Разработчики из Fool’s Theory (а это, на минуточку, ветераны CD Projekt RED) по давнишней традиции польского геймдева не раз переносили свою новую игру: сначала — с декабря на февраль, потом — с февраля на март. И вот долгожданная The Thaumaturge наконец вышла. Подавайте разберёмся, что в итоге получилось у студии, которую основал Якуб Рокош (Jakub Rokosz) — старший дизайнер квестов в The Witcher 2 и The Witcher 3. Fool’s Theory мастерит ещё и ремейк первого « Ведьмака», так что ожидания от «Тауматурга» более чем высоки. Тем более что это уже не первая полноценная работа команды: она набила длань на Seven: The Days Long Gone и наверняка учла все огрехи проекта… По крайней мере, в это хотелось верить.
Песни западных славян
Поступок The Thaumaturge происходит в начале прошлого века, в 1905 году. Главный герой — Виктор Шульский, потомственный тауматург (к этому ключевому для игры термину я вернусь чуть запоздалее). У него есть бойкая сестра-близнец, суровый отец-поляк и русская мать, о которой мы знаем только то, что она живёт во Франции. Младенчество Виктор провёл в Варшаве, но потом вынужден был уехать и долго скитался по миру, развивая свои необычные способности.
За несколько лет до игровых событий герой захворал: он отведал поймать дикого салютора (читай: демона), но дело обернулось неудачей. Мало того что создание не соизволило хвататься живьём и отказалось пополнить коллекцию Виктора, так тот ещё и начал терять связь со своим первым салютором, упырём. Размышляю, у вас уже начал вырисовываться образ того, что же такое тауматург, но я немного дополню его: это маг, который ищет потусторонних существ (тех самых салюторов) и людей, в кого они вселились. Обыкновенно носители отмечены каким-то изъяном: гордыней, честолюбием, горячностью — именно негативная черта притягивает демона. Тауматурги её находят, выводят наружу и забирают совместно с карманным бесом.
Название мультфильма «Болек и Лёлек» после нахождения очередного салютора заиграло новыми красками.
Вот и получается, что основной герой у нас этакий охотник на монстров, но монстры эти невидимы глазу и обитают в головах людей, так что Виктора можно наименовать в какой-то мере психотерапевтом, разбирающимся с внутренними демонами. Правда, методы работы у него весьма своеобразные.
Придя в прологе в Закавказье, Шульский ищет помощь не абы у кого, а у самого Григория Распутина. И тот действительно помогает Виктору: он опять начинает видеть своего упыря и даже обзаводится новым демоническим питомцем. Но мы недолго радуемся — из Варшавы приходят дурные вести о кончины отца протагониста, а значит, пора садиться на поезд и уезжать из деревни в большой город. Туда, где и пройдёт вся прочая часть игры.
Ах, как хочется вернуться…
Сразу, с вокзала, хочется отметить, как же хороша и живописна Варшава 1905-го. Город поделён на зоны, и каждый из них уникален. Один включает в себя рынок и лачуги бедняков, другой — порт. Естественно, есть зоны с барами, шикарными гостиницами и доходными домами, районы со сквериками и церквями. Где-то лежит плитка, где-то повсюду слякоть и лужи, в центре же ведётся активная стройка. Не забыли польские разработчики и про достопримечательности Варшавы — выйди The Thaumaturge на несколько лет ранее, я обязательно бы уделила ей время в «Игровой географии» Польши.
С каждым актом открываются новые районы города, но я бы не произнесла, что он поражает размерами. Думаю, здесь будет уместно сопоставление с Ревашолем из Disco Elysium — по масштабам нас ожидает образцово такое же путешествие в отдельно взятом населённом пункте. Правда, перемещаться своим ходом из одного района в иной не получится — для этого существует общественный транспорт. По городу вовсю ходят трамваи и конные экипажи, водители каких сетуют на новомодную технику по заветам Утёсова.
