Живо для платформы: , зато неплохо провёл время в Lost Sphear, Ni no Kuni II и Dragon Quest XI. Однако Tales of Vesperia по-прежнему оставалась секретом за семью печатями, поэтому перед запуском ремастера я просто прочитал разные материалы об игре и узнал, что основной её особеннстью считаются увлекательный сюжет и интересные персонажи.

С этим знанием я запустил на PS4 Definitive Edition, всё равно где-то в глубине дави лелея неистребимый, видимо, скепсис, шептавший на ухо: сейчас, мол, расскажут очередную линейную историю с детишками в главных ролях и предсказуемыми персонажами, какие периодически поют милые, душещипательные песенки.

Самое интересное, что во многом так и получилось. Песня в главном меню подлинно милая, персонажи узнаваемы и юны — в наличии, например, бойкий, но на деле трусоватый мальчишка, благородная девушка, верящая в добросердечно, 15-летняя знайка, увлечённая своими исследованиями, и совсем уж маленькая морячка в треуголке. А сюжет линеен и в первые же 10 минут «изумляет» таким незашоренным сценарным приёмом, как попадание главгероя в тюрьму с последующим чудесным обретением ключика и побегом.

Всё закручивается кругом поиска украденного артефакта и преследования самого воришки. Эти артефакты — бластии преобразуют особую энергию аэр и создают барьеры, стерегущие города от монстров, а также используются в сражениях, промышленности и даже в водопроводе.

Tales of Vesperia: Definitive Edition обзор игры

Этот псих Заги постоянно доставляет весьма серьёзные проблемы.

Человек-загадка

Однако вскоре выясняется, что достаточно типичный в своей фабуле сюжет про очередную магическую ерунду на самом деле служит лишь предлогом для рассказа о самих персонажах, об их личных историях и взаимоотношениях. Для 18-летней Эстель это шанс впервые вырваться за пределы имперского замка, увидать мир и почувствовать себя свободной; для знайки Риты — продолжить свои исследования бластий; трусоватый, но тщательно это скрывающий «охотник на монстров» Кэрол разыскивает возможность обрести наконец уверенность в себе.

Мотивы главного героя, 21-летнего мечника Юрия Лоуэлла, вроде бы удобопонятны — он хочет найти вора и вернуть бластию в нижний квартал столицы Империи, чтобы там нормально работал водопровод. Ведь Юрий, по словам своего товарища, имперского рыцаря Флинна Шифо, просто не может стоять в стороне, если видит какую-то несправедливость. И из-за этого частенько попадает в передряги, работая даже во вред себе. И действительно, уже через несколько часов прохождения имперская гвардия назначает за голову Юрия огромную сумму.

Но при этом наш герой выглядит как утомленный, умудрённый опытом циник, которого не понимают даже ближайшие соратники, — подшучивает над наивной Эстель, воплощающей манер этакой глуповатой блондинки, откровенно издевается над беднягой Кэролом. И в то же время может подойти к такой же циничной Рите и произнести: «Эстель слишком добрая и хорошая. Не то, что мы с тобой. Сделаешь ей что-то — пожалеешь!»

И потом, он ведь раньше сам был имперским рыцарем, но был изгнан. За что? Отчего его лучший друг — это забавный пёс то ли с сигарой, то ли с палкой в зубах? И почему при встрече с тем же Флинном они сначала спасают друг товарища от бандитов, а потом сами скрещивают мечи? Кто этот Флинн и почему встречи с ним так добивается Эстель?

А поговорить?

Проблемы накапливаются, интригуют, внутри зреет желание посмотреть аниме-приквел Tales of Vesperia: The First Strike. А в образе Юрия чувствуется та загадка, таинственность, какая так привлекает женщин и настораживает мужчин. В принципе, сценаристы всех партийных RPG, где есть герой и его компаньоны, стараются максимально увлекательно раскрыть отношения между ними, но авторам Tales of Vesperia действительно удалось справиться с этой задачей.

Tales of Vesperia: Definitive Edition обзор игры

Одновременно в бою могут участвовать лишь четверо.

Персонажи помимо Юрия Лоуэлла тоже предельно харизматичны. Да, в целом архетипы узнаваемы, но прописаны с вящим вниманием к деталям и с любовью. Поэтому многочисленные диалоги-сценки между сопартийцами (которых тут больше, чем в любой Dragon Age или Baldur’s Gate) пропускать совсем не хочется. Наоборот, я бы ещё раз посмотрел на реакцию Юрия и Репида, когда они слышат, как Эстель рассказывает, что обязательно поставит монумент всем убитым ею врагам. Или как Кэрол смотрит на Риту, когда та злится, как они вместе забавно пытаются сбежать, когда Юрий и Эстель опять заводят разговор про бластии.

