Живо для платформы: PS4

Вы же видели наш прошлый текст о The Last of Us Part II? Тот, последний, который вам нужно прочесть? Там вы найдёте исчерпывающее описание игрового процесса, обсуждение военный системы, структуры уровней, даунгрейда графики… и в заголовке нет никакого кликбейта. Уже там написано всё главное, и сверх этого вам лучше не ведать о Part II абсолютно ничего. Это, блин, не игра – это хрустальная ваза. Потому что, если на неё дунуть малейшим спойлером, есть риск, что чуда не случится.

Вроде бы супер, осталось только купить! Но… видите сверкающее «Изумительно» вверху страницы? Видите «Наш выбор»? Всё это неправда. Игра на самом деле ужасающий, предательский «Проходняк», и половина сообщества возненавидит Нила Дракманна (Neil Druckmann) за тупейший слив великой серии. Всю дальнейшую отзыв я буду пытаться предельно обтекаемо обрисовать, как эти варианты восприятия сочетаются между собой.

Обзор Last of Us Part II

Графика в игре умеренная, но в кат-сценах попросту поражает.

Нужно ли первой части продолжение?

Большое количество фанатов считают, что продолжение вообще не нужно. Мол, оригинал – законченная история, дополнять её нечем. Это можно постичь: сюжетная арка героев подошла к концу, а конфликты закрыты настолько жёстко, что развивать больше нечего.

Но Naughty Dog, как многоопытный рассказчик, понимает, что новая часть начинается с нового статуса-кво. Джоэл и Элли будут разгребать абсолютно незнакомую для себя ситуацию: а могут ли два этих максимально различных персонажа ужиться в мирное время? Что им делать теперь, когда больше нет движения, нет совместного выживания, а есть лишь сосуществование без вменяемой цели?

Сиквел раскручивает финал первой части так, что при всём желании у вас не получится сказать, будто новоиспеченный сюжет неканоничный, ненужный или ещё что-нибудь. Вам укажут на такие вопросы, без ответа на которые первая часть становится буквально идиотской, недосказанной, недожатой. Сиквел даёт оригиналу распуститься и стать гораздо более многомерным. Становится ясно, что это две равные половины единой, цельной истории, которые могут существовать только вместе.

История Элли и Джоэла рассказана максимально бережно и чистоплотно – и если вам были небезразличны эти герои, то в финале вы (снова!) найдёте, где порыдать в три ручья. В этом не может быть никаких сомнений.

Обзор Last of Us Part II

Вот Джоэл, вот Элли, вот отсутствие спойлеров.

Но есть, Элли, одинешенек нюанс…

И вроде бы можно открывать шампанское, но… Простите, я не хочу и не буду спойлерить главную проблему, и именно потому я не могу её нормально объяснить. Несмотря на вышеописанное бережное отношение, Нил Дракманн умудряется плюнуть в лицо всем, кто обожает первую часть. Его первая реплика при входе в комнату: «Ваши ожидания – это ваши проблемы», потом – «Я творец, я так видаю», а к концу игры это уже «Я шальная императрица, что хочу, то и делаю». Схожую амбивалентность испытывали фанаты «Звёздных войн», когда Джордж Лукас (George Lucas) спускал трилогию приквелов. Вроде бы «Ну кто может сделать это ещё каноничнее?», а вроде бы «Дед кукухой поехал».

Я не возьмусь угадывать конкретные цифры, но условная треть игроков полюбит вторую доля. Другая условная треть возненавидит примерно половину сюжетной кампании. А оставшиеся просто откажутся признавать существование сиквела. И, наверное, отдельно стоит ещё учесть тех, кто решит: это претенциозная эстетская чушь, которую сделали, просто чтобы выпендриться. Они, вероятно, будут правее всех.

Дело даже не в каком-нибудь очевидном триггере вроде SJW-повестки. Она в игре есть и, к сожалению, подаётся максимально неотступно. Если у вас вдруг пунктик, то готовьтесь к страданиям. Хотя «навязчивость» не равно «притянутость». Да, тебе суют проблемы первого вселенной в лицо (послушайте наш подкаст, какие именно!), но элементы гендерно-флюидного равенства вшиты в историю настолько плотно, что, как лишь ты их пытаешься вынуть, разваливается буквально сама фабула. Даже дед, который кряхтит: «Сраные лесбиянки!», – это значительный кусочек мозаики, и кряхтеть он должен именно это.

Обзор Last of Us Part II

Я спас вас от волосатой подмышки, но в игре вы её не избежите.

Это всё мелочи. То, что в игре (среди прочего) есть гендерно переосмысливший себя персонаж, – меньшая из бед. Проблема новоиспеченной TLoU глубже. Эта игра по-кодзимовски и по-нолановски «гениальна». Я искренне не могу сравнить её ни с одной другой игрой или кинофильмом, которые мне доводилось видеть. И сейчас я нахожусь в позиции рецензента, который должен «продать» зрителям «Шестое эмоция», не выдав, что Брюс Уиллис (Bruce Willis) на самом деле…

Сам Дракманн говорит в письме прессе: «Создание подобный игры было для нас рисковым шагом. Она абсолютно точно поделит игроков на два лагеря, и мы надеемся, что породит те же моральные дискуссии, какие шли внутри нашей команды во время процесса разработки».