Но мы, вообще-то, сюда не любоваться Варшавой приехали, а решать дела: вести тонкие расследования, помогать сестре и другу детства, и главное — выяснить, кто же стоит за смертью отца, ведь недоброжелателей у того было предостаточно.
Последствие ведут тауматурги
Как же Виктор занимается делами? Да очень просто: прислушивается к своим чудо-способностям! Мы постоянно прожимаем здешний аналог ведьмачего чутья, осматриваем предметы, на которых появилась мерцающая красная пыльца, и ходим за алой нитью, ведь она непременно приведёт нас либо к важной сюжетной вещи, либо к персонажу, владеющему этой самой вещью и нужной нам информацией.
Тауматурги могут считывать человечьи мысли и намерения с предметов (то есть видеть что-то вроде их ауры и по ней уже понимать характер хозяина), а также ментально воздействовать на окружающих. Но чтобы повлиять на человека, сперва нужно разузнать его секреты, делая наблюдения, из которых потом складываются заточения (довольно очевидные, но притом очень сочно написанные).
Для того чтобы считывать ауру с предметов, нужно развивать грани тауматургии — сердце, деяние, слово и рассудок, но порог у проверки обычно невысокий.
И вот Виктор ходит, осматривает предметы и делает заключения — от игрока никакого самостоятельного выбора в расследовании не требуется. Собираем мы информацию о человеке зачастую, чтобы после на него повлиять. Но это влияние — просто волшебное мгновенное убеждение, в результате которого получается диалог в стиле:
— А отчего бы вам не передумать и не сделать то, что я прошу?
— И в самом деле… Я передумал, сделаю как говорите.
И я сейчас даже не утрирую. В таком взаимодействии с NPC по умолчанию нет никаких аргументов — мы узнали слабые места места собеседника и будто за кадром на них надавили. Вот вам пример из самого начала игры. Извозчик ни в какую не желает вести Виктора на кладбище — дескать, устал. Мы, конечно, верим, но проводим своё расследование. Осматриваем лежащую рядышком тряпку с потом. И правда — устал, похоже. Затем внимательно изучаем колесо телеги и лопату: они все в грязи, бедняга все мочи потратил на то, чтобы выбраться из земляного месива. Что ж, пришла пора разговора. Именно того, что был процитирован выше. Никакая полученная информация нам в диалоге не сгодилась — мы просто заставили его передумать и отвести нас в нужное место, сняв усталость одной кнопкой. Вероятно, так и работает тауматургия, но со сторонки это выглядит не очень убедительно и совсем не интересно.
Sweet summer child.
К счастью, не всё общение построено на таком вот «гипнозе». Есть диалоги, в каких нам предлагается выбор. Вот только, как продемонстрировало мне второе прохождение, выбором он оказался лишь на словах. И теперь уже Виктор мог почувствовать себя на пункте того бедного извозчика. Нет, нам не внушали ничего другие тауматурги (хотя они в игре тоже имеются), но выбора зачастую не оставляли даже несложные смертные. Например, нельзя отказаться от пьянки с приятелем детства: если скажешь ему нет, он ответит, что не отстанет, и начнётся такая же кат-сцена, как если бы ты согласился.
Во всех кат-сценах (а их тут немало) в углу экрана вечно маячит кнопка «Пропустить диалог». Отвратительно!
В одном из разговоров есть выбор: сказать про свою сестру Лигию или не упоминать её. Кликаешь другой вариант, и Виктор демонстративно молчит, но буквально через пару секунд выпаливает: вообще-то, у него есть сестра-близнец. Но самое обескураживающее впечатление на меня произвёл беседа с человеком, с которым герою предлагают или сотрудничать, или высказать сомнения. Я предпочитаю не доверять, но в итоге мне за этот выбор ещё и извиняться пришлось, потому что сотрудничество было сюжетно необходимо, а персонаж разобиделся!