Все эти сценки поданы достаточно примитивно, на уровне рисованных портретов и бегущих строчек диалогов, но одним оборотом глаз и эмоций на портрете авторы порой добиваются большего эмоционального отклика, чем дорогущие киношные ролики.

Бои не здешнего значения

Сам сюжет достаточно быстро набирает обороты, разрастается, становясь по-хорошему эпичным, где-то умиляет, где-то изумляет, поднимает новые темы, выходя за пределы обычной погони за артефактом, интригует явно назревающим любовным треугольником, но никогда не оставляет безразличным. Ради него я был готов терпеть не самую удобную в плане управления (так казалось поначалу) боевую систему, соединяющую раздачу приказов на паузе с беготнёй в реальном времени по замкнутой арене.

А уж когда приноровился, включил полуавтоматическое управление основным героем (а можно и вовсе всё отдать на откуп ИИ), то жить стало веселее. Как водится, многие сражения тут — чисто для накопления эксперимента, денег и расходуемых предметов. На нормальном уровне сложности их проходишь, зевая и не глядя даже на экран — просто жмёшь кнопки, и всё.

Tales of Vesperia: Definitive Edition обзор игры

У всех персонажей в партии есть свои зачисления, навыки и снаряжение, которое регулярно нужно обновлять и улучшать.

Но чем дальше, тем сложнее. Появляются новые интересные механики — совместные штурмы, накопление ярости и другие. А уж когда встречаешься с каким-нибудь «боссом» (особенно с Заги), то сон как рукой снимает. И зачастую доводится заниматься лёгким «гриндом», подкапливая уровни и пополняя запас зелий. Впрочем, «гринд» тут куда менее утомительный, чем во немало других JRPG.

Да и в целом местная «боёвка» может показаться примитивной только в первые часы — она действительно сделалась украшением Tales of Vesperia. В ней, как и в системе прокачки, в комбинировании навыков от разных предметов, в возможности определять стратегии и формации для партии, есть свои нюансы — и всё это надо учить, особенно если вы играете на высоком уровне сложности.

Новое — хорошо улучшенное старое

В остальном Tales of Vesperia довольно традиционна. Путешествия по глобальной карте с беготнёй от надоевших монстров, зачистка подземелий, где появляются загадки с активацией алтарей, возможность расшибить лагерь и отдохнуть, готовка еды по рецептам, торговля в городах, где также можно изготовить зелья и улучшить экипировку, мини-игры, коллекционирование — возможностей масса. И если заниматься всем, то и ста часов может не достать. Но никто не принуждает: хотите — идите только по сюжету.

Заниматься всем хочется ещё и потому, что в лице Definitive Edition мы получили почти идеальный ремастер, какой радует шикарной рисованной графикой, массой дополнительных костюмов, возможностью переключаться между английским и японским озвучиванием и взять в команду прелестную малышку Патти Флёр. И вот уже снова заброшены Dragon Quest XI и Red Dead Redemption 2, да и вопросы продолжения рода моего необыкновенно гетеросексуального Алексиоса в Assassin’s Creed Odyssey, видимо, придётся решать потом…

Многие приёмы и навыки персонажи учат прямо в сражениях.

***

Да, Tales of Vesperia: Definitive Edition — это не Pillars of Eternity, Planescape: Torment или ещё какая-нибудь взрослая партийная RPG. Персонажи тут не решают вселенские проблемы, не спорят с богами и не пытаются стать ими, они не признаются в массовых убийствах и содомии. Они не то чтобы более простые и примитивные, а немало понятные, где-то наивные и чистые (хотя и не все), но со своими опять же знакомыми всем заморочками. Когда-то я любил повторять, что японские RPG — это для махоньких, что взрослым дядькам нужны жёсткие игры про взрослые проблемы. Сегодня, когда мне уже 43, почему-то всё чаще не хватает таких вот трогательных и немножко наивных, но очень увлекательных сказок. Стареем, блин…

Плюсы: интригующий сюжет; множество отлично прописанных персонажей; харизматичный основной герой; обилие интересных геймплейных возможностей; шикарная рисованная картинка; атмосферные музыка и озвучивание (теперь и на японском).

Минусы: бои порой превращаются в кучу-малу или вовсе воспринимаются как пустая трата времени.