Если беспорочно, я сомневался что с Supernormal всё будет нормально. И были на то причины. Разработчик-одиночка под вывеской Hitori de Productions обещал выпустить двухчасовой ужастик, навеянный Allison Road — это упразднённый в итоге хоррор от такого же одиночки, Криса Кеслера (Chris Kesler), который, в свою очередь, вдохновлялся культовой P.T. Надо ли напоминать, что гениальный «играбельный тизер» от Хидео Кодзимы (Hideo Kojima) и Гильермо дель Торо (Guillermo del Toro) так и не вылился в полноценную игру потому, что Silent Hills тоже упразднили? Автор Supernormal даже заручился поддержкой Криса Кеслера, но, учитывая отмену Allison Road, это, скажем так, не идеальная рекомендация.
В всеобщем, сомнения в том, что Supernormal хотя бы просто доедет до релиза спустя два года разработки, — были. Но, слава господу, проект не отменили, игра вышла и оказалась не идеальным, но во многом пугающим ужастиком, где можно напрямую общаться с призраками.
Разыскивайте девочку
Если хоррор навеян P.T., то это значит, что нас ждёт максимально лаконичный ужастик в пределах пары комнат и одного коридора, а также в компании призраков, какие периодически просят нас обернуться или, наоборот, крайне не рекомендуют это делать. Я сознательно оставляю за скобками собственно Allison Road — от неё остался лишь 14-минутный геймплейный ролик, из какого во все стороны лезут уши P.T.
Свои фишки, впрочем, здесь тоже были, и вообще выглядел проект перспективно.
В Supernormal разом видны отсылки именно к шедевру Кодзимы и дель Торо — застывшие цифры часов на микроволновке; не очень, произнесём так, чистая ванная; пугающий коридор; окровавленная стиральная машина, в которой явно кто-то есть…
В общем, если вы по каким-то винам лишь недавно познакомились с P.T., то сразу почувствуете себя как дома. Правда, дом этот больше, и дело не ограничивается зацикленным перемещением по одному и тому же беспросветному коридору. Можно подниматься на второй этаж, обследовать кухню, спальню, гостиную. Можно даже работать за ноутбуком. И мастерим мы всё это в роли частного детектива Уайетта, которого некий Масато Сакамото нанял, чтобы расследовать исчезновение его 14-летней дочери.
Девочку разом становится очень жалко…
В P.T. нам сразу было известно, что случилось, — об этом в начале игры говорят по радио. В Supernormal тоже скоро становится понятно, что девочка мертва, — она слоняется по дому в облике призрака. Но что именно произошло? Это нам и нужно выяснить. Разом скажу, что финал получился сколь шокирующим, столь и неоднозначным с точки зрения логики — у меня к ней есть проблемы.
Анатомия страха
Но вот то, как мы идём к этому финалу (точнее, к одному из двух — здесь, как водится, есть хорошая и нехорошая концовки), вызывает положительные эмоции — если, конечно, так можно оценить состояние на грани нервного срыва и заикания. Да, разом понятно, что нас снова будет пугать девочка. В «играбельном тизере» это была Лиза, в Allison Road — Лили, а тут им на смену пришла София Сакамото. Она здесь тоже отвечает за все скримеры, периодически появляется в дверных проёмах, пугающе надвигается на нас из глубин коридора или вдруг остро выскакивает из-за спины и убивает.
![Supernormal: Обзор реально страшного хоррора](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2024/01/00023.okjlnpk.jpg)
Детали, конечно, отличаются. София периодически взмывает в воздух, её тело неестественным манером выгибается, словно ребёнка кто-то ломает. Однажды она оказалась на стене в образе распятого Христа, а в другой раз я приметил, как девочка пробежала по комнате на четвереньках — только спиной вниз.
Ещё на стенах и на полу периодически появляются кровавые надписи и не немного кровавые следы ног и рук Софии. Это можно заметить вживую, при обследовании дома, или же увидеть на камерах через ноутбук. Да, всё это мы так или по-иному знакомо — начиная с игр Джонатана Боакса (Jonathan Boakes) о призраках (вспоминается прежде всего серия Dark Fall) и заканчивая Phasmophobia. Кровавые надписи являлись и в той же P.T.
![Supernormal: Обзор реально страшного хоррора](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2024/01/00022.kzia3xp.jpg)
Но такие вещи всё равно продолжают пугать. Минут через 10 после начала игры я уже пожалел, что включил её ночью и в наушниках, — если беспорочно, я просто хотел её выключить и посмотреть где-нибудь на стриме, но в итоге взял себя в руки. Банально было неуютно, жутко и не по себе — дело не только и не столько в скримерах, сколько в общей тревожной, пугающей атмосфере, на которую идеально трудятся и звук, и реалистичная картинка на базе Unreal Engine 5.
