Разом скажу: я познакомился с  Potion Craft после выхода версии 1.0.1 — у нас не нашлось человека, который бы играл в раннюю версию и желал написать обзор релизной. Однако, прочитав превью Катерины Краснопольской по раннему доступу, я обнаружил, что кардинально с тех пор ничего не изменилось.

Буквальнее, контента наверняка добавили немало… но недостаточно. Поэтому здесь я не буду много восторгаться необычной механикой зельеварения и заострю внимание на недостачах, ведь игра уже добралась до релиза, а значит, поблажек быть не должно. Надежда на светлое будущее тем не менее остаётся.

 

Не глядите, что трейлер приурочен к релизу в раннем доступе, — сейчас Potion Craft выглядит точно так же.

Это база

Вы — начинающий алхимик, какой, странствуя по миру, находит на окраине безымянного города заброшенный старый дом. Внутри прежний владелец заботливо покинул алхимическое оборудование, поэтому наш предприимчивый протагонист решает превратить здание в лавку зелий.

На этом повествование заканчивается, и начинаются будни алхимика-торговца. Всеобщая цель — пройти 10 глав, в каждой из которых нужно выполнить все задания (как правило, связанные с варкой зелий), чтобы перебежать к следующей.

С каждой пройденной главой появляются новые посетители, виды заказов, основы зелий, торговцы и покупаемые объекты. И всё это — без сюжета.

В игре есть обучение, а если вы что-то забудете, всегда можно открыть справочник.

Жизнь на пяти экранах

Для ведения бизнеса придётся носиться по своему дому, переключаясь между пятью экранами. Где-то вы будете проводить почти всё время, а где-то — мастерить всего несколько кликов раз в 10–15 минут.

Разумеется, в основном вам предстоит варить зелья в лаборатории — размалывать ингредиенты в ступке, помешивать их ложкой в котле, подливать в него воду и раздувать пламя мехами. Это довольно залипательное занятие: пестик в лучших традициях АСМР постукивает о стенки каменной ступки, а компоненты поддаются измельчению в различной степени — травы и грибы быстро превращаются в кашицу, а кристаллы приятно похрустывают.

Реже вы будете наведываться к прилавку, чтобы обслужить клиентов, и нечасто — в подвал с алхимической машиной для создания реагентов (философский камень на пункте) и солей, что помогают при варке зелий.

Меньше всего внимания уделено чердаку и саду. Первый — это просто визуализация кнопки «Улечься спать»; второй — что-то вроде «Весёлой фермы», где можно только собирать плоды. Создаётся впечатление, что эти локации должны быть функционально значительнее, но авторы не успели раскрыть их потенциал.

По воле страха и мечты изобретаю эликсир

Инструменты выполняют разные функции на алхимической карте, где необходимо проложить маршрут к определённому эффекту, который получит будущее снадобье. Давайте для ясности опишу этот процесс поэтапно:

  1. Вы выбираете ингредиенты, любой из которых позволяет пройти разный путь (например, в виде змейки, зигзага или банана). Чтобы добраться до мишени, надо комбинировать компоненты, однако они универсальны — можно изготовить простейшее зелье, обойдя при этом хоть всю карту.
  2. Измельчать ингредиенты в ступке необязательно, однако так склянка проходит дальней по намеченному пути. Большинство эффектов находятся достаточно далеко, поэтому работать пестиком придётся постоянно.
  3. Подливать воду из ковша тоже необходимо не всегда — только когда надо подвинуться к стартовой точке, чтобы обойти препятствия на карте или точно вписать склянку в пиктограмму эффекта для повышения степени зелья.
  4. По мере помешивания склянка продвигается по своему маршруту. Путь можно прокладывать на ходу, подкидывая ингредиенты в любой момент.
  5. Финал — раздувание пламени мехами, чтобы зелье получило желанный эффект. Никто не запрещает продолжить путь и создать эликсир с несколькими эффектами — как вам ядовитое зелье лечения?

Поначалу нянчиться с оборудованием интересно, но через какое-то время елозить мышкой по столу или крутить стик геймпада надоедает. Не спасает даже книжка рецептов, благодаря которой открытые зелья можно изготавливать нажатием одной кнопки, — сохранять позволено узкое число рецептов, а варить один и тот же эликсир часто приходится по-разному из-за нехватки некоторых ингредиентов, так что книжка помогает далеко не всегда.