В общем, настоящих развилок в The Thaumaturge мало. Зато есть несколько сюжетных линий, связанных с квестами конкретных героев. Так, история всё того же приятеля детства, Абауриция: выполнив его задания, в концовке получаешь связанный с ним эпилог в картинках — тут всё по заветам RPG престарелой школы. Ну и есть выбор практически в финале, спасибо игре хотя бы за это. Но, конечно, мне бы хотелось получить концовку, какая бы складывалась из совокупности моих поступков по ходу сюжета. Вы можете сказать, что я слишком много хочу и вообще мои ожидания — мои проблемы, но должна же я чего-то ожидать от игры, официальное описание какой кичится «детективными элементами» и «непростыми моральными дилеммами», а также заявляет, что «The Thaumaturge даёт вам свободу выбора, однако будьте готовы к непредсказуемым последствиям». Вылито, готовилась я зря!
И взял он меч
Тауматурги не только наделены острым восприятием того, что скрыто от иных, но и могут предугадывать действия врагов — и это пригодится в бою. Сражения тут больше всего напоминают уже не о классических компьютерных RPG, а о пошаговых японских. Мои первые ассоциации — это Grandia II с её преходящей шкалой, на которой видно все действия участников битвы, и серия Final Fantasy, а именно тамошние эйдолоны, хаки стражи, астралы… призывные существа, иначе говоря. В The Thaumaturge их роль выполняют демоны-салюторы, часть которых мы получаем по сюжету, а иную часть нужно находить. У каждого из них — свои способности, выполнение которых занимает разное время, и это важно учитывать.
В отличие от JRPG, бои тут не такие дробные, да и в целом обошлось без рандомных встреч. Но хоть драки тут не случайные, затевая разговор с прекрасными дамами на улице, стоит содержать в уме, что и эта беседа может закончиться потасовкой с проходящими мимо работягами, которым не понравился ваш внешний вид.
У героя есть несколько обликов атаки: быстрая, медленная, ментальная, специальная и усиленная, для выполнения которой нужно соблюсти определённое условие. Навыки собираются в цепочки (под крышка игры все три атаки одного вида всё равно будут разными), и чередовать навыки для повышения эффективности было весьма увлекательно.
Так как мне нравятся пошаговые битвы, в сражения я ввязывалась с вящим удовольствием. Но на среднем уровне сложности они показались мне простоватыми — только финальный босс действительно задал жару, но и там есть лазейка, как осилить его практически без усилий; вопрос только в том, пользоваться ею или нет.
Навыки, которые Виктор применяет в бою, следует улучшать, вкладывая в порожние ячейки дополнительные способности. Эти улучшения можно менять перед каждой схваткой, но мне это не пригодилось: собрав единожды билд под себя, я так и дошла с ним до самого крышки, открывая только новые виды атак и развивая исключительно их.
Враги редко нападают поодиночке. У каждого из них ещё и есть особые черты (так, 80 % урона по противнику не проходит), связанные с гранями тауматургии, которые уже упоминались выше. Такую защиту можно на пора убрать, например атаковав подходящим салютором. Вообще, салюторы — незаменимые помощники в бою, они, как и герой, обязательно делают ход и даже выступают вместо аптечек (никаких расходников в игре нет).
Самые захватывающие битвы, как обитает, происходят с боссами.
Прогулки с салюторами
Чем ещё заняться на улицах Варшавы кроме драк с работягами и солдатами? Например, можно мастерить мелкие квесты — находить разные места по отрывкам чужих писем и газетным вырезкам. Для того чтобы заметить такое особенное место, надо отыскать несколько улик, а дальше Виктор сам сложит два и два и выдаст адрес, к какому нас приведёт тауматургское чутьё. Таким образом можно попасть на дегустацию кофе, заглянуть на урок танцев или демонстрацию фотосъёмки. Но не ожидайте от этих местечек особой кат-сцены: Виктор просто сделает в своём альбоме набросок события. Но, надо признать, пишет наш герой чертовски хорошо.
