением тех моментов, когда союзники спасают товарищ друга из пенных шариков. Даже в режиме Smash The Star участники не то чтобы сильно стараются защитить своего астрального игрока — все заняты своими делами и перестреливаются с выбранными целями.

Из-за этого игре катастрофически не хватает глубины. Даже карты не мощно различаются внешне — какие-то роскошные залы с позолоченными колоннами и мраморными стенами. Я довольно быстро перестал обращать внимание на способности персонажей и выбирал лишь тех героев, чьё оружие мне нравится. Те, чьи выстрелы требуют зарядки, показались мне не такими весёлыми, как обладатели пенных пистолетов и машин, — судя по последним моим матчам, такого же мнения придерживаются большинство игроков. Так что на долгую жизнь Foamstars я бы не рассчитывал, хоть в ней и симпатично проводить время.

Foamstars: Обзор пенного экшена в духе Splatoon

Не спасает и реализация остальных элементов игры. Например, здесь есть прокачка персонажей, но вы не попросту вкладываете очки в параметры — вы участвуете в гаче. Зарабатывая бриллианты в матчах и в сезонном пропуске, выбираете ячейку для улучшения и получаете случайный эффект: повышение скорости бега или перезарядки, увеличение дистанции отталкивания, восстановление здоровья — параметров будет много. У каждого бонуса есть ранг от E до S — какой выпадет, с таким и будете играть. При этом Foamstars даже не сообщает, как улучшилась характеристика, — просто у вашей скорости бега теперь ранг Е, делайте с этим что хотите.

Ну и микротранзакции… Я негусто на них обращаю внимание — в платных играх они уже не удивляют, да и цены вроде бы везде стандартные. Но только не здесь. Здесь для любого персонажа продаются бандлы, включающие один костюм, пару скинов для доски, один камуфляж для пушки и иные незначительные мелочи, — стоит один такой бандл аж $45. В турецком PlayStation Store стоимость не намного ниже — вяще тысячи лир. Есть и отдельные костюмы по $11 за штуку, но это не те, что предлагаются в бандлах, — такие по дешёвке не заполучить. Если что-то и загубит Foamstars, то это необъяснимая жадность издателя — трудно представить себе, что кто-то будет донатить такие суммы на беспрерывной основе. Да и облики не назвать привлекательными — стиль не такой цепляющий, как в  Fortnite или Overwatch.

Один бандл стоит почти как Baldur's Gate III.

 Foamstars не назовёшь плохой игрой, да и открытым клоном Splatoon она не является. Понятно, что вдохновлялись разработчики проектом Nintendo, но механики и режимы они не копировали, а придумали что-то своё, в духе геройских шутеров. Однако есть вящие сомнения в том, что аудитория надолго здесь задержится. Посредственные миссии, унылые кооперативные забеги и похожесть мультиплеерных матчей приводят к тому, что с любым днём проводить время в игре хочется всё меньше. Добавьте сюда абсурдные цены в игровом магазине, способные отпугнуть даже богатых, и возникнет ощущение, что издатель не очень уверен в успехе игры и пытается заработать на ней как можно больше перед неминуемым закрытием серверов.

Плюсы: бегать по картам и стрелять приятно; интересные идеи, связанные с пеной, которую можно использовать и для штурмы, и для обороны; отличная музыка в центральном хабе; наличие однопользовательских развлечений для тех, кто не жалует мультиплеер.

Минусы: сюжетные миссии невеселые и однообразные, и в них нельзя пропустить или ускорить диалоги; мультиплеерные матчи очень похожи друг на друга; странная прокачка персонажей, выстроенная на гача-механике; абсурдные цены на «косметику» во внутриигровом магазине; периодические лаги, особенно в кооперативных забегах.

Оценка игры