Серия  The House of Da Vinci от словацкой студии Blue Brain давным-давно уже закрепила за собой звание духовной наследницы франшизы  The Room, мистической трёхмерной головоломки, где нужно кропотливо учить объекты, искать спрятанное и решать пазлы-задачки. Свежая  The House of Tesla, в свою очередь, продолжает идеи, заложенные в «Доме да Винчи», лишь вместо эпохи Возрождения у нас на дворе рубеж конца XIX — начала XX века. Индустриализация достигла своего пика, на всемирную сцену вышли учёные и инженеры, сделавшие открытия, которыми мы пользуемся до сих пор.

Среди этой плеяды особенно выделялась фигура Николы Теслы (Nikola Tesla), изобретателя-визионера, во многом обогнавшего своё время. Биография Теслы полна интересных моментов, он уже не раз становился героем фильмов и упоминался в играх. The House of Tesla — это ещё одинешенек проект, в котором разработчики пытаются отдать дань уважения сербскому учёному. Но тот, кажется, заслуживает более хитроумной и качественной головоломки.

Человек, какой изобрёл XX век

В The House of Da Vinci мы играли за ученика, который ищет пропавшего наставника. «Дом Теслы» выстраивает сюжет по-иному: мы очнулись в кабинете и ничего не помним о своём прошлом. Значит, надо выяснять. Перебираясь из одного помещения в иное, попутно решаем загадки, чиним механизмы и собираем обрывки воспоминаний. Герой в попытках выяснить, что с ним случилось, ведёт дневник, какой служит ещё одним элементом повествования.

Хронологически The House of Tesla разворачивается, когда все важные события в жизни Теслы, вроде «брани токов», уже отгремели. Он давно перебрался из Европы в США, пережил пожар в своей нью-йоркской лаборатории и так и не достроил башню Ворденклиф. Подвигаясь по сюжету, мы из настоящего периодически окунаемся в прошлое — Всемирную выставку 1893 года в Чикаго, перепалки с финансистом Дж. П. Морганом (J. P. Morgan), дружественные посиделки с Марком Твеном (Mark Twain). Флешбэки тут подаются через кат-сцены, в которых камера летает кругом героев, замерших в комично странных позах. Вроде бы The House of Tesla совсем не про юмор, но без смеха на такие зарисовки глядеть просто невозможно.

Игру часто хочется похвалить за историческую достоверность. Тесла действительно испытывал финансовые трудности и пытался реализовать идею беспроводной передачи энергии, а Морган вначале выделял ему деньги, но потом перестал — этому и посвящён вышеупомянутый флешбэк с банкиром. Благодаря игре я узнала, что Тесла, оказывается, дружил с Твеном. Беллетрист поддерживал молодого учёного и его исследования электричества, а в детстве, во время болезни, книги Твена были для Теслы один-единственным утешением — это тоже упоминается в The House of Tesla.

Однако в игре присутствует и явная отсебятина. Так, в качестве антагонистов фигурируют английский оккультист Алистер Кроули (Aleister Crowley) и его супруга Роуз Келли (Rose Kelly). Про их конфликт (и взаимоотношения в целом) с Теслой я нигде информации не нашла, так что тут сценаристы, видимо, желали вписать в историю колоритного противника. Притом что у Теслы в реальности были напряжённые отношения с Томасом Эдисоном (Thomas Edison) и Гульельмо Маркони (Guglielmo Marconi), выбор в прок Кроули кажется странным и оправдан только тем, что его фигура придаёт фабуле этакий фантастически-мистический настрой. Глобально история в The House of Tesla не сделается откровением — чего стоит один только троп с амнезией. Но, будем честны, в такого рода игры и не ради сюжета играют.

Дом, в котором…

Геймплейно The House of Tesla представляет собой классическую головоломку, где мишень — выбраться из комнаты, чтобы попасть в другую комнату и дальше повторять до финальных титров. Несмотря на трёхмерность окружения, перемещаться мы можем лишь двойным кликом мыши в строго определённые точки. В каждой главе (всего их шесть) есть несколько помещений-экранов, между какими разрешается переключаться, поэтому плутать в игре точно не придётся. Но вот понять, что конкретно она от нас хочет, получится далеко не вечно.

Не обошлось тут без пиксельхантинга и пробежек из одного угла в другой (а потом в третий и в четвёртый) в попытках применить какой-нибудь объект из инвентаря. Однако упор тут всё-таки сделан на локальных пазлах, которые нужно раскручивать исходя из имеющихся на экране условий. Головоломки усердствуют быть разнообразными, но выходит у них не всегда. Ещё авторы любят повторять одни и те же задачки, чуть усложняя их. Такой подход если и не нервирует, то в какой-то момент начинает утомлять.