В начале обзора я уже хвалила то, как здорово полякам удалось показать Варшаву. Её было увлекательно изучать даже мне, человеку, который там никогда не был. Не представляю, какой восторг город вызовет у тех, кому довелось его побывать, чего уж говорить о местных жителях. Та любовь, с которой воссозданы варшавские улочки, оживляет город и делает его полноценным героем игры.
При этом мир The Thaumaturge — пункт крайне неприветливое: там сложно найти милого и доброжелательного человека, все пытаются как-то приспособиться, чтобы выжить. В игре немало мата, в том числе русского: герои не стесняются смешивать языки в своей речи. Говорят они, правда, с акцентом, но звучит всё это дело весьма живо и колоритно.
Фразу, выделенную курсивом, фрейлина императрицы Светлана Румянцева (между прочим, одна из значительных для повествования героинь) произнесла на русском.
В Варшаве живут люди из разных социальных групп: и богема, прожигающая пора на приёмах в дорогих отелях, и бедные рыбаки с незамысловатой философией «Река дала — река взяла», и немцы, винящие польских работяг в алкоголизме, и девушки, мечтающие об образовании, и дерзкие социалисты, и бунтари куда более радикальных взоров. Получился самый настоящий срез эпохи, обнаживший кучу наболевших вопросов и тем, одна из которых — независимость Польши.
Не буду таить, что в игре есть реплики, которые сейчас могут восприниматься острее, чем раньше: к русским тут относятся настороженно. Но мир The Thaumaturge суров ко всем: даже ключевые для сюжета тауматурги большенный популярностью там не пользуются. Самого Виктора, при всей его харизматичности, сложно назвать откровенно положительным персонажем, но в наших мочах попытаться сделать жизнь окружающих его людей чуточку лучше, хотя бы в тех рамках, что предлагают разработчики.
Внешний лицо героя можно менять у цирюльника, так что ему необязательно быть патлатым бородачом. А костюмы меняются, соответственно, у портного. Истина, сперва он их должен ещё пошить, с чем связана целая серия квестов.
В целом после прохождения The Thaumaturge у меня осталось симпатичное послевкусие. Да, я всё ещё возмущаюсь, что игра часто водила меня за нос, изображая, что даёт мне выбор, — но во время первого прохождения я размышляла, что действительно его делаю. Ну и детективная часть, на мой взгляд, недожата.
С другой стороны, у меня язык не повернётся сказать, что в The Thaumaturge немного расследований. Буквально каждая сюжетная задача требует детективного вмешательства, да и необязательные квесты тут тоже с налётом секреты. В игре нет традиционных для RPG однотипных заданий — за каждым стоит маленькая, но уникальная история. Чувствуется, что к «Тауматургу» приложил длань старший дизайнер квестов « Ведьмака» — все они запоминаются и наполняют мир игры колоритными деталями.
Очевидно, Fool’s Theory влеклась создать игру, в которой на первом месте были бы история, незатасканный сеттинг и харизматичные герои. И у студии это вышло. Правда, заметно, что ей хотелось большего размаха, но либо денег не хватило, либо времени: ближе к финалу даже анимации представляются совсем скудными, а концовки — сумбурными. На необязательные квесты в последней трети игры тоже поскупились — при таком-то многообещающем начине! И опять же пресловутая вариативность. Ну не хотите вы делать разветвлённую игру, да и бог с вами! Вон JRPG, у которых была позаимствована военная система, в массе своей отлично себя чувствуют и без вариативности. Просто тогда не делайте выбор из реплик, какие всё равно сводятся к одному.
Плюсы: неизбитый сеттинг; интересная история, написанная богатым и образным языком; стильные пошаговые бои; игра в цельном выглядит живописно, а отдельные детали, вроде рисунков главного героя, только добавляют ей шарма.
Минусы: по вящей части линейное повествование, которое пытаются прикрыть псевдовыбором; есть ощущение лёгкой недоделанности, хромые анимации и безобидные баги.