Живо для платформы: PS4
Врачи, психологи и исследователи со всей планеты на протяжении долгих лет докладывают о пользе тетриса. В 2009 году было доказано, что эта игра повышает работоспособность головного мозга. Запоздалее выяснилось, что с её помощью можно преодолеть посттравматический синдром. А не так давно тетрис назвали отличным средством от чувства беспокойства и состояния тревоги. Причём версия, в какой скорость фигурок увеличивается по мере уничтожения линий, оказалась эффективнее обычной — она как бы безмолвно хвалит играющего, подкидывая ему всё немало сложные испытания и позволяя на время отвлечься от проблем реальной жизни.
Умиротворение
Всё это наверняка право и для Tetris Effect, нового проекта японской студии Resonair и Тэцуи Мидзугути (Tetsuya Mizuguchi), создателя REZ и Lumines. В основе этой игры возлежит самый обыкновенный тетрис со «стаканом» 10 на 20, знакомыми фигурами, стирающимися линиями и прочими привычными элементами. Вот лишь играется он совсем не так, как древняя версия для NES или карманный чёрно-белый девайс. Это действительно современный взгляд на классическую игру, какой дарит неожиданные эмоции и всё больше удивляет с каждой минутой.
Основной режим не просто так называется Journey — это странствие по разным мирам и эпохам, поделённое на три десятка уровней. Игрока заносит в пустыню с прохаживающимися по песку верблюдами, в космос с летающими ненастоящими спутниками, на фестивали и в города. Предстоит спуститься на дно океана, где плавает какая-то живность, а позднее — прокатиться по водной глади в компании нескольких дельфинов. Любой уровень непохож на предыдущий, и всегда интересно, куда тебя отправят в следующий раз. С окружением меняется и дизайн фигурок: в заснеженной локации они будут белоснежными, а в одной из зон превратятся в детальки механизмов.
И всё это не было бы весомым достоинством Tetris Effect, если бы игровой процесс и визуальную составляющую не связали так узко с музыкой. Саундтрек здесь поистине феноменальный — он сочетает в себе и прогрессив-транс, и хаус, и вокальные треки, и разнообразную «экзотику». В какой-то момент игрок очутится у подножия вулкана, и звучащая в этом эпизоде композиция будет напоминать музыку племенных народов, играющих на джембе. Колотить по барабану предстоит игроку, ведь дополнительные звуки издаёт именно он, когда поворачивает фигурку в любую сторонку. Благодаря этому все треки оказываются гораздо живее, чем при прослушивании отдельно от игры. Даже восхитительные композиции из первого и заключительного трейлеров звучат иначе и ещё круче.
Наконец-то палка подоспела!
Все уровни можно поделить на три равные части, и в любой из них композиция как-то меняется. Появляются дополнительные инструменты, включается вокал, музыка ускоряется — при первом прохождении никогда не ведаешь, что произойдёт. В большинстве случаев это влияет и на скорость падения фигурок — она может возрасти в два или даже три раза без предупреждения. Но предугадать это легковесно — достаточно лишь разделить число полос, которые просят стереть для прохождения, на три. А их количество зависит от выбранного степени сложности — у меня иногда возникали проблемы даже на среднем, а с финальным уровнем я и вовсе провозился около часа. Для экспертов вечно есть высокая сложность, а для желающих отдохнуть — низкая.
Безмятежность
Радует во всём этом то, как окружение реагирует на уничтожение черт. Дельфины выпрыгивают из воды, пламя разгорается, бегающие вокруг стакана с фигурками лошади начинают быстрее подвигаться — всем зонам уделено так много внимания, что даже обидно пропускать такие эффекты, пристально глядя на упадающие с огромной скоростью палки и квадраты. Но всё равно трудно не восхищаться изобретательностью разработчиков, придумавших так много уникальных ситуаций. Я тестировал обыкновенную версию без VR-шлема, и даже так Tetris Effect постоянно впечатляла. Страшно (в хорошем смысле) представить, как всё это выглядит в виртуальной реальности.
Эта версия тетриса сохранила в себе все нововведения, какие появлялись в подобных проектах за последние годы, в том числе возможность поворачивать фигуру даже после ее соприкосновения с дном стакана или конструкцией. Также фигуру можно отсрочить на потом — к примеру, если обычная палка вам сейчас не нужна, но наверняка пригодится позднее.
Была добавлена и новоиспеченная механика, названная Zone. Заполняя шкалу за уничтожение линий, в любой момент вы сможете на несколько секунд застопорить время. Используется это в двух случаях: либо чтобы спастись из неприятной ситуации и исправить положение, пока стакан не заполнился до кромок, либо для набивания тысяч бонусных очков. Уничтоженные в «зоне» линии не идут в общий зачёт, так что для получения наивысшей оценки эта механика чрезмерно полезна. Без неё финальный балл будет низким — это ни на что не влияет, но добиться лучшего результата всё же хочется.