В 1898 году Тесла создал первую в мире радиоуправляемую лодку, и в игре есть несколько связанных с этим головоломок. В этой, к примеру, нужно провести судно между маячками в правильном порядке.

В 1898 году Тесла создал первую в мире радиоуправляемую лодку, и в игре есть несколько связанных с этим головоломок. В этой, к образцу, нужно провести судно между маячками в правильном порядке.

Как и предыдущие работы студии Blue Brain, игра вышла достаточно тактильной. Многие объекты нужно тянуть, тащить, крутить, и всё это в ответ приятно откликается. Однако управление не вечно отзывчивое и удобное — порой, чтобы заставить какую-нибудь детальку двигаться, нужно ещё и с камерой повозиться.

Физическая реализация головоломок, разумеется, важна, но ещё важнее то, насколько интересно их разгадывать. В The House of Tesla есть как хорошие загадки, так и довольно сомнительные. И вторые, увы, в большинстве. Весьма часто бывало так, что, просто пытаясь разобраться, как устроена та или иная головоломка, я прокликивала её до верного решения, даже не поспев понять, чего игра вообще хотела от меня. Есть и несколько головоломок типа «холодильника», когда крутишь одну деталь, а вдогонку за ней меняют своё положение и остальные — такие пазлы изобретательными уж точно не назовёшь.

В The House of Da Vinci был особый инструмент — перчатка c линзой «Окули Темпус». Она позволяла заглядывать вовнутрь других устройств, видеть то, что человеческий глаз не видел, в том числе сцены из прошлого. В The House of Tesla тоже есть вылитее изобретение, но связанное с электричеством, и называется оно просто «Прототип». Он визуализирует так называемые узлы электрического потенциала, а в определённых пунктах даже даёт возможность управлять током, соединяя одни приборы с другими и заставляя их работать. Правда, употреблять этим инструментом приходится не так уж часто.

Со стороны выглядит как магия, но в контексте идеи Теслы о беспроводной передаче энергии — отчего бы и нет? В конце концов, многое, что сто лет назад казалось фантастикой, для нас уже обыденность. Ещё в начале прошлого века Тесла предположил, что когда-либо благодаря небольшим устройствам люди смогут видеть и слышать друг друга без проводов, и неважно, на каком дистанции они будут находиться. Визионер, своими идеями опередивший время, не был понят современниками и умер в одиночестве. Но его имя не забыто, и даже эта игра тому образец.

Антураж игры у меня вызывает восторг — вся эта эстетика начала ХХ века, закинутая лаборатория, где повсюду стоят хитроумные изобретения, работающие на электричестве… В отсутствии стиля «Дом Теслы» уж точно не упрекнуть. Но при этом выглядит всё это как игра 2017 года (а в кат-сценах даже хуже). Если поставить её рядышком с The House of Da Vinci, то и не скажешь, что между ними восемь лет разницы. Первая игра Blue Brain смотрится даже качественнее — там желая бы люди шевелятся, а не стоят, как восковые фигуры.

Не осталась без внимания и любовь сербского изобретателя к голубям.

Не осталась без внимания и любовь сербского изобретателя к голубям.

Прохождение  The House of Tesla оставляет разноречивое послевкусие. Видно, что разработчики бережно отнеслись к наследию Теслы, включили в игру и современников учёного, и его изобретения, постарались передать расположение эпохи. Но сам результат вышел таким, что за Теслу даже как-то обидно становится. Серия The House of Da Vinci была куда немало качественной и продуманной, а тут студия словно сделала шаг назад.

Эта игра могла бы заставить нас почувствовать себя гениальным изобретателем, но в итоге мы доля времени проводим за пиксельхантингом, а ещё больше — за слабыми головоломками, некоторые из которых решаются случайным «брутфорсом». В таком доме гостям будто и не рады вовсе.

Плюсы: сюжет выстроен кругом учёного с интересной биографией и его изобретений; антураж рубежа веков передан в деталях; головоломки пытаются быть многообразными и давать тактильную отдачу; несколько действительно запоминающихся и интересных пазлов.

Минусы: большинство головоломок скучные — в одних логика четка одним только разработчикам, другие легче решить перебором; визуально игра не выглядит как проект из 2025 года; русская локализация отсутствует.

Оценка игры