За заключительные годы вышло несколько игр о Черепашках-ниндзя, и теперь наступило время ещё для одной. Она получила подзаголовок Mutants Unleashed и продолжила сюжет прошлогоднего анимационного кинофильма Mutant Mayhem (в русской версии — «Погром мутантов»). Если обычно игры по этой вселенной представляют собой экшены с мордобоем, то тут разработчики попытались предложить нечто совершенно иное — они вдохновлялись серией… Persona.
Сердце не украли
Звучит удивительно, но это действительно так. После очередной сюжетной миссии вы возвращаетесь в логово черепашек и видите, что к следующему заданию нужно приступить сквозь столько-то дней. За указанный срок вы вольны делать то, что захотите: либо отправитесь к одному из второстепенных персонажей и улучшите с ним взаимоотношения, либо запустите боевое испытание, либо в побочных развлечениях примете участие. Сутки разделены пополам — что-то одно вы мастерите днём, а на что-то другое можете потратить вечер. Всё это сопровождается анимациями и переходами, сильно напоминающими о Persona 5 — когда запускаешь игру о черепашках-ниндзя, меньше итого ожидаешь, что будут возникать такие ассоциации.
Однако если в «Персонах» герои, с которыми можно тусоваться, увлекательны, то здесь я в основном проводил с ними время только ради бонусов. В Mutants Unleashed есть пара увлекательных и даже трогательных мини-историй — так, диалоги с пловчихой, у которой протез вместо ноги и которая хочет принять участие в Паралимпиаде. Но если душевные беседы с ней пропускать не хотелось, то остальные герои никаких эмоций не вызывали. Зато со Сплинтером проводить вечера перед телевизором было забавно — шутки в этой игре случаются смешные. Правда, диалоги в таких беседах не озвучены — прямо как в вышеупомянутых JRPG.
На русский язык игру не переместили — это, кажется, уже норма для игр о черепашках-ниндзя.
Отношение к остальным героям и сюжету в целом сильно зависит от того, нравится ли вам «Погром мутантов». Тут, как и в мультфильме, Эйприл выглядит непривычно, Бибоп и Рокстеди напоминают пластилиновые фигурки, на которые кто-то сел, да и дизайн Сплинтера странноват. Наиболее успешными и в «Погроме мутантов», и в игре оказались черепашки — подростки с разными типажами и характерами. В Mutants Unleashed они грустят, так как не могут ходить в школу из-за комендантского часа. Вселившиеся в Нью-Йорке мутанты, для налаживания добрососедских отношений с которыми были построены специальные центры, вдруг начали агрессивно себя вести — травяной четвёрке предстоит выяснить, в чём дело.
История неплоха, но с кат-сценами и диалогами разработчики слегка переборщили. То игровой процесс посреди миссии прерывается, то в логове черепашек доводится смотреть длинный ролик с участием нескольких персонажей, каждому из которых хочется выговориться. Черепашки здорово озвучены — четвёрка юных артистов из мультфильма вновь подарила голоса своим героям. Но, как бы сценаристы ни старались, в игру о черепашках играешь ради экшена. Желая отрицать, что разработчики старались воссоздать и дополнить вселенную, которая им интересна, было бы глупо — это явно не игра, сделанная на коленке.
Валяны и нунчаки
В то же время к геймплею возникает немало вопросов — некоторые составляющие игры очень хороши в теории, но нехорошо раскрыты. Из-за этого я долго думал над тем, какую оценку ставить, — Mutants Unleashed идеально подошла бы оценка «Похвальняк», поскольку на любой плюс находится минус. В особенности это справедливо для боевой системы, которая тут чуть ли не лучшая среди всех проектов о черепашках-ниндзя. Но в целой мере насладиться ею не получается из-за продолжительности сражений и невысокой сложности, делающей часть механик абсолютно ненужными.
Любая черепашка здесь уникальна — и дело не только в разных видах оружия. Рафаэль парирует удары и после контратаки входит в порядок ярости, делающий его быстрее. Донателло оглушает врагов вспышкой из камеры телефона. Нунчаки Микеланджело продолжают крутиться после нескольких штурмов, что открывает доступ к новым комбинациям ударов. Первые несколько миссий нужно проходить за выданных героев, чтобы познакомиться с их особенностями, а после этого в начине каждого задания предоставляется выбор — кем хотите, тем и играйте.