У трофея, который выдают за переворот стакана, отличное наименование.
Tetris Effect никогда не раздражает, не надоедает при прохождении одних и тех же уровней. Она всегда остаётся медитативной аркадой с фантастическим музыкальным сопровождением и прекрасным оформлением. То, как каждое ваше движение влияет на звучащую в наушниках композицию и эффекты на экране, буквально гипнотизирует. Притом что игра не мощно отличается в плане механик от своих предшественниц, во всём остальном она их превосходит.
И если поначалу садишься просто поиграть в новоиспеченный тетрис, будучи скептически настроенным и не ожидая ничего необычного, то спустя несколько минут полностью погружаешься в процесс и не желаешь отвлекаться. От каких-то уровней мурашки бегут по коже, другие просто атмосферные. Вторая зона на фоне первой выглядит и звучит слабенько, но ничего ужасного — даже в лучших музыкальных альбомах обычно есть одна или две неудачные композиции. В третьей зоне игра вновь стремительно разгоняется, а в четвёртой и после неё эмоции колотят через край.
Спокойствие
Однако режим Journey — далеко не единственное, что предлагает Tetris Effect. В меню можно отыскать немало дополнительных режимов с развлечениями на любой вкус. Countdown, к примеру, идеален для тех, кому надоедает ждать палочки для очистки линий — здесь эти фигуры время от времени падают вертикально просто так, заранее предупреждая о своём появлении. В Purify игрок разом получает в своё распоряжение наполовину заполненный стакан, где часть квадратов заражена. Нужно уничтожать линии с этими квадратами, чтобы освобождать пункт в ожидании следующего заражения, которое будет масштабнее предыдущего.
Заражённых квадратов скоро станет ещё больше — желательно скоро их стирать.
Интересен и режим Mystery, где периодически включаются случайные эффекты. Уже через несколько секунд после старта или стакан переворотится, или игроку вдруг начнут выдавать одни и те же фигуры, или получившаяся конструкция как-то изменится — если достаточно длинно продержаться, обычные блоки сменятся золотыми, дарующими больше очков. Также есть режимы с подобием головоломок, вроде тех, что бывальщины в Lumines. Нужно либо как можно скорее уничтожить определённый квадратик, складывая вокруг него фигуры, либо домогаться полного очищения стакана за несколько шагов.
Для желающих просто поиграть в стандартный тетрис тоже есть соответственные режимы — и обычная версия, в которой невозможно проиграть, и ускоренная, где фигурки не падают сверху, а сразу появляются в нательнее части экрана. Рядом с ними запускается Sprint, требующий как можно скорее очистить 40 линий, и несколько тематических плейлистов, отданных воде, воздуху и путешествиям. Глаза поначалу разбегаются, но после знакомства со всеми этими забавами находишь излюбленные и стараешься получить в них как можно более высокий ранг. Что, кстати, сложнее, чем в Journey, — за его пределами Zone не заполняется и вообще не используется.
Спозаранку или поздно всё же придётся опробовать все режимы — на выходных в Tetris Effect запускается так называемый еженедельный ритуал, когда всему сообществу необходимо заработать определённое количество очков. За достижение цели выдадут особый аватар, который игрок может на себя нацепить и следить, как в обличии дельфина или другого существа он летает вокруг Земли вместе с остальными участниками. Выглядит всё это жутко прекрасно, особенно когда звёзды в небе сверкают в такт музыке, которую тоже позволяют переключать в любой момент.
«Гифкой» красивость таких моментов не передать из-за отсутствия звуков.
***
В середине режима Journey я очутился на своеобразном музыкальном фестивале под отворённым небом. Начиналось всё очень медленно: звучала электронная музыка, аудитория что-то выкрикивала, а при повороте фигурок любой раз включался коротенький голосовой семпл — этот эффект часто используется диджеями. После нескольких стёртых черт музыка начала ускоряться, слушатели орали ещё громче, фигуры рушились на дно стакана с неожиданно высокой скоростью, а по сторонкам красиво взрывались фейерверки. Это был настолько потрясающий эпизод, что финальная оценка стала очевидна ещё тогда, задолго до того, как я досконально изучил все прочие режимы. Чудесная, удивительная игра, которую вы зря пропускаете, думая, что это просто очередной дурацкий тетрис.
Плюсы: известный геймплей тесно связан с визуальным оформлением и музыкой; феноменальный саундтрек; удивительно красивые эффекты даже без VR-шлема; огромное число разнообразных дополнительных режимов; ранги и еженедельные ритуалы подталкивают к перепрохождению.
Минусы: не самая удачная вторая пояс; отсутствие кнопки быстрого перезапуска уровня.