В книгу рецептов записывается даже то, сколько раз и в какой очерёдности вы мешали варево, подливали воду и раздували огонь. Практической пользы в этом нет.

В книгу рецептов записывается даже то, сколько раз и в какой очерёдности вы мешали варево, подливали воду и раздували пламя. Практической пользы в этом нет.

Свободная касса!

Неидеальна и торговля — второй по значимости элемент Potion Craft. Каждодневно в вашу лавку заходят посетители. Они не называют конкретное снадобье, но догадаться, что им нужно, труда не составляет. Надо расчистить ход в шахту? Поможет зелье взрыва. Урожай не поспевает в срок? Предложите зелье роста. Прострелили колено? Зелье лечения, очевидно.

Скоро мольбы начинают повторяться, да и посетители регулярно разными словами просят одинаковые эликсиры — как правило, самые простые. Труд за прилавком разбавляет мини-игра, где нужно вовремя нажимать кнопку, чтобы выгоднее продать товар, но и она приедается.

Кроме того, периодически к вам заглядывают торговцы. У них можно приобрести новые ингредиенты, дополнительные ячейки для рецептов, части алхимической машины и другие важные предметы, без которых миновать все 10 глав не выйдет.

Нигредо, альбедо, рубедо

Удержать у экрана пытается в том числе прокачка — опыт начисляется за создание зелий, выполнение заданий, сбор книжек на карте и прочие поступки. Опять же, первые часы это работает, но чем дольше вы играете, тем больше требуется очков для прокачки, из-за чего доводится варить ещё больше одинаковых зелий, обслуживая ещё больше одинаковых клиентов.

Есть ещё пара параметров, которые можно улучшать:

  • Популярность вырастает от торговли зельями — она позволяет дороже продавать и дешевле покупать, а также увеличивает число посетителей в день.
  • Слава зависит от того, с кем вы торгуете. Продали ядовитое зелье крестьянину, который хочет отравить соседа? Минус слава. Помогли больному? Репутация стремится вверх. Чем она лучше, тем чаще вас посещают клиенты с добрыми намерениями. И наоборот.

Прогресс ощущается немощно: цифры растут, а геймплей толком не меняется. Нет чувства, что главный герой превращается из мелкого торгаша в почитаемого алхимика: вы обслуживаете тех же людей (и не лишь людей!), варите те же зелья и ждёте неизвестно чего — конкретной цели-то нет.

Прокачка ограничена четырьмя показателями. Улучшения каждого из них носят количественный характер — больше золота, опыта и так далее.

Прокачка ограничена четырьмя показателями. Улучшения любого из них носят количественный характер — больше золота, опыта и так далее.

Что в коробке?

Я играл в Potion Craft на Xbox Series S. Управление с геймпада реализовано терпимо, но игра заточена под клавиатуру и мышь и вообще передаёт привет из мира ПК-гейминга — тут даже зачем-то есть счётчик fps.

Клавиатуру и мышь подключить можно, лишь вот настроек управления, кроме раскладки геймпада здесь нет. Игра спокойно управляется и с помощью одной мыши, но горячие клавиши придётся разыскивать самому.

Вдобавок не обошлось без багов. Ничего критичного, но иногда окна наслаиваются друг на друга и не срабатывают кнопки, а кастомизация бутылок с зельями и вовсе воображает собой мешанину из иконок.

Так выглядит меню настройки склянок на Xbox. Вряд ли задумано в таком виде, но играть не мешает — кастомизация исключительно косметическая.

Так выглядит меню настройки склянок на Xbox. Вряд ли задумано в таком виде, но резаться не мешает — кастомизация исключительно косметическая.

Первые несколько часов Potion Craft увлекает — пока вы знакомитесь с азами и учите новые механики. К сожалению, довольно скоро игра начинает скатываться в рутину.

Разработчики уже готовят обновления с возможностью бегать за садом, с новыми талантами, усовершенствованиями оборудования, кастомизацией лавки и прочими вещами, которые в теории сведут на нет мои притязания. Но это будет потом, а пока творение niceplay games — зелье, которому стоило дольше потомиться в чане раннего доступа, чтобы раскрыться.

Плюсы: необычная механика, в какой интересно разбираться; тактильное взаимодействие с алхимическими инструментами; картинка в стиле средневековых манускриптов и медицинских книг.

Минусы: небольшое разнообразие многих элементов; гринд во второй половине игры; почти полное отсутствие сюжета; надоедающая музыка.

Оценка игры