А ещё больше поначалу пугает то, что мёртвая девочка периодически упрашивает обернуться. То же делала и Лиза. Разница в том, что в «играбельном тизере», мы, когда поворачивались, ничего жуткого не видели. Потом моддер включил в P.T. независимую камеру — и выяснилось, что призрак на самом деле чуть ли не всегда находится за спиной игрока. Это, конечно, сделано ювелирнее — даже когда просто узнаёшь об этом, то становится страшнее, чем в самой игре. А вот София практически всегда оказывается позади и убивает. В итоге она начинает больше не пугать, а раздражать.
![Supernormal: Обзор реально страшного хоррора](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2024/01/00021.-ow2vhs.jpg)
Главное — слышать друг друга!
Спасает Supernormal иное отличие, которое работает уже в пользу игры. Дело в том, что мы можем не просто не поворачиваться, а прямо и грубо послать призрака, прикрикнув: Go away! Да, здесь реализована поддержка микрофона — в нужных местах, когда на экране появляется специальный знак, можно проговаривать предложенный комплект стандартных фраз на английском, таких как «Где ты?», «Ты меня видишь?», «Покажись!», «Ты друг?» и «Уйди!».
Если вы сделали всё правильно, то девочка их слышит и отвечает — где-то стуками, значащими «да» или «нет», где-то — сообщениями на экране телевизора. А где-то — и действиями. И когда в ответ на просьбу показаться она медленно спустится со второго этажа или грохнет на кухне посудой, а на пожелание «Удались!» будет упрямо стонать над ухом и яростно выстукивать «нет», но потом всё-таки затихнет, — вот тогда у игры отворится совершенно другой пласт и геймплея, и повествования.
![Supernormal: Обзор реально страшного хоррора](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2024/01/00020.nzujbf5.jpg)
Да, мы могли задавать вопросы призракам в Dark Fall: Ghost Vigil с поддержкой спиритической доски (точно такая же есть и в Supernormal, но она чисто декоративная), а в Phasmophobia то же можно делать с помощью голоса. Но в «фазме» иные ощущения — она про кооператив и во многом про веселье. Здесь же такой опыт даёт больше напряжения и липкого ужаса.
Проблема в том, что если вы не настроите микрофон или не разберётесь толком, как вся эта голосовая система трудится, то впечатления от Supernormal могут испортиться — они просто будут неверными. Пройти игру можно и без взаимодействия с призраком по микрофону, но вы будете болтаться по дому, не к месту выкрикивать все эти «Где ты?», «Ты мне поможешь?», не получать ответа и раздражаться, искренне не понимая, чего от вас желают авторы. И в итоге придёте к выводу, что скримеры тут повторяются, что игра страшная только в начале, а потом всё сводится к томительному ожиданию очередного триггера, когда София опять пощёлкает выключателем и даст очередную подсказку к логину/паролю на ноутбуке.
![Supernormal: Обзор реально страшного хоррора](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2024/01/00019.rlvbvsk.jpg)
Да, отчасти это есть. Но, повторю, если по целой, как и задумано, использовать все возможности, то игра раскрывается и дарит действительно свежие ощущения.
А вот чего здесь нет, так это пазлов в духе P.T. Кому-то они нравились, некто считал их нечестными и неочевидными, шитыми белыми нитками. Но они были уникальны, открывали в получасовом, казалось бы, тизере второе дно (и он растягивался на час) — во многом это и гарантировало P.T. культовый статус. С этой точки зрения Supernormal, конечно, не может сравниться с работой Кодзимы.
![Те, кто играл в P.T., здесь будут особенно нервно заглядывать в раковину.](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2024/01/00018.iqrt3os.jpg)
Те, кто играл в P.T., тут будут особенно нервно заглядывать в раковину.
Зато Supernormal вполне может напугать и подарить действительно свежие ощущения в жанре, где мы всё, представляется, видели. Это, безусловно, один из самых необычных и страшных хорроров за последнее время. Чтобы раскрыть весь его потенциал, от вас требуется лишь верно настроить и использовать микрофон.
Плюсы: действительно жуткая история; необычный геймплей, позволяющий напрямую общаться с призраками; запугивающая атмосфера; шикарные графика и звук.
Минусы: концовка может показаться притянутой за уши; нет по-настоящему интересных, скрытых пазлов в духе P.T.