Давайте закончим говорить про слона в комнате вот на какой ноте: раз вы почувствуете, что сюжет Part II катится в ад. Я начал это чувствовать через три часа игры. Денис Карамышев – через 13. Но если вы предзнаменованию правила, которые вам предлагают, – клянусь, это может быть одно из самых ярких эмоциональных переживаний как минимум за консольное поколение.

Классная у нас отзыв: ни черта не понятно, но очень интересно!

Устал, если честно, от попыток извернуться, описывая сюжет, но больше нам сообщать глобально не о чем: геймплей я более чем исчерпывающе описал в превью. Hotline Miami не зря мелькала в State of Play – у неё тот же самый ритм безумного силы с высоченными ставками за каждую ошибку.

Описывая, как круто и разнообразно в эпизоде Finding Nora поставлены схватки, в рамках эмбарго я не мог подчеркнуть, что буквально любая игровая ситуация на протяжении огромнейшей кампании – уникальна. Всего дважды вам позволят натравить щелкунов на военных, итого один раз вы окажетесь на четырёхуровневой парковке, и только один раз вам придётся драпать от двух десятков людей по просторной улице с возможностью забежать в любой дом.

Обзор Last of Us Part II

Насилие – одна из важных тем в игре. Одна из… пяти (?) важных тем.

Ни один трейлер не врёт: у вас будут огромный мир и вящая свобода его исследовать (Uncharted 4 с её псевдооткрытостью и рядом не стояла). И хотя вас почти сразу кинут в локацию с полной независимостью передвижения, со временем игра всё-таки вернётся на рельсы следования строго по сюжету – но только ради того, чтобы мастерски режиссировать разнообразность.

Времена, когда в Uncharted нужно было только стрелять и бежать вперёд, можно забыть окончательно: Naughty Dog сделала постапокалиптическую The Legend of Zelda, в какой поощряется импровизация, а инструментов так много, что стиль каждого игрока останется неповторимым. Обещаю, историями, которые вы спровоцировали, можно делиться с товарищами, и у всех они будут разными.

Naughty Dog явно ставила перед собой задачу избавиться, наконец, от повторяющихся мини-игр, так что приевшееся таскание досок – это негустой стёб над самой собой. А вот катание мусорных баков, видимо, оказалось слишком весёлым, чтобы от него целиком отказаться! Ну и ещё (вообще не то же самое!) теперь придётся таскать верёвки и по-новому открывать сейфы.

Шутки шутками, но не всё так нехорошо: баки попадаются ну совсем редко, верёвки – это даже интересные головоломки, а открытие сейфов – редкий (раз в пару часов) пазл, в каком нужно искать шифр среди предметов окружения. И хотя механики повторяются, ни одна из них не доводится до состояния «Господи, снова…».

Обзор Last of Us Part II

А вот это – лучшая и любимая новая мини-игра.

Иллюзия открытости создаётся удачно, но это всё ещё старые добрые кинематографические «рельсы»: как минимум одинешенек раз от силы постановки у меня бежали по спине мурашки, а уж слёзы наворачивались даже вне игры, от простого вспоминания кой-каких эпизодов. Эстетика кадра, композиция, режиссёрское мастерство команды значительно выросли.

Но это если опираться на «объективные критерии». По факту же не веруйте никому, кто возьмётся оценивать качество диалогов или постановки, даже мне. Потому что (ой, снова я про то же самое) в какой-то момент вы будете «пылать» от этой игры, вы будете ненавидеть каждый её миллиметр: фальшивые диалоги, нереалистичных персонажей, надоевший «юмор Naughty Dog», отсутствие нравов и всё, на что хватит фантазии. Быть эмоциональными вас вынудят рано или поздно. Главное, что бы ни случилось, не выключайте и проходите до конца. А выводам дайте настояться желая бы пару дней.

***

Сейчас вы всё равно ничего не понимаете и слова мои вас ещё больше запутывают. После выхода будет чуть легче: мы опубликуем статью с целым пересказом сюжета, где выделим акценты, спорные места и покажем, какой невероятный эмоциональный путь проходит игрок (если ему повезёт). И уже там мы будем обсуждать, гениальна ли The Last of Us Part II на степени идеи, или всё это – претенциозное фуфло от завышенной самооценки Нила Дракманна.

Обзор Last of Us Part II

А почему бы и да?

Но спорить после релиза будут лишь об этом. Нельзя спорить с тем, что игра задаёт последнюю, самую верхнюю планку для графики, выше которой на PS4 уже никто не прыгнет. Невозможно спорить с тем, что игровой процесс здесь просто чумовой, а постановка сцен и кадров – мощнейшая.

Если кому-то вдруг увлекательны частности моего восприятия и субъективной оценки: только через два дня после прохождения я понял, насколько я восхищён TLoU Part II c первой до заключительнее секунды. Но во время прохождения я хохотал в голос и выключал, я презирал её и даже полностью отрицал. Но это мои эмоции, и они не имеют никакого резона лично для вас. Ваш путь будет другим. И уже одно это – великое достижение Naughty Dog.

Плюсы: игра стала лучше вообще во всём и сохранила собственный дух; она раскрывает первую часть и делает её лучше.

Минусы: один большой, огромный, гигантский минус, который невозможно называть.