Развитие отношений со второстепенными персонажами позволяет разблокировать в логове древа навыков, уникальные для любой черепашки. Чем чаще вы встречаетесь с контактами из телефонной книги, тем больше приёмов открывается, и их количество довольно велико. Взять, к образцу, Леонардо: он прячется в панцирь и обрушивается на врагов, раскручивается на месте и наносит катанами урон всем вокруг, скачет в толпу и атакует стоящих на одной линии врагов, а с одним из навыков вообще становится неуязвимым и замедляет противников. Открываются как комбинации ударов, так и инертные бонусы — вроде увеличения энергии в аккумуляторе смартфона Донателло.
К сожалению, игра никак не поощряет за использование всех этих комбинаций, и в подавляющем большинстве случаев довольно просто «закликивать» всех обычными ударами. Плюс бои заканчиваются очень быстро — только входишь во вкус, как вдруг все неприятели оказываются на земле, а к следующей арене надо бежать несколько минут. Плюс видов противников очень немного — сражаться с одними и теми же мутантами быстро надоедает. Да и обычные удары работают против всех врагов, даже летающих, так что бесчисленные апперкоты разных видов тоже оказываются не нужны. Если персонаж всё-таки находится при смерти, то из оппонентов приметно чаще выпадают коробки с целебной пиццей.
В основном именно с этим связано моё разочарование. Боевая система подлинно классная — для каждой черепашки придумали около двух десятков приёмов; среди них есть идентичные, но по большей доли все они отличаются. И на первых порах у меня было желание подходить к каждому бою по-разному, применяя только что разблокированные навыки, каким игра любезно обучает в начале очередной миссии. Однако в какой-то момент затея показалась бессмысленной — обстоятельства не меняются из-за однотипности противников, а попытки использовать комбинации ударов приводят к лишним ранениям персонажа. За любой бой выдают ранги, как в Devil May Cry, и достичь ранга S смехотворно легко — достаточно нажимать на одну кнопку удара и вовремя уворачиваться от штурмов.
При этом нельзя не заметить, что дизайнеры уровней пытались сделать игру разнообразной. Какие-то бои происходят на локациях, где либо машины ездят, либо поезда, что позволяет приманивать неприятелей к опасным участкам и набивать комбо даже без ударов. Где-то в перерывах между драками вы будете кататься по рельсам или скакать по платформам, пытаясь найти коллекционные предметы. Среди них есть колбы, позволяющие чаще призывать на помощь иных черепашек: вы нажимаете на кнопку, и товарищ появляется и совершает мощную атаку. Но когда бои простые, а одинаковых врагов ведаешь как облупленных, в этом нет нужды.
Потому и позаимствованная у Persona идея с календарём не работает. Там отведённые дни тратишь на прокачку, на получение подлинно ценных бонусов за прогулки с друзьями и посиделки в кафе. В Mutants Unleashed ничего этого нет, поэтому кажется, что численник был введён просто потому, что разработчики — фанаты Atlus и игровая пресса непременно будет проводить столь неожиданные для читателей параллели. В то же пора игру и сильно ругать не хочется — работа по переносу вселенной в игровой формат проделана большая, да и визуально проект вышел похожим то ли на мультфильм, то ли на оживший комикс. Но всё какое-то недокрученное, из-за чего рекомендовать новинку трудновато.
Teenage Mutants Ninja Turtles: Mutants Unleashed может прийтись по душе тем, кто получил наслаждение от «Погрома мутантов» и кому понравился новый взгляд на черепашек-ниндзя и их компанию. Здесь похожий юмор и симпатичный визуальный манера. Но отличной боевой системе некогда раскрыться, а идея со структурой из игр серии Persona не очень уместна. Думаю, охотникам черепашек всё же стоит опробовать игру по скидке, тем более что здесь есть кооператив для двоих. Это не плохая игра, попросту разработчики не смогли найти удачный баланс между её составляющими.
Плюсы: симпатичный комиксный визуальный стиль; недурной юмор; богатая возможностями боевая система; необычная структура сюжета в духе серии Persona.
Минусы: свалки заканчиваются слишком быстро, даже если не используешь разблокированные комбинации ударов; однообразные противники; многовато диалогов с не самыми увлекательными персонажами; спорный дизайн некоторых героев.