Очередной классический хоррор разрешили превратить в мультиплеерную игру. После успеха Friday the 13th: The Game, судьба которой оказалась в итоге не самой симпатичной, разработчики из других студий решили сделать собственные адаптации старых фильмов. Как и в случае с Evil Dead: The Game, созданием The Texas Chain Saw Massacre: The Game открыто занимались преданные поклонники франшизы — они мастерски перенесли в игру атмосферу фильма 1974 года, да и геймплейно новинка удалась.
Свежий взор на классику
В асимметричных онлайн-хоррорах мы привыкли к тому, что команда из нескольких выживших сражается против одного игрока, в дланях которого есть все инструменты для победы. Авторы The Texas Chain Saw Massacre: The Game решили поменять формулу: тут четверо выживших оказываются на одной локации с тремя убийцами-каннибалами. Одним из антагонистов обязательно должен быть Кожаное Лик, а помогают ему два члена семейства Сойеров: это может быть его старший брат по кличке Повар, наркоманка Сисси и так дальше — у убийц и выживших по пять персонажей на выбор.
Структура игры проста. Пойманные за кадром выжившие просыпаются в подвале, подвешенные под потолком, и им необходимо сбежать. Подростки изначально ранены, потому со временем бедолаги не только теряют здоровье, но и оставляют за собой кровавые следы, по которым их можно вычислить. Убивца же должны помешать ребятам покинуть территорию, либо атакуя их, либо запирая двери, либо просто патрулируя территорию — одно наличие маньяка способно напугать подростков, и лезть в драку они точно не будут.
У обеих сторон есть собственные механики и связанные с ними задачи. Убивца, к примеру, носят с собой оружие и всегда готовы пустить в дело нож или бензопилу. Подростки же начинают с пустыми дланями — они должны найти груду костей и взять одну из них, чтобы иметь хоть какую-то возможность дать отпор. Сложность в том, что, даже если вы отыщи эту груду, быстро вытащить из неё кость не удастся — если спешить, персонаж начнёт издавать громкие звуки и привлечёт внимание неприятелей. То же самое с обыском коробок для инструментов — там лежат отмычки, без которых спастись практически невозможно, но быстро открывать коробки невозможно, равно как и спешить со взломом.
У маньяков свои заботы — им нужно не только следить за всеми входами и выходами, но и собирать кровь, чтобы кормить ею дедушку. Самый престарелый член семьи сидит в кресле и ничего толком не делает, пока ему не принесёшь кровь. Заполняя соответствующую шкалу, игроки упрощают задачу для всех Сойеров: сытый дед ненадолго подсвечивает всех жертв на карте, что позволяет образцово определить, сидят ли они по-прежнему в подвале или уже выбрались на поверхность и пытаются улизнуть. Кровь предлагается искать в вёдрах, расставленных по всей карте, а ещё её получаешь при нанесении урона жертвам.
Геймплей за любую сторону разный. Злодеи чувствуют себя более-менее всесильными и осматривают каждый угол, вылавливая подростков, каким не повезло попасть в их поле зрения. Ребята же вынуждены медленно передвигаться, прятаться в траве, пролезать через узкие хода и как можно меньше шуметь. Каннибалы повсюду развесили ловушки-погремушки, куры в клетках могут закудахтать в самый неожиданный момент — всё сделано так, чтобы усложнить существование выжившим. А ведь им не просто нужно выбраться из подвала и убежать: выходов здесь несколько, и для каждого требуется выполнить мини-квест — либо отыскать вентиль, либо добраться до блока предохранителей и отключить подачу тока к воротам.
От того, какого персонажа изберёшь, тоже зависят возможности на карте. Кожаное Лицо, к примеру, крупный и неповоротливый, а потому пролезать в щели в стенах он не способен, равновелико как и перепрыгивать через баррикады (их он разрушает бензопилой). Другие члены семьи менее габаритные, а потому преследовать подростков им несложнее. Различаются и способности: так, только Повар обладает безупречным слухом и способен фокусироваться на окружающих звуках, вычисляя, где есть ближайшая жертва, и отмечая её для всех родственников. У ребят тоже есть умения — кто-то может очень скоро и бесшумно взламывать замки, а кто-то способен исчезать с «радаров» семейства, даже если ускоряет шаг.
Жестокости тут хватает, но в безвкусицу она не скатывается.
Прокачка позволяет сделать героев ещё крепче и полезнее. Во-первых, у каждого персонажа есть характеристики, как в ролевых играх, — у каннибалов повышаются число собираемой крови и сила атаки, а выжившие становятся выносливее, меньше шумят и ловчее взламывают замки. Во-вторых, для всех героев добавили будет обширные древа прокачки, где открываешь особые пассивные навыки — один персонаж будет восстанавливать здоровье после стычки с убивцем, другой начнёт лучше замечать ловушки, либо при первом использовании отмычки у него будет шанс не сломать её.
Трудовые будни убивцев и подростков
Чем дольше люди будут играть в The Texas Chain Saw Massacre: The Game, тем сильнее станут их персонажи, но пока тяжело говорить о том, насколько заметно это повлияет на баланс. Больше всего удивляет то, как неохотно игра объясняет механики. Если в Evil Dead был полноценный играбельный туториал (плюс несколько сюжетных миссий), то тут вместо нормального обучения вам показывают видеоролики с субтитрами, которые ещё и перемотать нельзя. Отдельные обучающие ролики есть о немало механиках и о каждом доступном персонаже, но сидеть и смотреть их нет никакого желания — лучше бы позволили опробовать всё это в деле. Гораздо несложнее найти краткий гайд на YouTube.
Убийца вряд ли сможет догнать жертву, если та почти добежала до выхода с степени.
Зато когда во всём начинаешь лучше разбираться, The Texas Chain Saw Massacre: The Game приносит огромное наслаждение, особенно если переключаешься между сторонами и пробуешь разных героев. За выживших мне играть нравится чуточку вяще — это такой стелс-хоррор с попытками обмануть противника и необходимостью на лету принимать решения. Ничто не сравнится с жуткими моментами, когда ты длинно пытаешься открыть коробку с инструментами, а визуальные эффекты на экране подсказывают, что совсем рядом находится член семейства, какой парой ударов отправит тебя в нокаут. А если вражеская команда попалась скоординированная, которая и ловушки устанавливает, и прислушивается к каждому шороху, то сложность возрастает в разы.
Вопрос лишь в том, сможет ли игра долго оставаться популярной. Пока что проблем с подбором игроков нет, в том числе благодаря кросс-плею. Однако права у разработчиков есть лишь на первый фильм, а потому и локации взяты лишь из него — всего три карты с дневными и ночными версиями у любой. За несколько дней, которые я провёл в игре, надоесть она не успела — много раз я откладывал написание обзора, чтобы поучаствовать ещё в одном матче. Но сколько это продлится? Особенно когда пользователи начнут гораздо лучше понимать механики и заучат все карты — пока что мне часто встречаются Кожаные Лица, которые долго не могут отыскать выход из подвала.
Но даже если поддержка проекта будет не такой активной, как хотелось бы, The Texas Chain Saw Massacre: The Game уже на релизе вышла достойной игроизацией хоррора. Здесь есть игровые условности — в фильме, к примеру, дедушка не обладал такими экстрасенсорными способностями. Но в цельном это красивый и атмосферный онлайн-ужастик, генерирующий забавные моменты, да и саундтрек здесь отменный — он становится более напряжённым в подневольности от ситуации на экране. Если какая-нибудь Ghostbusters: Spirits Unleashed казалась невнятной попыткой заработать деньги на фанатах оригинала, то тут к первоисточнику отнеслись с уважением — чего только стоит знаменитый танец Кожаного Лица в конце матча, когда желая бы один из пленников сбегает.
The Texas Chain Saw Massacre: The Game я бы поставил на один уровень с Evil Dead: The Game — впечатления они покинули примерно одинаковые. Это столь же удачная попытка перенести легендарный фильм в игровой формат, сильно похожая атмосферой на первоисточник. Жалко, что создатели новинки не повторили опыт конкурентов и не сделали нормальный обучающий режим — с ним влиться в игру было бы гораздо проще. Да и возникают вопросы по поводу контентной поддержки — у авторов «Зловещих мертвецов» с этим дела попроще. Как бы то ни было, охотникам асимметричных хорроров точно стоит опробовать проект — «очень положительные» отзывы в Steam у него не попросту так.
Плюсы: отлично воссозданная атмосфера первой «Техасской резни бензопилой»; необычный подход к асимметричному мультиплееру с форматом 4 vs. 3; пространные древа прокачки у каждого персонажа; одинаково увлекательный геймплей за любую из сторон; наличие кросс-плея.
Минусы: унылые видеоролики вместо нормального обучающего порядка; дополнения на основе более поздних фильмов исключены, а потому контентная поддержка игры вряд ли будет деятельной.